Экономика
Реклама
11:36, 22 апреля 2020

«Мир уже не будет прежним» Бизнес терпит убытки из-за коронавируса. Что ему может помочь

Фото: Depositphotos

Бизнес сильно пострадал от пандемии коронавируса — это известно всем. Но некоторым компаниям пришлось тяжелее других: например, работающим в сегменте общепита. На автомобильной промышленности пандемия сказалась также не лучшим образом, создав дополнительные трудности в логистике, которые сопровождают отсутствие роста рынка. Исполнительный директор управления по работе с клиентами транспорта и автомобилестроения Сбербанка Константин Зарецкий поговорил с гендиректором Volkswagen Group Rus Маркусом Озеговичем о том, что ждет автомобильный рынок в России и мире, а «Лента.ру» приводит выдержки из этого разговора.

Маркус Озегович: На мировом автомобильном рынке можно выделить четыре тенденции:

— переориентация людей от владения к временному использованию;
— подключение автомобилей к интернету;
— развитие технологий беспилотных автомобилей, которые через 4-6 лет станут использоваться повсеместно;
— поиск альтернативного топлива и развитие электродвигателей.

Если говорить о трендах в России, то нужно понимать, что рынок не растет, а конкуренция на нем высокая. В последние два-три года рынок стал более непредсказуемым, что связано с постоянно меняющейся ситуацией с госрегулированием. В перспективе необходимо встроить российский автопром в мировую систему. Россия может сконцентрироваться на своих сильных сторонах, связанных с сырьем. Комплектующие из России могут быть востребованы за рубежом.

Единственная проблема России, обусловленная природными факторами, — логистика. Эту проблему может помочь решить государственное участие.

Существует два вида господдержки автопрома — это стимулирование спроса и субсидирование и поддержка производства. Их и нужно задействовать.

Создание собственной цифровой экосистемы — важная часть стратегии Volkswagen Group. Потребитель все меньше готов тратить на сам автомобиль, но хочет видеть все больше сервиса: более персонифицированный продукт или сразу целую платформу, как, например, каршеринг.

Интервью с Маркусом Озеговичем было записано в конце декабря 2019 года, когда ситуация с коронавирусом еще не стояла так остро. Константин Зарецкий рассказал, что изменилось с тех пор.

Константин Зарецкий: Автомобильная промышленность столкнулась с негативным эффектом от распространения вируса, как и многие другие.

Проблема номер один — поставка комплектующих. Возникла угроза отсутствия поставок из Европы, что критично для многих иностранных брендов, локализованных в России.

Проблема номер два — спрос. Резкое снижение курса рубля и рост стоимости автомобилей, а также изменение поведения потребителей окажут существенное влияние на продажи, которые и без этого начали снижаться в прошлом году.

Можно отметить интерес к приобретению автомобилей со стороны корпораций, которые хотят справиться с ростом онлайн-продаж и скачком спроса на доставку продуктов. Это добавит к продажам автомобилей еще несколько тысяч единиц.

Одним из ключевых факторов в текущей ситуации будет поддержка со стороны государства — как производителей, так и потребителей.

Производители могут быть поддержаны дополнительными госзакупками автомобильной техники и расширением программ обновления парка городского общественного транспорта, субсидиями, в том числе отсрочкой по уплате утилизационного сбора, компенсациями части постоянных расходов в случае вынужденных остановок производства.

Потребителей можно поддержать за счет пролонгации действующих программ поддержки («Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», субсидирование лизинга), а также за счет принятия новых стимулирующих мер, в том числе для корпоративных закупок. Можно предложить разрешить использовать материнский капитал или предоставить налоговый вычет для покупки российских автомобилей. Необходимо разработать программы софинансирования приобретения автомобилей для отдельных категорий госслужащих; субсидировать процентные ставки по кредитам на покупку отечественных автомобилей.

Мир после такой встряски уже не будет прежним. Изменения коснутся и автомобильной индустрии. Во время вынужденного простоя автопроизводителям стоит внимательнее присмотреться к расширению сервисов временного владения автомобилем, таких как автомобили по подписке.

Есть и угроза потери рабочих мест для водителей. По мнению футуролога Томаса Фрея, беспилотные технологии станут самыми подрывными для человечества за всю историю. Вероятно, лидерами автомобильной индустрии в будущем будут не сегодняшние автогиганты, а IT-компании, разрабатывающие программное обеспечение для транспортных средств и дорожного движения.

Подробнее о будущем автомобильного рынка в России и мире читайте на новом портале для большого бизнеса «СберПро».

< Назад в рубрику