Экономика
Реклама
17:14, 15 апреля 2020

С ног на голову Как изменилась мировая торговля за последние десятилетия

Фото: Westend61 RF / Hernandez and Sorokina / Diomedia

Огромные суда пересекают океаны, чтобы довезти автомобили, стиральные машины и детские игрушки, — это исчерпывающее описание международной торговли в XX веке. Сейчас производство услуг становится гораздо выгоднее продажи товаров. Кто станет во главе торговли будущего? «Лента.ру» и портал для бизнеса «СберПро» рассказывают, к чему приведет происходящая перестройка мировой торговли.

Эксперты Всемирной торговой организации (ВТО) выявили тенденцию: торговля услугами развивается гораздо быстрее торговли товарами. С 2005-го по 2017-й ежегодный рост продажи товаров составлял 4,6 процента, в то время как рост торговли сервисами достиг 5,4 процента. Россия — не исключение: если сравнить показатели первых трех кварталов 2019-го и 2018-го, можно заметить, что внешняя торговля товарами уменьшилась на 6,5 процента, а торговля услугами увеличилась на 1,4 процента.

Общий объем международной торговли в 2017 году исчислялся 13,3 триллиона долларов; предполагается, что в ближайшие 20 лет он превысит 20 триллионов долларов. Доля поставок услуг находится в диапазоне от 49 процентов, как в странах Южной Азии, до 77 процентов — в США. Учитывая экономические изменения первого квартала 2020 года, неизбежна трансформация пропорций между двумя сегментами торговли — остановка работы предприятий в Китае и других странах ударит по масштабам производства и продажи товаров. На фоне происходящих событий заметна устойчивость сервисной торговли.

Мировой финансовый кризис 2008 года не оказал значительного влияния на сферу услуг в Бельгии, в то время как оборот товарной торговли снизился на 30 процентов. Объясняется это особенностью данного сегмента: услуги невозможно хранить на складах, потребность в них непрерывна. Даже в разгар кризиса компании приобретали сервисные услуги, необходимые для их функционирования.

ВТО классифицирует четыре вида торговли услугами:
— трансграничные поставки (человек, находясь в одной стране, приобретает услугу в другой — например, по интернету);
— потребление за границей (к этому можно отнести туризм);
— коммерческое присутствие (компания открывает филиал в другой стране);
— присутствие физических лиц (конкретный специалист работает за рубежом).

Лидирующими по объему продаж сервисами являются дистрибуция и финансы, в совокупности они составляют 40 процентов от всего рынка услуг. В мировой торговле финансовыми сервисами было задействовано 2,5 триллиона долларов по состоянию на 2017 год. На третьем месте — телекоммуникации, продажи которых выросли более чем вдвое за период с 2005-го по 2017-й. Ежегодно увеличиваются продажи услуг в сфере здравоохранения, не отстают и научные исследования — примерно на 10 процентов в год.

Российский внешнеторговый оборот услуг продолжает расти (по данным за 2019 год) при снижающемся обороте торговли товарами. По словам министра финансов России Антона Силуанова, если в среднем в мире примерно 10—15 процентов компаний поставляют продукцию на экспорт, то в России — всего два процента. Рост несырьевого экспорта в России в 2019 году окажется меньше, чем планировало правительство, — виновато снижение темпов развития мировой торговли и те самые тарифные разногласия. Чтобы исправить ситуацию, министерство экономического развития предложило в ближайшие годы выделить почти 245 миллиардов рублей на развитие экспорта услуг, увеличив финансирование этой сферы более чем в 40 раз.

Наиболее динамично в России развивается экспорт услуг в сферах IT и телекоммуникационных сервисов — в 2018 году он даже превысил размеры импорта. Разработка программного обеспечения станет двигателем роста торговли услугами. По оценкам правительства, сервисный экспорт отечественных компаний к 2024 году должен составить 100 миллиардов долларов.

Подробнее о росте рынка услуг читайте на новом портале для большого бизнеса «СберПро».

< Назад в рубрику