Экономика
09:00, 9 апреля 2020

Под стук колес Как ОАО «РЖД» помогает бизнесу пережить пандемию

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Российские железные дороги принимают беспрецедентные меры по поддержке российского бизнеса в период пандемии: расширен перечень онлайн-сервисов, упрощено оформление доставки грузов, введена гибкая система скидок. О том, как работают «Российские железные дороги» в условиях пандемии коронавируса, — в материале «Ленты.ру».

На фоне сложной эпидемиологической обстановки в ОАО «РЖД» в конце марта создан оперативный штаб по взаимодействию с участниками транспортного рынка, который возглавил заместитель генерального директора РЖД — начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. Его главная задача — всесторонняя и эффективная поддержка отправителей и получателей грузов в круглосуточном режиме. Кроме того, для обращений открыта горячая линия, а также расширены возможности электронной торговой площадки «Грузовые перевозки», с помощью которой можно дистанционно заказать и оплатить доставку «от двери до двери». Для минимизации личных контактов перевозчик ввел автоматическую пролонгацию договоров на предоставление услуг.

Что в приоритете

Через личный кабинет на портале РЖД теперь можно оперативно согласовать схемы погрузки и провести аттестацию новых грузовладельцев. Онлайн-сервисы были доступны и раньше, однако именно с введением в России карантинного режима их востребованность резко возросла. Так, за март было оформлено на 75 процентов больше электронных документов, чем за январь-февраль, а число зарегистрированных участников платформы «Грузовые перевозки» увеличилось до пяти тысяч.

Для предприятий малого и среднего бизнеса РЖД ввели специальную программу, которая позволяет оформить отсрочку платежа и получить скидки на перевозки. Холдинг идет навстречу и тем предприятиям, чья деятельность приостановлена в связи с нерабочими днями, продленными в стране до 1 мая. Эти компании будут освобождены от ряда выплат, сборов и штрафов.

При этом в приоритете остается доставка продуктов питания и товаров социального назначения — медикаментов, моющих и дезинфицирующих средств и т.д. С апреля по декабрь включительно скидки до 42,5 процента предоставляются на перевозки грузов в крытых вагонах, таких как зерновые, мука, крупы, макаронные изделия, сахар, соль и другие товары первой необходимости.

Новая услуга, которую ввели РЖД в конце марта, — это организация перевозок скоропортящихся грузов ускоренными контейнерными поездами, что чрезвычайно актуально в условиях пандемии. Также железнодорожники наладили доставку транзитных грузов из Китая в Европу, в частности, противоэпидемических средств из Уханя.

Пропускная способность

Несмотря на неблагоприятную ситуацию, вызванную борьбой с коронавирусом, работы по модернизации железнодорожной инфраструктуры не останавливаются. В свое время растущая потребность в увеличении пропускной способности и скорости пассажирских и грузоперевозок вынудили российское правительство оперативно принять адекватные меры. Еще в 2018 году президент России своим указом определил первоочередные задачи, в том числе касающиеся совершенствования транспортной инфраструктуры. Это позволило ускорить ряд проектов, уже реализуемых РЖД, а также запустить новые стройки.

Решая проблемы в экспортной сфере внутри страны, перевозчик устраняет «узкие» места в действующей инфраструктуре. Стратегическим в этом плане является восточное направление, которое открывает путь российскому углю в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. РЖД в этом году завершают первый этап модернизации главных железнодорожных артерий — БАМа и Транссиба. При этом еще в 2019-м компании удалось досрочно достичь запланированного на текущий год показателя в 114 миллионов тонн вывозимого с отечественных месторождений в направлении Дальнего Востока сырья. Это в два раза больше, чем во взятом за ориентир 2012 году. Второй этап, стартовавший в позапрошлом году, цель которого повысить пропускную способность магистралей до 180 миллионов тонн, будет завершен, как объявили в РЖД, раньше намеченного на 2024 год срока на год-два.

Ситуацию на угольных предприятиях России держит на контроле правительство. Для поддержки шахт Кузбасса по поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова был создан оперативный штаб по вывозу угля, который возглавил министр транспорта Евгений Дитрих. Со своей стороны РЖД приняли решение о гарантиях вывозимых объемов сырья. В марте гендиректор ОАО «РЖД» Олег Белозеров и губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев подписали соглашение об объемах экспорта угля через Восточный полигон в размере не менее 53 миллионов тонн и 3,55 миллиона тонн внутренним потребителям. Поскольку спрос на азиатских рынках растет, это дает возможность угольщикам переориентировать экспорт с европейского направления, где потребности в сырье упали.

Дорога в порт

Развитие экспортного потенциала угольной промышленности страны касается не только модернизации БАМа и Транссиба, но и расширения возможностей транспортных коридоров через морские порты, в том числе на Дальнем Востоке, в Северо-Западном и Азово-Черноморском бассейнах.

Первый проект, реализуемый РЖД с 2010 года, подразумевает модернизацию участка Междуреченск — Саянская — Тайшет. Завершится он в 2021 году, однако еще в прошлом году железнодорожники заявили о том, что пропускная способность перегона Саянская — Тайшет достигла цели — 36 пар поездов в сутки, или 42,3 миллиона тонн грузов ежегодно. На данный момент освоено 33,7 миллиарда рублей из запланированных 48,7 миллиарда рублей. Инвестиции в остальные два проекта составляют 290,4 и 210,3 миллиарда рублей соответственно.

Развитие инфраструктуры в Северо-Западном направлении началось в 2015 году. Планируется, что к концу этого года грузоперевозки увеличатся до 145,6 миллиона тонн, или на 20,9 миллиона тонн выше, чем в 2015-м, еще через пять лет — до 179,9 миллиона тонн. В РЖД заявили о скором завершении комплексных проектов по организации скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург — Бусловская и строительству вторых железнодорожных путей и электрификации участка Выборг — Приморск — Ермилово. Продолжается комплексная реконструкция участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива. В рамках проекта увеличения пропускной способности участка Дмитров — Сонково — Мга завершена реконструкция мостов.

Проект по развитию подходов к портам Азово-Черноморского бассейна предполагает увеличение пропускной способности железных дорог до 154 пар поездов в сутки. Объем перевозок в текущем году должен составить 125,1 миллиона тонн, а к 2025 году — более 131,1 миллиона тонн. В рамках проекта предусматривается строительство более 690 километров вторых и станционных путей, электрификация около тысячи километров полотна, строительство почти 370 мостов и водопропускных труб, прокладка линии электропередач. Большая часть работ уже выполнена. Прирост грузопотока в минувшем году по сравнению с 2018-м составил 3,2 миллиона тонн. В целом, как ранее отмечал Алексей Шило, подводя итоги 2019 года, «морские порты являются ключевым элементом в развитии железных дорог».

Осторожно, двери закрываются

Развитие пассажирских перевозок является не менее важным направлением деятельности РЖД. Поэтому в центре особого внимания оказался Центральный транспортный узел (ЦТУ). По сравнению с Европой автодороги столичного региона перегружены в несколько раз, в связи с этим было решено ликвидировать дефицит пропускных мощностей в первую очередь за счет разгрузки автомагистралей.

В рамках проекта развития ЦТУ, реализуемого с 2012 года, запланировано как строительство новых железнодорожных веток и узлов, так и модернизация уже существующих. На сегодняшний день выполнен значительный объем работ — полностью электрифицировано Московское центральное кольцо (МЦК), разработана и внедрена новая система интервального регулирования движения поездов, построены и реконструированы более сотни пассажирских платформ, вестибюлей и павильонов. Задача железнодорожников — к 2024 году довести пассажиропоток до 850 миллионов человек в год. Уже в прошлом году программа дала результаты, близкие к заявленным — почти 765 миллионам пассажиров.

Ощутить на себе изменения смогли практически все жители столицы, Подмосковья и близлежащих регионов еще несколько лет назад. Открытие движения по МЦК стало масштабным и самым ожидаемым событием, поскольку разгрузило старые ветки метрополитена и дало толчок к развитию транспортно-пересадочных узлов, многие из которых преобразовались в многофункциональные комплексы. К тому же МЦК стало своего рода столичной достопримечательностью — поездка по нему сравнима с отдыхом и может заменить сразу несколько экскурсионных маршрутов по Москве. В конце минувшего года открылось движение по двум Московским центральным диаметрам — МЦД-1 «Одинцово — Лобня» и МЦД-2 «Нахабино — Подольск». Теперь добраться из одного района Подмосковья в другой через центр Москвы стало удобней, быстрее, комфортней и, что немаловажно, по цене проезда на метро.

РЖД продолжает работу как по совершенствованию пассажирских перевозок в отдельном, столичном, регионе, так и по всей стране. На это направлены и программы по развитию скоростных пассажирских перевозок, и проекты, способствующие повышению экспортного потенциала российских регионов и, как следствие, ведущие к росту экономики страны и благосостояния россиян.

< Назад в рубрику