Никогда, даже в самые сложные периоды истории, метрополитен не останавливал строительство новых станций подземки. И сейчас ввел в эксплуатацию новую линию. О перспективах Некрасовской ветки — в материале «Ленты.ру».
Строительство «розовой» линии метро, 15-й по счету ветки столичного метрополитена, началось еще в 2011 году. Ее полное открытие стало для многих москвичей одним из самых ожидаемых событий последнего десятилетия. Дело в том, что в последние годы район Некрасовки активно застраивался, что год от года ухудшало ситуацию с его транспортной доступностью. А там сегодня проживает более 90 тысяч жителей.
Первый участок Некрасовской линии «Некрасовка» — «Косино» протяженностью 7,9 километра с четырьмя станциями был запущен 3 июня 2019 года. Для пассажиров открылись станции «Косино», «Улица Дмитриевского», «Лухмановская» и «Некрасовка». До начала пандемии коронавируса в будний день средний пассажиропоток Некрасовской линии составлял порядка 63 тысяч человек. Месячный пассажиропоток превышал 1,5 миллиона человек. Открытие первой очереди Некрасовской линии частично снизило загрузку на станцию «Выхино» Таганско-Краснопресненской линии, но не разгрузило полностью наиболее востребованные перегоны. Эту задачу должен решить пуск второй очереди линии и северо-восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ) метрополитена, состоявшийся 27 марта.
Общая протяженность новой линии, состоящей из 10 станций — свыше 22 километров. Участок включает в себя станции от «Некрасовки» до «Косино» и открывшиеся «Юго-Восточная», «Окская», «Стахановская», «Нижегородская». Вместе с ними для пассажиров были открыты станции «Авиамоторная» и «Лефортово» Большой кольцевой линии, которые пока будут работать в составе Некрасовской линии. Благодаря этому жители Некрасовки, ранее не имевшие скоростного транспорта в пешеходной доступности, получили доступ к метро. Всего транспортная доступность улучшилась для более 800 тысяч жителей 7 районов Москвы: Косино-Ухтомский, Выхино-Жулебино, Рязанский, Нижегородский, Лефортово, Текстильщики, Кузьминки, а также близлежащих городов Подмосковья. Экономия времени на дорогу для жителей этих районов составит до 30 минут в день.
По прогнозу столичного метрополитена, новыми станциями будут пользоваться более 130 тысяч пассажиров в сутки. В результате юго-восточный участок Таганско-Краснопресненской линии разгрузится до 20 процентов. Запуск новых участков положительно отразится на загрузке улично-дорожной сети. Ожидается, что около 9,7 тысячи автомобилистов откажутся от ежедневных поездок на авто и пересядут в метро. Загрузка на Рязанском проспекте, Авиамоторной, Солдатской и Ферганской улицах снизится до 7-10 процентов. К открытию станций для пассажиров уже скорректированы 24 автобусных маршрута.
Курсировать на Некрасовской линии будут поезда нового поколения «Москва».
В поездах «Москва» есть сквозной проход через все вагоны. Они удобны для маломобильных пассажиров: в них более широкие дверные проемы, а в головных вагонах предусмотрены специальные места для инвалидных колясок. Кроме того, в поездке можно заряжать смартфоны и планшеты с помощью USB-портов, а сенсорные мониторы на стенах помогают найти нужные станции, проложить маршрут и рассчитать время в пути. В климатических установках, через которые проходит воздух перед поступлением в салон, есть ультрафиолетовые лампы для обеззараживания воздуха. Это позволяет очищать воздух в вагоне прямо во время движения поезда. Ультрафиолетовое облучение не проникает в салон и потому безопасно для пассажиров. Воздух обеззараживается за счет фотохимического воздействия ультрафиолетового облучения на микроорганизмы. В результате погибает до 100 процентов вирусов и бактерий. На новом участке Некрасовской линии от «Косина» до «Нижегородской» уже работает бесплатная сеть Wi-Fi.
«На Некрасовской до открытия новых станций курсировали семь таких составов, они подходили к платформам каждые шесть минут в будни, а после введения дополнительных поездов здесь работает 21 состав. Интервал движения сократился в полтора раза и составил четыре минуты», — говорит руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
«Казалось бы, не самое удачное время для открытия новых станций метро, когда из-за карантина пассажиропотоки снизились. Но это не так, — заявил мэр Москвы Сергей Собянин. — Некрасовская линия нужна именно сегодня. Благодаря ей мы сможем еще больше рассредоточить пассажиров, уменьшить количество контактов и лучше защитить людей, проживающих на юго-востоке Москвы, от риска получить инфекцию. Метро в столице строили и открывали всегда, даже в самые тяжелые годы. И сегодня мы не будем сворачивать реализацию этого масштабного проекта, который закладывает фундамент развития города на десятилетия вперед».
Одновременно с запуском второго участка Некрасовской линии открылся новый вестибюль станции МЦК «Нижегородская». Он позволил пассажирам сократить время пересадки на железнодорожную платформу Нижегородская (будущая станция МЦД) в три раза — с 10 минут до 3 минут, а также осуществлять пересадку в «теплом контуре» на железнодорожную станцию и новую станцию метро «Нижегородская». Таким образом пассажиры Некрасовской линии получат доступ к МЦК, причем все переходы будут осуществляться уже не по открытой улице, а в закрытом теплом помещении. К 2023 году транспортно-пересадочный узел «Нижегородская» будет включать в себя две станции метро (Некрасовской и Большой кольцевой линий), станции МЦК «Нижегородская» и станцию МЦД с пересадкой в «теплом контуре». ТПУ станет одним из крупнейших пересадочных узлов в Москве, а станция «Нижегородская» войдет в топ-10 по пассажиропотоку с учетом пересадок по линиям.
В зоне пешеходной доступности от ТПУ проживает 23 тысячи человек, их будет более 40 тысяч после окончания реновации и реорганизации близлежащих промышленных зон. Транспортный узел даст дополнительное снижение загрузки Таганско-Краснопресненской линии метро до 20 процентов и до 7-10 процентов разгрузит Рязанский и Волгоградский проспекты.
Открывшаяся также 27 марта станция «Авиамоторная» скоро станет частью одноименного ТПУ. В 2021 году там ожидается открытие второго вестибюля и «теплого контура» пересадки на Калининскую линию. Время самой пересадки составит 2 минуты. В составе ТПУ будут две станции метро: «Авиамоторная» Калининской и Большой кольцевой линий и станция МЦД-3 Новая Казанского и Рязанского направлений железной дороги. Как говорил руководитель Департамента городского имущества Москвы Максим Гаман, строительство ТПУ «Авиамоторная» позволит улучшить транспортное обслуживание таких районов Москвы, как Марьина Роща, Мещанский, Сокольники, Басманный, Соколиная гора, Лефортово, а также периферийных районов Некрасовка и Косино-Ухтомский.