Парк вагонов метрополитена Москвы пополнится в этом году примерно на 700 новых вагонов «Москва» самой современной модификации, на городские маршруты выйдет более 1,9 тысячи автобусов, трамваев и электробусов. О том, как растет пассажиропоток и развивается столичная транспортная инфраструктура, — в материале «Ленты.ру».
Новый 2020 год начался с новостей о строительстве метро. 2 января был проведен технический пуск второго участка Некрасовской линии и примыкающих к ней участков Большой кольцевой линии метро. Через несколько месяцев поезда пойдут от «Лефортово» до «Косино» и далее в Некрасовку. Всего в этом году планируется завершить строительство девяти станций метро. Новые поезда будут запущены на пяти линиях метрополитена. Речь идет о Сокольнической, Калужско-Рижской, Таганско-Краснопресненской, Большой кольцевой и Некрасовской линиях.
Общественный транспорт становится все более популярным у жителей столицы. Об этом говорят итоги работы транспортного комплекса за прошлый год. Так, в 2019-м число поездок выросло до 5,7 миллиарда, что на 12 процентов больше, чем в 2010 году. В среднем по рабочим дням столичный транспорт перевозит 19,8 миллиона пассажиров. Из них 66 процентов пользуются электротранспортом. Это один из самых высоких показателей среди мегаполисов мира.
Главное транспортное событие прошлого года — появление нового вида общественного транспорта — двух Московских центральных диаметров: МЦД-1«Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск). Общая протяженность линий составляет 132 километра, на них размещено 57 станций, с 19 из которых можно сделать пересадки на метро, МЦК и радиальные направления Московской железной дороги. За два первых месяца работы число пассажиров на этих диаметрах выросло на 14 процентов (по сравнению с аналогичным периодом до их запуска). На МЦД создано два миллиона новых пассажирских мест в сутки.
Рекорд по пассажиропотоку в метро был установлен в январе. По данным на 27 января, он составил почти 157 миллионов пассажиров, увеличившись на миллион человек по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Как сообщили на официальном сайте столичного метро, за 2019 год пассажиропоток вырос на 60 миллионов по сравнению с 2018-м и составил 2,56 миллиарда человек.
Из-за ситуации с коронавирусом, как рассказала замначальника Московского метрополитена по развитию клиентских сервисов и работе с пассажирами Юлия Темникова, в ходе пресс-конференции 23 марта в ТАСС, люди остаются дома, соблюдая правила самоизоляции. «Мы видим достаточно высокое снижение пассажиропотока — на 40 процентов». На 22 процента наблюдается снижение нагрузки на Московские центральные диаметры, такие цифры привел замруководителя комплекса информирования Московских центральных диаметров (МЦД) департамента транспорта Москвы Тимур Соцкий.
Всего с 2010-го в столичной подземке стало на 81 станцию больше, построено 155 километров новых линий. В прошлом году в столичном метрополитене появилось 584 новых комфортных вагона «Москва», в том числе улучшенный поезд модификации 2019 года. С 2010-го подвижной состав метро обновился на 57 процентов (2997 новых вагонов). В планах — еще 185 километров линий и 76 станций. По оценкам столичных чиновников, в результате метро станет в два раза больше, чем было в 2010 году, 95 процентов москвичей будут проживать рядом со станциями метрополитена.
Также в 2019-м было закуплено 483 современных вагона для пригородного железнодорожного транспорта. Обновление парка составило 60 процентов (3163 новых вагона с 2010 года).
Растут перевозки и у наземного городского транспорта. В прошлом году автобусами, троллейбусами, трамваями и электробусами ежедневно перевозилось в среднем 7,4 миллиона человек — это на 15 процентов больше, чем в 2010 году. В 2019-м в парк поступило 1633 единицы нового подвижного состава. Всего же с 2010 года было закуплено 11 086 новых автобусов, трамваев, троллейбусов и электробусов. Благодаря этому в Москве сформирован самый молодой в Европе автобусный парк (средний возраст автобуса — 4,7 года).
Также в 2019 году организовано 22 новых маршрута наземного транспорта, половина из них проходит по территории ТиНАО. С 2010 года появилось 352 новых маршрута. Также в 2019-м создано 11 маршрутов, соединяющих Москву и Московскую область. Всего этих смежных маршрутов 567, на таком транспорте пассажиры совершают более одного миллиона поездок в сутки.
Новые линии метро, трамваем и автобусов требуют нового парка. Москва — крупнейший среди городов покупатель пассажирского транспорта в России. С 2014 года столица перешла на закупку вагонов метро по контрактам жизненного цикла: победитель должен поставить новые вагоны, а затем их обслуживать 30 лет. В поставках были заинтересованы Siemens совместно с «Русскими машинами», Bombardier с «Уралвагонзаводом», испанская CAF с группой «Синара», чешская Skoda и южнокорейская Hyundai. Но они не смогли выполнить поставленные условия в первую очередь по локализации в России производства и открытию конструкторских бюро. В итоге единственным поставщиком вагонов для метро остается «Метровагонмаш» (входит в «Трансмашхолдинг»). Холдинг поставляет для Московского региона не только вагоны метро, но и современные электропоезда и трамваи.
«Уже поставлено 1200 вагонов из запланированных 1400 по проекту. Это большой проект, на 75 миллиардов рублей, — заявил в ноябре прошлого года первый заместитель председателя ВЭБ.РФ Николай Цехомский, выступая на деловом завтраке с министром транспорта России в рамках «Транспортной недели». — Успешным он стал и потому, что был реализован в формате КЖЦ (контракт жизненного цикла), в этом проекте были использованы средства ФНБ».
Тогда же мэр столицы Сергей Собянин и президент «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев подписали соглашение о создании в Москве транспортного технопарка — современного инженерного центра для производства и обслуживания трамвайных вагонов, а также проведения инновационных разработок в сфере пассажирского электрического транспорта (речь о беспилотном транспорте). Организовать производство планируется на базе Краснопресненского трамвайного депо. Площадка находится в Строгино.
«Программа обновления рабочего трамвайного парка Москвы выполнена уже практически на 70 процентов. В рамках уже заключенных и будущих контрактов мы рассчитываем в течение ближайших трех-четырех лет обновить трамвайный парк на 100 процентов, — заявил Сергей Собянин. — Но жизнь на этом не заканчивается. Москве и другим городам России и в дальнейшем будут требоваться современные трамваи. Кроме того, эту технику нужно будет ремонтировать и обслуживать. Поэтому мы достигли соглашения с крупнейшим отечественным производителем "Трансмашхолдингом" о том, что в нашем городе будет создан технопарк по производству и обслуживанию трамваев». В июле прошлого года Сергей Собянин подписал похожее соглашение с генеральным директором ПАО «КамАЗ» Сергеем Когогиным. Тогда речь шла о запуске производства электробусов и электрокомпонентов к ним, а также возведении центра инновационных разработок для пассажирского электрического транспорта.
Развитие городского транспорта в Москве идет в рамках концепции «Умный город — 2030», которая определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления и развития в сфере цифровых технологий в столице до 2030 года. Технологии умного города должны сделать людей более мобильными, а передвижение — более безопасным. Стратегия направлена на обеспечение равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности для всех москвичей, на повышение безопасности, комфортности и экологичности транспортной системы с помощью цифровых технологий, на экономию времени горожан и снижение времени поездок за счет интеллектуальной транспортной системы, сервисов совместного использования автомобилей и цифровых сервисов, на обеспечение возможности виртуального присутствия москвичей на городских мероприятиях, уроках и лекциях, на развитие государственных услуг в цифровой форме.
По прогнозам специалистов, новая госпрограмма позволит еще больше освободить москвичей от повседневной рутины и избавит от пустой траты времени, так как значительную часть работы будет выполнять искусственный интеллект. Так, по словам ведущего бизнес-аналитика IT-департамента ГБУ «МосТрансПроект» Антона Пахомова, в будущем взаимодействовать с транспортом будет не водитель, а инфраструктура. По сути, улично-дорожная сеть превратится в интерактивную карту с разметкой, дорожными знаками, светофорами, бордюрами, парковками и так далее.
«Здесь можно выделить три основных задачи транспорта, — говорит руководитель управления продуктового и технического маркетинга АО «Трансмашхолдинг» Дарья Марку. — Во-первых, запустить больше поездов, чтобы уехать можно было быстрее. Вторая задача: сделать лучше пересадки между транспортными средствами: трамвай, электричка, метро, каршеринг». По ее словам, классический пример — хорошие транспортные узлы — запущенный недавно МЦД, метро и пригородные электропоезда. «Третий принцип умного города — это больше удобств для клиентов, — рассказывает эксперт. — Вы зашли в вагон метро, подключили свой телефон к зарядке, подключились к Wi-Fi, спокойно сделали свои дела в интернете, хотите, онлайн-курс пройдите, хотите, билет купите, что угодно».
«В настоящий момент мы анализируем пассажиропотоки, готовы предлагать заказчикам комплексные решения, — продолжает Дарья Марку. — У нас сейчас тесное взаимодействие с администрациями городов, в том числе с Москвой, которая озвучивает свои пожелания или нужды жителей, и мы предлагаем решения, оптимально соответствующие требованиям городов».
«Мы достигли многого, но жизнь меняется, предъявляет новые требования, появляются новые технологии, поэтому нам надо выходить на новые этапы, на новый уровень развития электронных сервисов, услуг информационного города, — отмечает мэр Москвы Сергей Собянин. — И можно уже сегодня говорить не об отдельных услугах, а о создании комплексной программы «Умный город», которая охватывала бы все стороны нашей жизни».