Строгость карантинных мер, вызванных пандемией коронавируса, в разных странах мира различна — от практически полного запрета покидать квартиру всем, кроме врачей и сотрудников экстренных служб, до возможности выходить на пробежку и посещать салоны красоты. Ограничение свободы удивительным образом сказалась на креативности людей: женщины массово красят волосы в кислотные цвета и выкладывают фотографии ню, а мужчины сбривают брови и переодеваются в античных богов. «Лента.ру» разбиралась, почему самоизоляция толкает взрослых людей на самые дикие эксперименты с внешностью.
Самым характерным проявлением желания поэкспериментировать с собственным лицом и прической во время карантина можно, пожалуй, назвать движение «ИзоИзоляция», которое запустили российские активисты в Facebook. О нем написали не только отечественные, но и западные медиа: масштаб «ИзоИзоляции» действительно впечатляет. В этом движении участвуют сотни, а комментируют и лайкают его тысячи пользователей.
Идея «живых картин», которые воплощают участники челленджа своими силами, конечно, не нова. Ново его главное условие: все проекты реализовываются только силами самоизолянтов и с тем импровизированным реквизитом, который есть на жилплощади, где их застал карантин. И тут оказалось, что тяга к самовыражению может сподвигнуть обычных офисных работников, юристов, экономистов и педагогов на самые неожиданные эксперименты. Так, например, многие из них раскрашивают лица «под Пикассо».
«Днями напролет участники нашей группы присылают фото, на которых они косплеят известные картины и активно экспериментируют со своей внешностью: яркий макияж, невообразимые костюмы и прически (в ход идут и пакля, и упаковки от яиц), — рассказывает администратор и одна из создательниц группы «ИзоИзоляция» в Facebook Катерина Брудная-Челядинова. — Складывается ощущение, что в изоляции люди ведут себя смелее, чем в обычной жизни».
Катерина отмечает, что участники ее группы совершенно не боятся показать себя смешными или некрасивыми. По ее мнению, это происходит потому, что, «с одной стороны, сделав фото, они абстрагируются от себя настоящего, воспринимают готовую работу как некий сторонний образ». С другой стороны, по мнению Брудной-Челядиновой, самоизолянты настолько дистанцировались от общества, от своего обычного окружения в офлайне, что уже не боятся осуждения «неких людей из интернета». «Мы дома, под защитой родных стен, и можем творить, как нам хочется», — заключает она.
Некоторые эксперименты действительно выглядят излишне смелыми. Люди готовы выкраситься с ног до головы отобранной у детей гуашью, чтобы уподобиться странным персонажам Босха. А уж травести-экспериментов, причем как шутливых, так и вполне серьезных, десятки и сотни.
Желание продемонстрировать свою красоту в естественном виде овладело и женщинами. Если просто повесить у себя в аккаунте фото ню многие из них стесняются или считают неуместным, то перевоплотиться в Венеру или Данаю — вроде бы вполне легитимное дело. «Это не обнаженка, а искусство!» — в один голос отвечают на ханжеские комментарии осмелевшие дамы.
Есть очень старый, как говорится, бородатый анекдот. Жена выходит к завтраку в противогазе и говорит мужу: «Дорогой, ты не замечаешь ничего нового в моей внешности?». Муж отрывается от газеты (в наши дни — от смартфона) и рассеянно бросает: «Ты сбрила брови?..».
В наши дни сюжет этого анекдота воплотился в реальность — правда, с зеркальным отображением. Рэпер Джиган сбрил брови (и бороду заодно), в таком виде появился перед поклонниками и сообщил, что сбегает от семьи в рехаб. Причиной такой его выходки стал совсем не коронавирус, однако многие поклонники приняли его поступок как руководство к действию. Известные и малоизвестные девушки на самоизоляции вместо того, чтобы мучиться от невозможности сходить к своему стилисту, бреют голову машинкой бойфренда.
Те, у кого храбрости на такую радикальную меру не хватает, экспериментируют с цветом. Например, основательница сети салонов красоты Legend New York отмечает, что после закрытия всех точек на карантин специальные наборы красок для домашнего окрашивания волос, которые доставляются клиенткам с подробной инструкцией, стали одним из главных источников дохода ее компании. Кто-то из девушек просто подкрашивает отросшие корни, а кто-то позволяет себе смелые эксперименты, перекрашиваясь в розовый, зеленый или лиловый. В конце концов, когда еще можно попробовать экстравагантный оттенок, который не допускается офисным дресс-кодом?
Впрочем, некоторые косметические бренды предостерегают клиентов от рискованных экспериментов. Директор профессионального обучения компании Wella Вадим Белов, например, предупреждает, что недостаточное знание правил колористики и особенностей химических процессов, отсутствие технических условий, которые есть в салоне, и невозможность равномерно распределить краску по волосам без посторонней помощи могут привести к неудачному окрашиванию и негативным последствиям для здоровья.
Аналогичные мотивы подталкивают девушек поэкспериментировать с домашним макияжем. Как правило, у всех молодых женщин есть домашний запас косметики, купленной под влиянием порыва, но оказавшейся слишком смелой при ближайшем рассмотрении. На карантине все это можно использовать.
Макияж, в отличие от самостоятельных домашних стрижек, самый безболезненный способ поэкспериментировать. «В макияже совершенно не нужно бояться сделать что-то не так, ведь это всегда можно смыть и сделать заново, — утверждает Владимир Калинчев, официальный визажист Max Factor в России. — Не надо спешить, нервничать и переживать за результат».
Эксперт рекомендует клиенткам фотографировать самый удачный макияж и те средства, которыми он сделан: пригодится в будущем. «С макияжем можно и нужно играть, а сейчас самое подходящее время», — напутствует россиянок визажист.
Кроме изменения внешности, на карантине можно и заняться уходом за кожей и устроить себе SPA на дому. «Домашний уход за телом вполне может соперничать с салонными процедурами, — комментирует ведущий визажист марки Clarins Ольга Комракова. — Все больше девушек осваивают мультимаскинг, то есть сочетание масок с сыворотками и усиление их действия различными маслами, поэтапное сочетание нескольких масок и нестандартное использование средств. А уход за телом из простого нанесения молочка после душа превратился в полноценный самомассаж с маслами и кремами разной текстуры».
У многих сторонних наблюдателей, которые из своих карантинных квартир наблюдают за происходящим в самоизоляции, возникает законный вопрос: почему именно кризисная (и угрожающая здоровью) ситуация спровоцировала такой всплеск экспериментов с внешностью. Самый простой ответ — желание отвлечься, развеяться, придумать занятие для детей и взрослых, вынужденно запертых в четырех стенах.
По мнению психологов, возможность «самопреображения» очень важна в условиях любой непростой ситуации, серьезного кризиса, то есть резкого изменения привычного жизненного уклада. «В одно утро мы можем оказаться в такой ситуации, к которой не были готовы. И нам нужно срочно приспособиться. Сейчас все чаще звучит термин "агрессивная адаптивность". Вот он как раз об этом, — утверждает Мария Медведева, кризисный клинический психолог. — Каждому, кто хочет выжить, необходимо научиться мгновенно приспосабливаться к новым условиям. Люди пока не знают, как это сделать, и начинают менять внешность, потому что это единственное, что доступно каждому и прямо сейчас».
Другой причиной, подталкивающей людей к безудержным экспериментам с лицом, телом и волосами, становится обычное человеческое тщеславие. В обычные дни человек может проявить тягу к самовыражению и получить желаемую реакцию окружающих, просто придя в офис в новом костюме или с новой дорогой и модной сумкой. Самоизоляция лишила офисных обитателей этой невинной радости. Показывать обновки по Zoom или Skype несколько странно, да и вообще карантин в паре с непонятной экономической ситуацией — не лучшее время для шопинга. А вот поэкспериментировать с макияжем или прической вполне можно.
По мнению Медведевой, у всех, кто живет в XXI веке, развит нарциссизм и желание все время смотреться в соцсести, как в зеркало. Особенно это актуально в возрасте от 20 до 40 лет, когда многие люди «ищут себя», экспериментируют. Эксперименты с внешностью — это всегда желание самообновления, которое необходимо в «день сурка», в который жители планеты попали из-за коронавируса, возможность хоть ненадолго выйти из замкнутого круга.
«Мы все же социальные животные. Получаем удовлетворение от механизма подобия, то есть через подобие чему-то пытаемся учиться и познавать жизнь. Когда люди делают что-то вместе — поют, танцуют, например, или совместно участвуют в соревнованиях, преодолевают препятствия, — у них возникает состояние эйфории, — утверждает Люция Сулейманова. — Люди получают моральное удовлетворение, поднимается самооценка, ощущается прилив счастья. Это драйвовое состояние дает энергию, ресурс, чтобы двигаться дальше».
Психолог утверждает, что большинство людей в хорошем смысле зависимы от этого драйва и стремятся испытать его снова и снова. Поэтому не стоит бояться временного ухода в креатив, самовыражение, преображение своей внешности. Это не тревожный знак. Люди не сходят с ума, а демонстрируют психологическую зрелость. Творчество — это позитивный уровень психологической защиты, в отличие, например, от истерики или агрессии. Если творческие эксперименты не причиняют вреда — психического или физического — ни самому экспериментатору, ни окружающим людям, их можно только приветствовать. Это своеобразное лекарство от психологических последствий эпидемии коронавируса.