Несмотря на то что патриарх Московский и всея Руси рекомендовал верующим на Пасху оставаться дома, а московские священники обязаны закрыть храмы на время карантина, многие верующие и священники, мягко говоря, недовольны. В сети распространяются призывы позволить собраться на Пасху несмотря ни на что, активисты от православия и некоторые священники прямо говорят, что борьба с коронавирусом грозит пришествием Антихриста. Как воцерковленные борются с режимом изоляции и где грань между верой и «околосектантским» поведением — разбиралась «Лента.ру».
Внимание:
Все опубликованные ниже оценки ситуации с коронавирусом в стране являются лишь мнением непрофессиональных обывателей. «Лента.ру» призывает читателей внимательно относиться к своему здоровью, напоминает о важности соблюдения изоляции и оперативного обращения к врачу при первых симптомах болезни.
«В храм не приходить — неправильно. Мы так или иначе умрем. Днем раньше — днем позже, не надо бояться смерти. Бояться смерти надо не в храме. Здесь, в храме, как раз победа над смертью», — говорил епископ Каменский и Камышловский Мефодий своей пастве. Священник в своей проповеди сетовал на то, что людей в храме в последнее время стало мало из-за пандемии коронавируса. В общем, по словам отца Мефодия, лучше прийти в храм своими ногами, чем ждать, пока тебя туда внесут. Периодически батюшка покашливал.
Тем не менее патриарх Московский и всея Руси 3 апреля обратился с посланием к духовенству РПЦ и призвал понести «временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших близких». Формулировка обтекаемая, однако, согласно рекомендациям епархии РПЦ, до снятия ограничений, введенных властями, духовенству монастырей нужно «призывать прихожан к домашней молитве» — в том числе и в пасхальный период.
Впрочем, как указывает в своем видеообращении, опубликованном в паблике во «ВКонтакте» координатор православного общественного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин, «патриарх стоял до последнего» и старался не допустить того, чтобы пасхальные службы прошли при закрытых дверях храмов.
Тезисы, выписанные в посте над видеообращением гласят, что коронавирус — это операция по разрушению мира.
Координатор общественного православного движения «Собор православных мирян» Анатолий Артюх уже объявил, что намерен оспаривать решение Петербургской митрополии православной церкви Московского патриархата — она объявила о закрытии храмов в период с 14 по 19 апреля.
Если заглянуть на страницу Артюха во «ВКонтакте», можно понять, как сильно волнует эта проблема лидера православного движения. Под текстом о проведении богослужений без участия прихожан, скопированным с сайта Санкт-Петербургской митрополии, размещена карикатура. На ней Гитлер, Мао Цзедун и Ленин радуются тому, что два человека в медицинских масках забивают ворота храма, и произносят: «Молодцы!!! Вы сделали то, что не удалось сделать нам!» В качестве вишенки на торте в следующем посте Анатолий Артюх публикует видео с названием «НАС УНИЧТОЖИТ НЕ КОРОНАВИРУС, А ПРИВИВКИ ОТ НЕГО».
Это далеко не одиночные выступления — православные граждане массово выражают недовольство решением властей. Так, жители города Усмань Липецкой области написали обращение к губернатору региона Игорю Артамонову, в котором заявили, что «на протяжении многих веков именно православная Церковь была и является защитой и щитом для народов и государств во время пагубных эпидемий чумы, холеры, черной оспы, моровой язвы и других опасных инфекций, истреблявших целые города и села в разных странах».
Следовательно, закрывать храмы в таких условиях просто кощунственно. По словам активистов, икона Корсунской Божией Матери помогала во время эпидемии холеры 1871 года, ее пронесли с крестными ходами через все окрестные села. При этом, утверждают они,
Подобная ситуация наблюдается и в Новосибирске, где Новосибирская митрополия объявила о закрытии всех храмов и церквей региона и призвала к просмотру служб онлайн. Верующие назвали это позором и маловерием: «Надо бежать к Богу, а мы от него», «Верх лицемерия — открывать салоны красоты и одновременно закрывать храмы! Это как так?» — писали возмущенные прихожане в соцсетях.
Не отстают от верующих и некоторые статусные представители православного духовенства. Так, архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим написал на своей странице в соцсети, что «есть пророчество: когда Пасху справят в неправильное время, взойдет Антихрист».
Дальше Питирим пишет, что ни разу во время эпидемий холеры и сыпного тифа храмы не закрывали, а в ООН тем временем уже звучат призывы избрать единого мирового правителя, которым и будет Антихрист. «Вот вам и земные цари дадут ему власть, — скорее всего, скоро так и будет. Апостол Павел говорит, что он сядет в храме Божием», — беспокоится архиепископ. Питирим уверен, что «это и есть тест на веру». «Господи! Дай силы нашим священнослужителям!» — завершает он свой пост.
На сайте телеканала «Царьград» опубликован целый цикл бесед со священнослужителями, в конце которых им всегда задается один и тот же вопрос: как вы относитесь к закрытым дверям храмов на Пасху? И если до того респонденты в целом рекомендовали пастве быть осторожными, то здесь их мнение меняется:
Архимандрит Никон (Дубляженко):
Всё и все замерли в растерянности и страхе... Храмы — как гроб, заваленный огромным камнем, который не осилить простым человеческим усилием в одиночку, запечатанный печатью закона… Но мы знаем, что там лежит наш Христос, и ничто не может удержать истинно любящее сердце от того, чтобы не пойти вместе с женами-мироносицами и не увидеть Его хотя бы еще раз, даже ценою своей жизни!
Но намного страшнее камня и стражи у гроба тот камень, который запечатывает наши души для Воскресшего Христа, — это наши безверие и страх! Перед каждым из нас и сегодня выбор: оставив Его, бежать и сидеть за закрытыми дверями "страха ради иудейска" или позволить Любви победить страх и встретить Христа, коснуться стоп Его и услышать сладчайший глас Его, зовущий меня по имени.
Епископ Звенигородский Питирим:
Игумен Афанасий (Селичев):
Даже Сталин весной 1942 года, когда немцы были совсем недалеко от Москвы, разрешил праздновать Пасху. Кстати, с нарушением светомаскировки и комендантского часа! На моей же памяти это будет первый случай препятствия власти попасть верным на Пасхальное богослужение. Если, не дай Бог, до этого дойдет, разумеется.
Хотя, как пишут СМИ, в Краснодарском крае, Кемеровской и Самарской областях изоляцию обещают отменить 12 апреля, в день Вербного воскресенья, праздника Входа Господня во Иерусалим. Дай Бог и другим губернаторам мудрости и верности. Надеюсь, что благоразумие победит, и в большинстве субъектов нашей страны карантин отменят к Светлому Христову Воскресению, Пасхе Господней. Ведь лишать верующих возможности отпраздновать Победу над смертью из-за страха смертного, на мой взгляд, абсолютно нелепо.
Протоиерей Владимир Вигилянский:
Каждый человек должен САМ решить, идти ему праздновать Пасху в церкви или нет, сообразуясь со многими обстоятельствами. Во-первых, это состояние его здоровья, во-вторых, ответственность перед другими (семьей, соседями, сослуживцами), и в-третьих, с советами (благословением) духовника. Если нет никаких препятствий, то как можно ограничить себя в радости о Воскресшем Христе, который победил смерть и даровал каждому из нас бессмертие!
Митрополит Даниил (Доровских):
Конечно, очень важно разъяснять людям сложившуюся ситуацию, призывать соблюдать санитарно-эпидемиологические предписания, но у каждого должен быть выбор: идешь ты или не идешь в храм. Это право каждого. А к тому священнику, который, например, в той же Белоруссии, где открыты увеселительные заведения, призывает не идти в храм, верующие вообще могут перестать ходить.
Тем временем коронавирус распространяется и среди духовенства. 13 апреля коронавирусную инфекцию нового типа подтвердили у 18 священников и монахов, которые служат в храмах и монастырях Московской епархии РПЦ. Еще у 21 священника и монаха обнаружились симптомы заболевания.
Более того, вирус вплотную подобрался к окружению патриарха — 15 апреля положительный результат анализа на SARS-COV-2 пришел протоиерею Александру Агейкину, настоятелю Богоявленского кафедрального собора и заместителю руководителя секретариата Московской патриархии.
С чем же связаны подобные заявления священников и почему некоторые из них столь упорны в своем желании собрать людей на Пасху, «Лента.ру» спросила у председателя учебного комитета Русской Православной Церкви, члена рабочей группы при патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, протоиерея Максима Козлова.
Отец Максим:
Мы готовы были предельно идти на исполнение всех требований санитарных врачей, ставить прихожан на расстояние социального дистанцирования — а не так, как толпу в московском метро. В храмах висят дезинфицирующие средства, во многих — дезары, одноразовая посуда для запивки, перчатки для сотрудников… Все есть. Пожалуйста — можно было бы обсудить каждый конкретный храм. Но решение по Москве такое, какое принято, как и в ряде других регионов.
Альтернатива в такой ситуации возникает между чем и чем — между не служить вовсе или служить, но без прихожан. Понятно, что если бы альтернатива была «служить с прихожанами или без», ответ был бы однозначный: служить с прихожанами, хотя бы в каком-то количестве. Когда есть альтернатива между не служить вовсе или служить хотя бы так — то есть молиться за тех людей и вместе с теми людьми, которые не могут присутствовать (потому что все же, по-моему, три четверти московских храмов организовали трансляции богослужений в этот период), — конечно, лучше так, чем никак.
Безусловно, навык дистанционного присутствия на богослужениях — небесполезный в наше время, и он будет приобретен (не знаю уж, благоприобретен или просто). В каких-то случаях это неплохо: можно озаботиться книгами, по которым параллельно следить за службой. Можно, в конце концов, непонятный фрагмент потом переслушать и постараться разобраться или глубже вникнуть.
Но есть вещи, которые невоспроизводимы в дистанционном формате. Невозможно дистанционно участвовать в церковных таинствах и, самое главное, нельзя причащаться. В дни Великого четверга, в день установления таинства причастия и в день самого светлого Христова Воскресения у воцерковленных православных людей (а мы говорим именно о таких, а не о случайно собирающихся освящать куличи в субботу) имеется естественное стремление причаститься в святых Христовых тайн. И в этом году они будут этого лишены.
Церковное священноначалие и благоразумные пастыри церкви всеми силами стараются объяснить народу Божию, что это временная мера, которая носит исключительный характер, что это не повторится в ближайшем будущем. Мы надеемся на это, конечно. Но повторюсь: сопоставление людей, ходящих в храмы, с количеством людей, едущих в общественном транспорте, оставляет вопросы об объективности этих запретов.
В отношении ролика с владыкой Мефодием: владыка говорил эту проповедь до принятия святейшим патриархом решения и соответствующих циркуляров, до наступления в России и в его регионе сколь-либо приметной массовой заболеваемости. Ясно, что многие из нас перед постом или в его начале не очень представляли масштабов, которых достигнет ситуация.
Поэтому, мне кажется, слова владыки Мефодия следует понимать контекстуально. Я видел этот ролик — он говорит о необходимости христианину прежде всего идти за Христом, с соблюдением необходимых санитарных мер. В принципе, я разделяю его позицию по сути, но тактически сейчас, особенно в московском регионе, это будет какая-то акция гражданского неповиновения. В нынешний напряженный момент это, конечно, никак нельзя приветствовать.
Предположим, сейчас идет речь о достижении верхних показателей, о плато. И вот так совпало, что все это пришлось на светлую Страстную неделю. Но хорошо бы при этом получить от властей какой-то посыл, что по мере выравнивания ситуации мы постепенно сможем возвращаться к прежде достигнутым договоренностям. Я не говорю о бесконтрольном посещении храмов — но, скажем, групп верующих, на основании площади храма, которую можно рассчитать исходя из социального дистанцирования. Это могут быть малые группы, по одному-два человека.
Вот в магазин — можно, а в храм в шаговой доступности — нельзя! Есть, конечно, пропуск «на иные цели», но пока это довольно мутная тема. Посмотрим, как это будет работать. Мне кажется, здесь все же должна быть хоть какая-то ясность.
Есть, конечно, и другие случаи. Например, жители города Усмань написали обращение к губернатору Липецкого региона, в котором говорили, что лобызание икон помогало заболевшим холерой выздороветь. Что тут можно сказать — нервное напряжение сейчас есть у нас всех. И очень важно идти тем, что называется в православии средним, царским путем — путем благоразумия.
Да, конечно, мы верим в то, что через причастие человек не может заразиться. Это вера абсолютного большинства церковных людей и вера Церкви. Но, с другой стороны, мы понимаем, что храм как пространство не есть нечто обеззараживающее и уничтожающее вирусы и микробы. Что люди, стоящие в замкнутом пространстве два-три часа, должны соблюдать естественные гигиенические меры предосторожности. Что, подходя к иконе, чтобы почтить святыню, не обязательно ее лобызать губами.
Некоторое время назад разошелся известный сюжет о фундаменталисте из нехристианской религии, который лизал двери культового здания, чтобы показать свою уверенность в том, что это не может нанести ему вреда. Понятно, что подобного рода крайности — это путь к околосектантскому сознанию.
Я думаю, что мы должны сочетать веру и естественные требования гигиены и медицины. Если посмотреть на то, как действовала Русская православная церковь в последние три-четыре века — так, собственно, и было в эпоху эпидемий XVIII-XIX веков — сообразно состоянию и уровню тогдашней медицины противоэпидемические меры принимались церковью. Она была институтом, через который до народа доносилась необходимость применения этих мер.