Кажется, уже весь мир выучил, что такое хюгге, и убедился, что датчане — самые счастливые люди на земле. Однако кто же знал, что принцип хюгге лежит не только в основе домашнего интерьера и быта, но и отношений родственников и даже воспитания детей в Дании. Как из жизнерадостных, эмоционально стабильных, счастливых детей вырастить таких же взрослых, которые потом смогут повторить этот цикл в собственных семьях, рассказывает книга «Датские дети. Воспитание в стиле хюгге», которую написали Джессика Джоэл Александер и Ибен Диссинг Сандал. При этом Джессика — американка. Она выросла в обществе, где поощряются только индивидуальные успехи и достижения. Датская семья мужа показала ей, что такое успешное командное взаимодействие. С разрешения издательства «Синдбад» «Лента.ру» публикует фрагмент книги «Датские дети. Воспитание в стиле хюгге».
Может ли хюгге быть причиной того, что датчан год за годом признают самой счастливой нацией в мире? Безусловно!
Исследования показывают, что одним из главных условий счастья и благосостояния является время, проводимое с семьей и друзьями. В современном мире его бывает нелегко найти, но «датский метод» помогает включить хюгге в повседневную жизнь семьи.
Слово hygge появилось в XIX веке и происходит от немецкого глагола hyggia, означающего «чувствовать удовлетворение». Это добродетель, повод для гордости, состояние души. Хюгге для датчан — одна из основ культуры, которой они придерживаются в своей жизни.
Датчане рассматривают хюгге как стиль жизни, поэтому стараются чаще проводить время с друзьями и родственниками в уютной атмосфере. Например, на Рождество они собираются вместе и делают все, чтобы создать комфорт. Теплая, уютная атмосфера рождается благодаря свечам и вкусной еде, но также и командной работе. Все стараются помогать друг другу, чтобы никто не чувствовал, что трудится он один. Старшие дети играют с младшими, придумывая игры, в которых могут участвовать все. Даже если кто-то не хочет играть, он хотя бы пытается, потому что выходить из игры — это не hyggeligt, не уютно. На это время все стараются забыть о личных проблемах и воздерживаться от конфликтов, потому что каждый ценит теплую атмосферу и время, отведенное семье. Побеспокоиться о своей жизни можно в другие дни. Счастье наступает, когда человек учится забывать на время о стрессах и жить моментом вместе с близкими. Для датчан приятное и теплое времяпрепровождение с родными людьми — это конечная цель. Детям это служит прекрасным уроком.
Чувство единства с другими придает нашей жизни значение и смысл. Вот почему датчане так ценят хюгге. Каждая личность ценна, но без общения и поддержки других людей никто не может быть по-настоящему счастлив.
Эта идея совместности и единства сильно отличается от индивидуализма, на основе которого формируется американская самоидентичность. Соединенные Штаты были построены на культуре самостоятельности. Если ты достаточно силен, чтобы добиться личного успеха, другие тебе не нужны. Зачем становиться зависимым от чужой поддержки, если ты можешь все сделать сам? В американском обществе принято прославлять персональные достижения и личную реализацию, используя известную фразу «человек, который сам себя сделал» в качестве похвалы и идеализируя таким образом героев-одиночек во всех сферах жизни, от политики до спорта. В спортивных новостях, например, редко рассказывают о командной работе, а внимание уделяют обычно отдельным отличившимся игрокам, например знаменитым квотербекам или питчерам. Это звезды, которые сияют на фоне остальных. Американцы восхищаются тяжелым трудом и выживанием сильнейших, и каждый хочет, чтобы и его ребенок вырос победителем. Знаменитый специалист по культурной психологии Герт Хофстеде в своем исследовании заключил, что уровень индивидуализма в США — самый высокий в мире. Это поразительно. Люди в Америке настолько запрограммированы думать о собственном «я», что даже не осознают этого.
Речь вовсе не о том, что американцам недоступно чувство общности. Хочется всего лишь подчеркнуть, что, с культурной точки зрения, они расположены мыслить индивидуалистически. Например, во время семейной встречи гораздо нормальнее думать о своих чувствах, чем о чувствах собравшихся родственников. То есть принято, как правило, говорить о себе, о своих потребностях или анализировать свои реакции вместо того, чтобы задуматься обо всей группе.
Можно с уверенностью сказать, что никто из нас не был бы против оказаться победителем. Мы хотели бы, чтобы наши дети стали лучшими в каком-то деле, чтобы их выделяли. И это нормально — кто бы не пожелал своему ребенку такого? Взгляните на количество наград, которые сегодня выдают ученикам в американских школах за любые достижения: самую глупую шутку, самую милую улыбку или максимальное число прыжков на скакалке. Все стремятся к признанию за что-то. Это желание вплетено в ткань американской культуры.
Но мог бы кто-то оценить награду «за поддержание гармонии в группе»? Кто готов измерять успех своего ребенка не тем, выиграл ли он, но тем, помогал ли он другим игрокам или насколько хорошо он играл вместе с ними?
Датские дети с самого раннего возраста начинают работать над проектами в группах. Это учит их помогать другим и действовать сообща, распознавать в других сильные и слабые стороны и поддерживать друг друга, а не судить поверхностно. Лучшим ученикам стараются привить скромность, чтобы те умели сопереживать и помогали остальным. Заботиться только о себе — это не hyggelight. Во всем мире датчан считают славными людьми, с которыми приятно работать, потому что они — отличные командные игроки. Они помогают другим, чтобы помочь себе, и не зазнаются после блестящих результатов. Разве можно не любить звезд, когда они скромны?
Социальные группы также играют большую роль в жизни датчан. Их называют foreningsliv, то есть сообщества, основанные на совместных хобби или интересах. Группа может преследовать общие экономические, политические, учебные и культурные цели. Например, она может стремиться изменить что-то в обществе (политическая ассоциация) или давать своим членам возможность выразить себя тем или иным способом (хор или клуб игроков в бридж). Статистика показывает, что 79 процентов датских бизнес-лидеров еще до достижения 30-летнего возраста были активными участниками ассоциаций. 94 процента менеджеров говорят, что ассоциации улучшили их социальные навыки, 92 процента — навыки личного общения, а 88 процентов — что в ассоциациях они обзавелись полезными знакомствами. 99 процентов руководителей в Дании уверены, что участие в подобного рода добровольных ассоциациях развивает профессиональные навыки молодежи.
Дух командной работы и кооперации пронизывает все сферы жизни датчан, от школы и работы до семьи. Когда человек рассматривает семью как собственную команду, это развивает в нем глубокое чувство причастности. Датские семьи вместе готовят, убирают дом, выделяют время, чтобы побыть с родственниками, и таким образом привыкают к ощущению общего счастья.
Уровень счастья среди населения Дании — не единственное доказательство того, как эффективно работают чувство единства и хюгге. Это подтверждают и результаты многочисленных исследований. Ученые из Университета Бригама Янга и Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле собрали данные 148 исследований, посвященных корреляции между социальными связями и здоровьем, в которых приняли участие более 300 000 мужчин и женщин из развитых стран мира. Согласно полученным данным, люди, не поддерживающие качественных социальных контактов, в 50 процентах случаев умирают раньше (в среднем на 7,5 года), чем те, у кого социальные связи хорошо развиты. Эта разница практически равна разнице в продолжительности жизни между курильщиками и теми, кто ни разу не брал в рот сигареты. Более того, недостаток здоровых социальных контактов отрицательно влияет на продолжительность жизни, и это влияние сильнее, чем риски для здоровья, связанные с другими известными факторами, например с ожирением или отсутствием спортивных нагрузок.
В еще одном известном эксперименте, посвященном связи между здоровьем и социализацией, Шелдон Коэн из Университета Карнеги-Меллона подверг несколько сотен здоровых волонтеров воздействию обычной простуды и поместил их в карантин. Перед этим он попросил каждого заполнить анкету о своей социальной жизни. Участники с большим количеством социальных связей заболевали в карантине реже, чем те, кто предпочитал одиночество. Если у человека было много друзей, его иммунная система работала лучше. Такие люди эффективнее боролись с вирусом простуды и зачастую даже не демонстрировали никаких симптомов болезни. Так как на иммунный ответ влияют гормоны стресса, а активная социальная жизнь снижает его уровень, кажется логичным, что у социальных людей иммунная система действует более эффективно.
Группа ученых из Чикаго исследовала и подтвердила этот эффект. Социальная поддержка действительно помогает бороться со стрессом. Когда мы знаем, что нам есть с кем поговорить или к кому обратиться в трудную минуту, мы не боимся сломаться, если столкнемся с трудностями. Мы становимся более стрессоустойчивыми. Возможность открыться уменьшает уровень нагрузки. Многие люди стремятся стоически переносить неприятности и держать свои чувства в узде, но исследования показывают: тот, кто в случае трагедии замыкается в себе, будет страдать гораздо дольше, чем тот, кто делится своими эмоциями и не боится быть уязвимым.
Переводчик Мария Кленницкая