Пандемия коронавируса больно ударила по традиционному спорту и всем связанным с ним рынкам — маркетинговому, букмекерскому, телевизионному и другим. Пока спортсмены и болельщики вынуждены сидеть дома в ожидании соревнований, организаторы стараются придумать что-то, что могло бы стать временной заменой и как минимум разбавить скуку, — и в этом им на помощь приходят интернет и онлайн-платформы. «Лента.ру» в рамках спецпроекта «Мир не будет прежним» изучила, что может предложить большому спорту и зрителям данный формат.
Футбольным лигам пришлось одними из первых сворачивать свою деятельность, в первую очередь — из-за массового посещения матчей, на которые, как в случае с Английской премьер-лигой (АПЛ), в среднем приходят 39,3 тысячи болельщиков. Длящаяся с 9 марта пауза в самом дорогом футбольном чемпионате планеты и неопределенность ближайшего будущего, вызванная беспрецедентностью ситуации, вынуждает клубы и британское правительство идти на экстренные меры.
Отказ доиграть 92 матча из 380 угрожает клубам АПЛ потерей 750 миллионов фунтов стерлингов от телевещателей, поэтому члены лиги договорились о том, что оставшиеся встречи состоятся, если эпидемиологическая обстановка в Великобритании станет более благоприятной и правительство одобрит проведение игр. Сценарий доигровки пока не утвержден, и все называемые в прессе возможные даты не согласованы — это зависит от того, как будет развиваться ситуация с пандемией, говорится в обнародованном 17 апреля заявлении лиги. Вместе с тем клубы предварительно наметили возобновить тренировочный процесс в мае и вернуться к матчам в июне.
Согласно одному из сценариев, с деталями которого ознакомилась The Times, сезон будет доигрываться в июне и июле. По словам источника The Times в руководстве АПЛ, предполагается устроить настоящий футбольный марафон: ежедневно будет проводиться по четыре матча, по несколько из них может принимать «Уэмбли» или другая нейтральная площадка. В случае утверждения данного сценария доиграть сезон АПЛ можно будет всего за 23 дня и уложиться в установленный УЕФА срок до 3 августа.
Единственное условие, с которым, по данным газеты, солидарны все клубы, — матчи должны проходить без зрителей, пусть это и угрожает потерей суммарно 177 миллионов фунтов от выручки билетов. До пандемии те, кто не ходил на стадионы и не мог или не хотел оформить подписку на ТВ (с учетом сопутствующих трат, домашний просмотр матчей АПЛ в Великобритании обойдется в довольно существенные 50–60 фунтов стерлингов в месяц), отправлялись в пабы и смотрели какой угодно футбол в уютной обстановке с бокалом пива. Однако теперь и этот вариант, по-видимому, отпадает: даже если ситуация с коронавирусом стабилизируется и правительство начнет ослаблять карантинные меры, позволяя предприятиям возобновить работу, пабы станут последними заведениями, которым разрешат открыться. Так что они могут быть закрыты вплоть до Рождества, признал министр юстиции Майкл Гоув, чем поверг британскую общественность в шок: перспектива остаться без пабов до декабря практически вытеснила пандемию с обложек таблоидов.
Все это подразумевает, что летние матчи, если они все-таки состоятся, будут исключительно телевизионным либо онлайн-событием. Уже сейчас руководители клубов думают о том, как приукрасить трансляции матчей без зрителей на трибунах. По словам исполнительного директора «Брайтона» Пола Барбера, пустующие сиденья можно было бы накрыть баннерами с благодарностями врачам и медикам, а для поддержания интереса включить на стадионе искусственный шум. «Мы все так быстро адаптировались [к условиям пандемии], и в некотором роде это настоящий триумф для людей. Я осмелюсь сказать, что мы приспособимся и к играм за закрытыми дверями», — считает Барбер.
Хотя внутренний британский футбольный рынок фактически поделен между телевизионными гигантами BT и Sky, в этом сезоне между ними вклинилась компания Amazon со своим онлайн-сервисом Prime. В соответствии с контрактом, заключенным еще в 2018 году, на платформе были показаны 20 декабрьских матчей АПЛ, то есть два полных тура. Не так много, как на телевидении, но многие успели вкусить прелесть футбола в интернете и, главное, дешевизны Amazon: прежние подписчики получили доступ к матчам чуть меньше чем за восемь фунтов в месяц, а новые и вовсе смогли бесплатно смотреть игры любимых команд, воспользовавшись месячным пробным периодом. Заход Amazon на показ АПЛ в Великобритании сразу успели окрестить ТВ-революцией, но, несмотря на многочисленные положительные отзывы (хотя владельцы домохозяйств с медленным интернетом и жаловались на проблемы с трансляциями), квота компании еще два сезона не превысит 20 матчей из-за условий контракта, который заключается сразу на трехлетний цикл. Такой тип трансляций уже вовсю практикуется в России: летом прошлого года АПЛ официально переехала в онлайн-кинотеатр Okko и доступна там российским пользователям в полном объеме, а также с дополнительным развлекательным и аналитическим контентом.
Пока футболисты из АПЛ, как и болельщики, вынуждены сидеть дома, лига заняла некоторых из них в киберспортивном турнире по FIFA 20. В состав турнира вошли 20 игроков, включая таких звезд, как Рахим Стерлинг из «Манчестер Сити» и Трент Александр-Арнольд из «Ливерпуля». Турнир шел с 21 по 25 апреля и был показан на Okko Спорт. Аналогичным образом онлайн-кинотеатр показал другие состязания по FIFA 20 — благотворительный турнир #StayAndPlay Cup от EA Sports, в котором участвовали футболисты как из АПЛ, так и, например, испанской Ла Лиги и итальянской Серии А.
В том случае, если АПЛ действительно возобновится, в Okko Спорт ожидают заметного оживления интереса к футбольным трансляциям, поскольку зрители изголодались по качественному футболу, говорит шеф-редактор Okko Спорт Владимир Стогниенко: «Мы ставили себе в последние месяцы задачу, чтобы не было оттока подписчиков, поэтому не прекращали работу: огромное количество программ и архивных матчей было сделано, озвучено и выложено в сервис за последний месяц».
По его мнению, добиться полноценной замены рева болельщиков искусственным путем невозможно. «Даже если посадить условного звукорежиссера, который будет только за этим следить, нажимать кнопки в нужный момент, все равно полноценной заменой это не будет. Это будет несколько искусственно, и никуда от этого не денешься», — подчеркнул Стогниенко, добавив, что в Okko Спорт также размышляют о том, как улучшить трансляции, «потому что футбол без зрителей — это, в общем-то, катастрофа».
Стриминговые сервисы в ближайшие годы ждет большое количество экспериментов, прогнозирует комментатор, отмечая, что не считает возможное возобновление АПЛ без зрителей на стадионах стимулом к развитию. «Это форс-мажор, это вынужденная необходимость. Понятно, что никто в здравом уме, если бы не было ситуации с пандемией, в футбол без зрителей играть бы не стал. Здесь просто выхода нет, нужно заканчивать чемпионаты, а играть со зрителями нельзя», — говорит Стогниенко. Плюсов для болельщиков в данной ситуации нет, но на аудитории Okko Спорт, по мнению шеф-редактора сервиса, происходящее никак не скажется.
«Если подытоживать: да, мы ждем всплеска интереса, потому что люди изголодались за это время по качественному футболу; да, с трансляциями без зрителей, без рева трибун, без нормального интершума что-то нужно делать, и можно попробовать как-то что-то скрасить — вариантов много, но ни один из них полноценным не будет. И нет, в нашем случае, я думаю, тот факт, что люди не могут попасть на футбол физически, никак влиять не будет, поскольку мы все-таки показываем не внутренний чемпионат, а чемпионат европейский: событие и так происходит далеко. Наше дело как раз — эти эмоции, это качество перенести через расстояние», — заключил комментатор.
Удар под дых из-за пандемии получили и все состязания по единоборствам. UFC, крупнейший и самый популярный бойцовский чемпионат планеты, отменил или перенес целую серию турниров, которые должны были состояться в течение ближайшего месяца; судьба многих боев, в том числе с участием российского чемпиона Хабиба Нурмагомедова, пока туманна. Тем не менее положение, в котором оказалась организация, несколько отличается от обстоятельств в других видах спорта, что оставляет ее президенту Дэйне Уайту варианты для проведения соревнований даже в условиях тотального карантина.
Хотя многие бойцы UFC и площадки, на которых запланированы турниры промоушена, находятся за пределами США и еще долго будут отрезаны от чемпионата, на что Уайт повлиять не может, внутри страны его авторитет и возможности достаточно весомы для того, чтобы не останавливать соревнования полностью. Президент Дональд Трамп настолько ценит главу UFC (их связывают тесные дружеские и партнерские отношения с начала 2000-х), что включил его и руководителей других американских спортивных лиг в рабочую группу, которая должна помочь Белому дому поднять экономику США — естественно, с учетом требований эпидемиологической безопасности.
Вероятно, именно поддержка политического руководства позволяет Уайту, вопреки пандемии и откровенно плачевной ситуации с коронавирусом в США, оставлять в силе планы провести 9 мая многострадальный турнир UFC 249, который изначально должен был пройти 18 апреля в Нью-Йорке с участием Хабиба, а затем был перенесен в казино на территории индейской резервации в Калифорнии, где законы штата и, что важно, Атлетической комиссии в большинстве случаев не имеют силы. Однако и там устроить его не удалось — по словам Уайта, из-за просьбы боссов ESPN и контролирующего телеканал конгломерата The Walt Disney Company и, согласно слухам, давления губернатора Калифорнии. Чтобы не портить отношения с властями самого богатого штата США и партнерами, в том числе ввиду заключения в апреле новой сделки с ESPN и Disney, UFC пошел на попятную.
Теперь же источники твердят, что UFC 249 отправится во Флориду, где власти заранее одобрили проведение спортивных соревнований без зрителей. Также официально объявлено о намерении провести турниры 13, 16 и 23 мая — то есть за месяц UFC планирует организовать сразу четыре ивента. Таинственный «бойцовский остров», где Уайт обещает в дальнейшем проводить международные турниры, должен быть готов в июне, уверяет глава UFC. Что это за место — пока никто толком не знает; если верить безумным слухам, которые распускает бывший боец UFC Брендан Шауб, промоушен разместится на частном острове, ранее принадлежавшем ныне покойному миллионеру, сексуальному преступнику Джеффри Эпштейну. Финансист действительно владел двумя островами на Карибах, один из них — Литл Сент-Джеймс — снискал дурную славу и соответствующие названия — «Остров оргий», «Остров педофилов» и «Остров греха».
Несмотря на пандемию, UFC не сворачивает продвижение своего продукта, наоборот — выходит на новые рынки: например, в апреле промоушен объявил о запуске в России собственного видеосервиса UFC Fight Pass, который, по данным на 2018 год, имеет 400 тысяч платных подписчиков по всему миру. Российским пользователям предложат за небольшую фиксированную плату прямые трансляции вообще всех турниров UFC, включая те, что показываются по системе pay per view, что является беспрецедентным: подписчикам в США пришлось бы выложить только за просмотр UFC 249, если бы он состоялся 18 апреля, как минимум 65 долларов. Кроме того, теперь российские любители ММА не будут зависеть от того, организуют или нет трансляции на телевидении, что тоже плюс.
Выход видеоплатформы промоушена на российский рынок был запланирован заранее, рассказал «Ленте.ру» глава UFC Russia, вице-президент UFC по России Андрей Громковский: «Мы планировали это сделать последние полтора года и работали над тем, чтобы локализовать продукт и запустить его на нашем рынке для наших самых преданных болельщиков».
Щедрые условия для российских пользователей, которые, по сути, получат доступ ко всему контенту по системе «все включено», обусловлены низким уровнем развития местного рынка, объясняет Громковский. «Это первый раз, когда UFC делает такое в мире, и нам кажется это очень большим достижением для развития UFC и вообще смешанных единоборств в России», — подчеркнул глава UFC Russia.
Промоушен рассчитывает, что проведение UFC 249 в мае действительно повлияет на популярность трансляций. «Мы очень ждем того момента, когда сможем опять вернуться в дома наших болельщиков, порадовать их, отвлечь и показать, что самое важное — это вера в себя, в других и преодоление сложностей», — подытожил Громковский.
Пример того, как организовать статусные мероприятия в разгар пандемии, пока продемонстрировала только одна компания — американская WWE. В конце марта знаменитый рестлинг-промоушен провел за закрытыми дверями шоу WrestleMania — крупнейшее событие года в рестлинге. О его масштабах красноречиво говорят почти два десятка матчей, в которых сошлись более 40 рестлеров.
WrestleMania 36 снимали в течение двух дней в подготовительном центре WWE во Флориде в присутствии только необходимого персонала и, конечно, самих рестлеров. Число людей на площадке было ограничено, перед входом всем участникам процесса измеряли температуру, а тем, кто был за границей или общался с недавно вернувшимися из-за рубежа, доступа не давали. Хотя такие меры сложно назвать надежными, врачи отмечали, что американским регуляторам трудно выработать рекомендации, которые были бы исчерпывающими и полностью ликвидировали угрозу распространения вируса. Зрители увидели шоу в записи лишь спустя полторы недели, его было решено разделить на две части и транслировать в течение двух вечеров. По итогам критики разошлись в оценках события, отметив, что сложившаяся ситуация является беспрецедентной — WrestleMania традиционно проводится на гигантских площадках с десятками тысяч зрителей, и это шоу должно было пройти на стадионе в присутствии 70-80 тысяч фанатов.
Один из наиболее авторитетных в теме рестлинга журналистов Дэйв Мельтцер, обычно оценивающий матчи по пятизвездочной шкале, в этот раз решил не оценивать ничего, подчеркнув, что это было бы несправедливо по отношению к рестлерам. «Потому что некоторые из этих поединков были бы великолепны перед аудиторией [на трибунах]. И это несправедливо по отношению к парням, которые оцениваются по боям без монтажа и по их способности рассказывать свои истории и реагировать», — объяснил обозреватель. «Это была ненормальная WrestleMania. Это странно без фанатов. Матчи были в порядке, но не было великолепных или близких к этому [уровню]», — высказался еще один известный представитель рестлинг-медиа Брайан Альварес.
«Несмотря на отсутствие атмосферы и безмерной театральности, которые обычно всегда есть, это не было полным провалом. Винс (Макмэн, глава правления WWE — прим. «Ленты.ру») сделал то, что мог, и на всем протяжении двухдневного турнира было несколько приличных матчей. Давайте просто скрестим пальцы и будем надеяться, что это последний раз, когда у нас такая WrestleMania», — пишет автор портала TheThings Шэй Прайтц. Джастин Баррассо из Sports Illustrated отмечает, что без зрителей на трибунах шоу временами выглядело несвязным и пустоватым, но все же могло доставить сидящим дома фанатам удовольствие, что помогает им справиться с унынием.
Глава промоушена Винс Макмэн, подводя итоги шоу, заявил, что все прошло с огромным успехом: на неделе, когда велись трансляции WrestleMania 36, WWE насчитал 967 миллионов просмотров видео на своих цифровых платформах и в социальных сетях, что на 20 процентов больше, чем в прошлом году; число подписчиков онлайн-платформы WWE Network выросло до 2,1 миллиона. Кроме того, Макмэн признал, что снимать шоу без зрителей на трибунах для WWE было бы дешевле, но фанаты важнее, поэтому как только обстоятельства позволят, промоушен сразу же организует ивент на крупной арене. Пока ситуация остается неопределенной, и люди не готовы собираться на массовые развлекательные мероприятия, WWE будет адаптироваться и производить больше медиаконтента.
По подсчетам аналитиков, лишившись зрителей на трибунах, а заодно и части рекламодателей, промоушен рискует упустить доходы от продажи билетов и спонсорства на сумму 15-20 миллионов долларов. Однако совсем остановить производство своего продукта для WWE будет еще хуже, объясняют в инвестиционной и консалтинговой фирме Guggenheim Securities: промоушен имеет несколько крупных телевизионных контрактов в США и, как надеются в компании, сумеет вопреки пандемии заработать в этом году на продаже телевизионных прав 456 миллионов долларов, то есть девять миллионов еженедельно.
В первом квартале текущего года WWE получили от телевидения 133 миллиона долларов — в два раза больше, чем за тот же период 2019 года, поэтому ссориться с телевизионщиками никто не будет, и телешоу необходимо продолжать снимать, объясняет «Ленте.ру» обозреватель рестлинга на сайте vsplanet.net, ведущий радио Sputnik Алексей Красильников. «Второй момент: все эти ограничительные меры выпали на весну, когда состоялось главное шоу рестлинга в году — WrestleMania. Если бы все эти вещи предпринимались осенью, летом или зимой, решиться на отмену шоу было бы намного проще. А здесь есть главное шоу года, есть дорога к этому главному шоу года, ее нужно было пройти до конца и, соответственно, решиться на то, чтобы проводить шоу, было все-таки проще», — добавил он.
Красильников также отметил рекордный прирост подписчиков WWE Network и увеличившиеся на треть показатели просмотра контента по всем видеоплатформам. «Естественно, Винс Макмэн рисковал, когда принимал решение продолжать снимать телевизионные шоу, но сейчас уже задним числом видно, что, скорее всего, он все-таки угадал, — говорит обозреватель. — Во-первых — и в-главных, нет заболевших рестлеров — пока, но это очень важный показатель. Эту схему берут на вооружение другие: Дэйна Уайт решился на проведение трех шоу UFC во Флориде, в том же штате [что и WWE] и по той же схеме, как это проводит Винс Макмэн. Другой промоушен с телеконтрактом — All Elite Wrestling — тоже будет проводить и снимать телешоу по той же схеме. В этом смысле можно сказать, что стратегия, которую избрал Винс Макмэн, открыла двери другим представителям спортивно-развлекательной индустрии».
Тенденции последних лет к снижению прибыльности так называемых «домашних» шоу и успех нового цифрового формата может сподвигнуть главу WWE на изобретение новой бизнес-модели для промоушена, считает эксперт: «И он сам об этом открыто заявляет, говоря, что когда ограничительные меры будут сняты, скорее всего, придется как-то по-новому относиться к схеме проведения "домашних" шоу, гастролей по Северной Америке или даже другим континентам. В этом смысле коронавирус просто ускорил тот момент, когда об этом нужно было задуматься».
Если раньше зрители могли посмотреть рестлинг только купив билет или посмотрев телешоу в строго определенное время, то сейчас, с появлением онлайн-площадок, WWE Network и нелегальных стримов, это стало намного проще, поэтому промоушен активно переходит в онлайн, рассуждает обозреватель. «По количеству подписчиков некоторые звезды WWE намного превосходят своих коллег из других видов профессионального спорта. Поэтому сейчас мы наблюдаем определенную революцию всей бизнес-модели: WWE активно уходит в онлайн-пространство, и работа в эпоху пандемии стала достаточно любопытным экспериментом относительно того, как все будет дальше. Если резюмировать: телевизионным шоу ничто не угрожает, а вот нетелевизионные шоу со зрителями — здесь уже очень скоро будет что-то новое», — заключил Красильников.