Экономика
08:00, 13 мая 2020

Существенная разница Как РЖД повышает конкурентоспособность на рынке контейнерных перевозок

Андрей Красавин
Фото: Иван Шаповалов / ТАСС

На прошедшем 7 мая совещании по вопросам развития транспортной отрасли президент Владимир Путин предложил включить в общенациональный план действий по нормализации деловой жизни меры стимулирования контейнерных перевозок. Конкретно речь идет о необходимости субсидирования этого сегмента с целью выравнивания тарифа. Как отметил на совещании министр транспорта РФ Евгений Дитрих, разница в тарифе с конкурентами из других стран не дает сегодня перевести часть грузопотока на территорию России. Спрос же на услугу по контейнерным перевозкам, особенно в направлении между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, большой.

В России этот сегмент активно рос еще до кризиса, а его развитие входит в число приоритетных мер национального Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В настоящее время сложилась благоприятная конъюнктура для прорывного повышения конкурентоспособности страны на рынке контейнерных перевозок и, соответственно, для обеспечения транспортной отрасли заказами на длительную перспективу. РЖД тренд уже подхватили, и в результате предпринятых компанией усилий в январе-апреле 2020 года контейнерный грузопоток вырос на 12,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Актуальная тенденция

Статистика РЖД подтверждает огромный потенциал сегмента контейнерных перевозок. Так, количество груженых контейнеров, отправленных во всех видах сообщения по железнодорожной сети, в январе-апреле текущего года составило 1,16 миллиона ДФЭ. Фактически за это время контейнерами перевезено 17 миллионов тонн грузов.

Причем, как свидетельствуют данные РЖД, популярны контейнерные перевозки у грузоотправителей практически всех ведущих отраслей экономики. В лидерах по показателю роста таких перевозок в апреле, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оказались поставщики картофеля, овощей и фруктов (+52,8 процента), цветной руды и серного сырья (+47,8 процента), черных металлов (+40,5 процента), соли (+37,5 процента), а также химикатов и соды (+ 32,9 процента).

Последняя группа товаров лидирует и по объемам перевозок контейнерами — в апреле было транспортировано 224,5 тысячи ДФЭ химикатов и соды. Среди лидеров также лесные грузы и бумага, которых было перевезено 170,3 тысячи тонн и 119 тысяч тонн соответственно. Немалый объем контейнерного грузопотока составляют промышленные товары — 96,3 тысячи тонн в апреле, а также машиностроительное оборудование — 80,2 тысячи тонн за прошедший месяц.

Экспорт в Китай

Развиваются контейнерные перевозки сегодня на всех участках сети РЖД, чему в большой степени способствует текущая ситуация, в которой необходима ускоренная доставка населению в разные регионы товаров первой необходимости — медикаментов, продуктов и санитарно-гигиенических средств. Контейнерными составами это делать удобно, в связи с чем на ряде участков РЖД увеличили контейнерный грузопоток.

В плане долгосрочных перспектив эксперты называют наиболее интересным дальневосточное направление, по которому обеспечивается экспорт российских товаров в Китай и другие азиатские страны. Только за последний месяц РЖД начали реализацию сразу нескольких проектов, нацеленных на рост контейнерных поставок в КНР. В частности, для российских поставщиков бумаги, производство которой сосредоточено в СЗФО, в апреле РЖД открыли новый маршрут «Низовка (Архангельская область) — Забайкальск». Как показала практика — а первый поезд с продукцией одного из филиалов «Группы "Илим"» по этому маршруту прибыл в пункт назначения 7 мая, — транспортировка занимает всего девять суток и очень удобна, так как позволяет полностью исключить морские перевозки. Первые четыре поезда (308 контейнеров) с более чем 9,1 тысячи тонн бумаги таких поставщиков, как «Карелия Палм» и «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат», уже отправлены в Забайкальск и из Карелии. В мае 2020 года в Китай планируют отправить еще восемь аналогичных составов. Но уже в апреле открытие нового маршрута позволило нарастить экспорт бумаги в Китай на 7,3 процента (22,4 тысячи ДФЭ) в сравнении с аналогичным показателем прошлого года.

В текущем месяце железнодорожный монополист также открыл движение в Китай рефрижераторных контейнеров с замороженной куриной продукцией ведущего экспортера в своем сегменте — группы агропредприятий «Ресурс». Поставки организованы в рамках совместной работы компании «РЖД Логистика» с «Российским экспортным центром» и оператором «холодного» терминала на станции Селятино в Московской области — компанией «Славтранс-Сервис». Стороны договорились о сотрудничестве в развитии экспорта российского продовольствия специальными «агроэкспрессами», позволяющими значительно сократить сроки доставки продуктов, еще в сентябре прошлого года — в ходе Восточного экономического форума. А в ноябре прошлого года в рамках международной выставки China International Import Expo в Шанхае к проекту присоединилась китайская компания YuXinOu.

Выгодный транзит

С сотрудничеством с КНР во многом связаны и планы РЖД по наращиванию транзита из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу. Транзитные груженые и порожние составы уже сегодня занимают значительную долю контейнерных перевозок в направлении Восток — Запад. Только в апреле транзит груженых контейнеров в сообщении Китай — Европа — Китай по сети РЖД вырос в два раза. И, по прогнозам экспертов, это только начало. Впервые за время пандемии производство в Китае начало расти, и уже в ближайшее время можно прогнозировать увеличение объема экспортных поставок из КНР на Запад.

Со своей стороны РЖД, совместно с немецкой компанией DB Cargo, недавно запустили транзитный сервис по доставке грузов из Китая в Европу по маршруту Сиань — Дуйсбург через Калининградский морской торговый порт. Тестовый поезд был отправлен 25 марта, и время его следования не превысило 14 суток.

Кроме того, в начале апреля правление РЖД под председательством генерального директора компании Олега Белозерова приняло решение о снижении ставок на транзитные перевозки порожних универсальных контейнеров длиной 40 и 45 футов из третьих стран в Китай вплоть до 31 августа 2020 года. Эта мера позволит решить актуальную логистическую проблему переизбытка порожних контейнеров в Европе и их дефицита в Китае и фактически стабилизирует рынок международных железнодорожных контейнерных перевозок.

Собственно, на стабилизацию транспортной отрасли, в которой только в России заняты 4,5 миллиона человек, направлены и многие другие текущие решения РЖД и российских властей. В настоящее время крайне важно, как было отмечено на совещании по вопросам развития транспортной сферы, поддержать людей и обеспечить общую устойчивость транспортного комплекса. Не менее важная задача — создать условия для дальнейшего развития отрасли после прекращения пандемии.

< Назад в рубрику