14 мая Финляндия открыла свои границы — пока еще только для служебных поездок в Шенгенской зоне, но это первый этап возвращения североевропейской страны к нормальной жизни. Россияне, вероятно, еще не скоро смогут провести уикенд в Хельсинки, зато у них есть время его как следует спланировать. О том, какие места стоит посетить при первом визите в столицу, — в заметках корреспондентки «Ленты.ру».
Прелесть Хельсинки в том, что это очень «домашний» город. В нем есть что-то от плюшек с корицей и какао, клетчатых занавесок, садика с маргаритками, уюта в стиле муми-троллей (они местные) и эстетики хюгге от соседей-скандинавов.
Юридически Хельсинки — столица суверенного государства уже более ста лет. Однако никаких гипертрофированных столичных амбиций у города нет. Нет также небоскребов, бешеного трафика, ощущения постоянной спешки и буквально витающего в воздухе страха опоздать.
Поэтому здесь очень приятно проводить расслабленный уикенд без какой бы то ни было обязательной программы — экскурсионной или шопинговой. Можно встать, когда хочешь, и заниматься, чем заблагорассудится. В конце концов, от Москвы до Хельсинки меньше двух часов лету, а из Питера на поезде «Аллегро» можно добраться в столицу Финляндии за три с половиной часа: если что-то не успел в эту поездку — будет следующая. Ведь коронавирус не вечен.
Маленькое кафе в переулке, не замеченный в прошлый приезд винтажный магазинчик на «дизайн-улице» Фредрикинкату, новая выставка в галерее там же неподалеку… Или — новая библиотека.
Те, у кого со словом «библиотека» ассоциируется нечто пыльное из школьного детства или университетской юности, будут очень удивлены. Библиотеку под названием Oodi («Ода») финское правительство подарило своему народу на 100-летие обретения Финляндией независимости. Ее открыли в конце 2018 года на месте снесенных железнодорожных складов. Там же рядом — галерея современного искусства Kiasma, через улицу — брутальное здание финского парламента, похожее на гранитную скалу.
Здание библиотеки, проект которого разработало финское архитектурное бюро ALA (победив в конкурсе полтысячи конкурентов), тоже похоже на скалу, но скорее ледяную, благодаря круговому панорамному остеклению и подчеркнуто прямым линиям. Внутри библиотека такая же минималистичная, как и снаружи. Все этажи здания пронизывает центральная лестница в форме спирали ДНК.
Кроме традиционного читального зала (огромного, но уютного, как гостиная в скандинавском доме), есть множество маленьких переговорных, которые любой житель города (не только гражданин Финляндии) может бесплатно забронировать для занятий, например, кружка вязания. Есть также аудио- и видеомонтажные, где могут сводить записи начинающие группы, и компьютерный зал с 3D-принтером. Пользование им тоже бесплатное — потратиться придется только за расходники.
Могут спросить: что делать туристу в этом замечательном месте? Можно посидеть часок-другой, листая книги из огромного фонда свободного доступа: для этого не нужен читательский билет. Понаблюдать за крошками-роботами с ящиками на спине, которые развозят книги по залу. Воспользоваться бесплатным Wi-Fi. Посмотреть кино с английскими субтитрами: от финской и вообще европейской классики до самого нового артхауса. Послушать музыку. Развлечь ребенка в детском уголке. Встретиться с местными друзьями или коллегами — куда дешевле, чем в ресторане, например. А если захочется перекусить — есть кафе. Не бесплатное, но не слишком дорогое. С традиционным финским кофе (все финны пьют кофе несколько раз в день, для этого законы о труде предусматривают специальные перерывы в работе).
Наконец, можно полюбоваться видом с террасы на парламент и Национальный музей Финляндии (они того стоят) и произведениями современного искусства, которые расставлены по читальному залу в защитных прозрачных витринах. Или даже посидеть на арт-объектах: в зале стоят знаковые кресла The Ball Chair финского дизайнера Ээро Аарнио. Если искусства покажется мало, есть где продолжить: буквально напротив выхода из библиотеки разместилась галерея современного искусства Kiasma. Сейчас она закрыта, но Хельсинки готовятся к выходу из карантина, и до конца августа можно посмотреть видеоарт Эда Аткинса и сводную экспозицию группы nabbteeri и художниц Ане Графф и Ингелы Ирман «Прогноз на будущее». Очень своевременное название.
«Музейный полдень» подразумевает плавный переход от современного искусства к классике. От Kiasma к Ateneum — своего рода «финскому ГМИИ», или, точнее, смеси ГМИИ и Третьяковки. Постоянная коллекция — финские и европейские классики (есть, например, немного Гогена, Родена, Мунка и пр.), временные выставки — самые разные.
К слову, перед закрытием музея на карантин хитом стала огромная ретроспектива Натальи Гончаровой, а летом, если, конечно, все будет благополучно, зрителей ждут сводная экспозиция Inspiration (про связь классики и современного искусства) и ретроспектива финского символиста Мангуса Энкеля (чем-то похожего на Мунка, но менее «раскрученного»). Из постоянной экспозиции особенно интересен зал с картинами по мотивам финского эпоса «Калевала»: одни похожи на сказочные картинки Билибина и Васнецова, другие выглядят пострашнее.
После очередной порции искусства идеальный вариант — легкий ланч и, конечно, опять кофе. Познавательный ЗОЖный перекус — то, что очень любят местные (они вообще любят все здоровое и учиться).
Для тех, кому интересен финский ЗОЖ и традиции кофепития, в центре города (среди крупнейших модных универмагов, кстати) есть кафе Kulma (в переводе «угол», «уголок»). Примечательно исключительно полезным меню (все эти богатые клетчаткой бобовые, хлеб из муки грубого помола, салатные листья, паровой лосось, зерновое печенье и тому подобное) и мастер-классами по варке кофе.
Пить кофе в Kulma очень приятно в зале на втором этаже — в висячих креслах-коконах или отдельном кабинетике-«домике». Студенческие компании набиваются в «домик» надолго, и никто их оттуда не прогоняет. Все стулья, столы, кресла и прочее в кафе — не просто мебель, а арт-объекты финских и скандинавских производителей.
Знакомство с дизайнерской мебелью можно и должно продолжать в третьем главном музее финской столицы (а для многих он «первый главный») — музее дизайна. Он работает с 1873 года, занимает краснокирпичный псевдоготический особняк на Коркеавуренкату. До конца 2020 года там работает совершенно обязательная к посещению выставка Utopia Now. В ней есть все: мебель Алвара и Айно Аалто, вазы Iittala, текстиль Marimekko, знаменитая бесплатная коробка с приданым для новорожденного (первая в Европе) и даже серебряное колье принцессы Леи (его создал ювелирный дизайнер Бьерн Векстрем для компании Lapponia).
Параллельно с основной экспозицией есть временные выставки (последняя предкарантинная демонстрировала небанальные коллекции частных коллекционеров вроде собрания керамических кувшинов). На втором этаже — дизайн-кафе, совмещенное с магазином книг по дизайну, дизайнерского фарфора ручной работы от «нераскрученных», но интересных производителей, а также украшений из серебра, пластика, войлока и чего угодно. Кстати, вход в музей дизайна для всех, кому еще нет 18 лет, — бесплатный. При цене билета 12 евро для взрослых — хорошая экономия для семьи с детьми.
В окрестностях музея дизайна есть несколько антикварных лавок, где продаются, например, коллекционные кружки с муми-троллями, которые компания Arabia выпускает каждый год. Новые есть в магазинах марки, а экземпляры, скажем, сорокалетней давности коллекционеры добывают у антикваров. На улице Фредрикинкату — несколько винтажных магазинов, где, если повезет, можно найти сумку Prada 1990-х годов или каре Hermes в отличном состоянии.
Любительницам дизайнерских аксессуаров и обуви, которым хочется чего-то непременно финского, прежде всего рекомендуют Marimekko с их яркими контрастными принтами. Об этом бренде сейчас знают и в России благодаря его прошлогодней коллаборации с японцами Uniqlo (куда более демократичной по цене, чем собственные коллекции финской марки). А вот забавно-китчевые клатчи IvanaHelsinki и еще более китчевую обувь Minna Parikka (кроссовки и туфли с кроличьими ушами) видели еще не все, а оно того стоит.
Сувениры посолиднее можно купить в бутике уже упоминавшегося ювелирного бренда Lapponia (он работает с серебром и золотом) и объединенном магазине фарфора и стекла марок Arabia и Iittala. Там есть как непритязательные кружки и миски для завтрака Taika («Чудо») со сказочными животными по 10-15 евро за штуку, так и дизайнерские арт-объекты ручной работы вроде ваз по дизайну Алвара Аалто за несколько сотен евро. Самый большой магазин — у парка Эспланады: после шопинга можно снова выпить кофе, на сей раз в кафе-павильоне в парке (который, кстати, больше напоминает бульвар в нашем понимании).
Вечером (особенно длинным летним вечером) самое приятное в Хельсинки — прогулка по набережным Финского залива и на острова: музейный остров Суоменлинна (известный всем россиянам по школьному курсу истории как крепость Свеаборг) и «остров пикников» Сеурасаари. На Суоменлинну ходят маленькие паромы от Рыночной площади (собственно, к ней ведет бульвар Эспланады), а на Сеурасаари можно перейти с материка по мосту с весьма кокетливыми белыми резными беседками.
Прогулки на острова можно порекомендовать тем, кто интересуется историей, и тем, кто приехал с детьми. Юные туристы приходят в восторг от музея внутри настоящей подводной лодки времен Второй мировой на Суоменлинне и музея деревянного зодчества под открытым небом с настоящими ветряными мельницами на Сеурасаари.
На материковом берегу с видом на остров Сеурасаари туристы фотографируются на фоне самого, пожалуй, странного хельсинкского памятника, похожего разом на лес, ледяные сталактиты и орган: монумента композитору Сибелиусу, автору финского национального гимна (запрещенного при Николае II). И лес-орган, и маска Сибелиуса сделаны из белого полированного металла в характерном стиле 1960-х. Создательница памятника — известная финская скульпторка Эйла Хильтунен. Ее творение в уменьшенном размере украшает сквер перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке.
Достойно завершить такой насыщенный день может только ужин в мишленовском ресторане. Мишленовских ресторанов в Финляндии несколько, но самый красивый вид — как раз на залив и Суоменлинну — с террасы ресторана Palace. Лучше, конечно, ужинать именно на террасе, но, если погода не позволяет, — неплох и по-фински лаконичный ресторанный зал (кстати, и ресторан, и все здание, верхний этаж которого он занимает, построен в стиле модернизма к Олимпиаде в Хельсинки 1952 года — первой, в которой участвовал СССР).
Palace хорош своими гастрономическими сетами от шефа — гурманской дегустацией для любителей. За один вечер можно попробовать и запеченного на хвое голубя, и лангуста, и тюрбо, и трюфель, и утиную печенку. И «простонародные» копченую рыбу и яичное масло, которыми финны завтракают. И даже «грибной чай» — на вкус точь-в-точь бабушкин суп из сушеных белых грибов, но не все так просто: бульон прямо при госте у столика прогоняют через какие-то химические колбы, подогреваемые снизу горелкой.
Разумеется, все перечисленное легко уместить в один день только в статье: в реальности для такой программы нужны как минимум «длинные выходные»: чтобы кроме культуры, шопинга, еды и кофе оставалось время на сон. Прелесть Хельсинки в том, что, кажется, его можно обойти за сутки, это не Париж и не Лондон, — а хочется возвращаться снова и снова.