Экономика
15:45, 25 мая 2020

«Мы строим ВЭБ, создающий новую ценность» Председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов рассказал о настоящем и будущем госкорпорации

Фото: Александр Астафьев / ТАСС

ВЭБ.РФ больше не банк, а корпорация развития, которая сконцентрирована на созидании новой ценности в экономике. Как заявил председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов в интервью РБК, в портфеле госкорпорации более 200 проектов, среди них — такие крупные, как создание танкеров на судоверфи «Звезда» в Приморском крае или строительство газохимического комплекса в Усть-Луге, а также проекты, уже сегодня влияющие на повышение качества жизни в городах.

Одним госфинансированием дело не ограничивается — на каждый бюджетный рубль ВЭБ привлекает 2, 5 рубля частных инвестиций как от российских банков, так и от иностранных игроков. «В нашем портфеле более 200 проектов. Среди них есть весьма крупные: например, создание 21 танкера на судоверфи "Звезда" в Приморском крае или строительство газохимического комплекса в Ленинградской области. Но мы фокусируемся и на проектах городского развития, которые влияют на качество жизни», — заявил Шувалов в интервью РБК. Комментируя перспективы проекта в Усть-Луге, он отметил, что ВЭБ.РФ дополнительные деньги из ФНБ запрашивать не будет. «Будем вести переговоры с Минфином, но наш запрос такой: надо использовать деньги иностранных партнеров, российского рынка, приглашать к участию в инвестировании граждан, подумать, в каких формах это можно сделать. Мы считаем, что можно создавать фонды коллективных инвестиций, куда люди будут заинтересованы вкладывать, понимая, что они, например, акционеры Усть-Луги», — сказал Шувалов.

Два года у руля

За два последних года, с тех пор как Игорь Шувалов возглавил ВЭБ, старые проблемы компании, по сути, решены. По словам Шувалова, проблемы финансовых обязательств ВЭБа позади. «Мы уже не банк, а госкорпорация развития. Произошла не просто смена статуса, а фиксация реальной роли ВЭБа. Наша задача — быть эффективным инструментом правительства в реализации крупных инвестиционных проектов», — говорит Шувалов. Чтобы расчистить баланс, госкорпорация отказалась от многих непрофильных активов. Так, взятый в свое время на санацию «Связь-банк» передали государству для интеграции с ПСБ, «Евродон»(производитель индейки) — профильному Россельхозбанку. «Достаточность капитала ВЭБ.РФ сегодня выше 11 процентов, ликвидности достаточно для финансирования проектов. Мы не являемся бременем для правительства и ЦБ, нет опасности для финансовой стабильности. Не осталось никаких скрытых тем», — подчеркивает Шувалов.

Серьезные сокращения прошли и в самом ВЭБе. Весной 2019 года штат ВЭБа и его дочерних компаний покинули около 2,5 тысячи сотрудников. С учетом дочерних структур, в 2018-2019 годах ВЭБ в три раза сократил штатную численность — до 1350 человек. Как отметил Шувалов, последний этап сокращений завершится к июлю этого года — организацию покинет еще примерно 10 процентов сотрудников. Основная цель — интенсификация труда. «Мы меняем и структуру управления. В некоторых подразделениях будут перераспределены силы. Одновременно проводим аудит должностей силами PwC. У нас есть единицы, которые переоценены или, наоборот, недооценены. Мы это несоответствие приведем к стандартам рынка», — отметил Шувалов.

Привлечь партнеров

Госкорпорация берется за масштабные проекты не в одиночку, а в партнерстве с коммерческими банками, привлечением иностранных инвестиций и других источников финансирования. Так, о перспективах одного из крупнейших проектов нового времени — газохимического комплекса в Усть-Луге — глава ВЭБ.РФ сказал так: «ВЭБ.РФ дополнительные деньги из ФНБ запрашивать не будет. Будем вести переговоры с Минфином, но наш запрос такой: надо использовать деньги иностранных партнеров, российского рынка, приглашать к участию в инвестировании граждан, подумать, в каких формах это можно сделать. Мы считаем, что можно создавать фонды коллективных инвестиций, куда люди будут заинтересованы вкладывать, понимая, что они, например, акционеры Усть-Луги».

Эффективные партнерства ВЭБ строит в каждом своем проекте. Вместе со Сбербанком, ВТБ, Газпромбанком одобрены десять проектов в газохимической, металлургической промышленности, портовой и дорожной инфраструктуре, цифровой экономике. Общий объем инвестиций частных инвесторов, банков и ВЭБ.РФ в них —767 миллиардов рублей. По шести проектам в 2019 году открыто финансирование. Рассматривается в рамках «фабрики проектного финансирования» еще 12 проектов на сумму более 1,1 триллиона рублей. В случае с ЦСКА ВЭБ договорился с «Почтой России» об аренде офисов в бизнес-центре «ВЭБ-Арены», а РФПИ ведет поиск иностранных инвесторов. В негосударственном пенсионном фонде «Благосостояние» партнеры ВЭБ — РЖД и Газпромбанк.

Госкорпорация для людей

Большая повестка у ВЭБ.РФ и в городах. «Мы строим ВЭБ, создающий новую ценность. Заявили свои амбиции по городской экономике два года назад и в некоторые проекты вошли. Наиболее успешный — это комплексная программа развития городского транспорта в Твери. Сейчас обсуждаем его расширение с другими губернаторами. Близок к началу реализации проект в Перми. Мы надеемся, что дальше руководство городов будет видеть: мы предлагаем для них множество вариантов комплексного развития. Например, есть проблемы с экологией, потому что вокруг городов мусорные полигоны в жутком состоянии. А ВЭБ.РФ это может превратить в хороший инвестиционный тренд: полигоны расти не будут, а люди, которые платят за услуги ЖКХ, наконец-то смогут быть уверены, что отходы не выгрузили по дороге на полигон, а цивилизованно утилизировали», — объяснил Шувалов.

Купив 20 процентов «Стрелки», ВЭБ рассчитывает на вступление в число акционеров еще одного крупного игрока. «Мы сейчас думаем, что еще такую же долю купит другой рыночный участник, который понимает, что с развитием городов развивается экономика страны, — сказал Шувалов. — Люди завтра не будут выбирать страну для проживания, они выбирают города, в которых они хотят жить».

Большие надежды

Нужно быть готовым к любому вызову. Кризисные ситуации случаются, но заставляют концентрировать энергию и много работать, уверен глава госкорпорации: «У ВЭБа как была большая перспектива, так она и должна остаться: это серьезная организация. Во всех странах, которые создавали новые отрасли и вытаскивали тяжелейшие проекты, всегда были задействованы банки развития. ВЭБ — хороший финансовый инструмент для того, чтобы программы президента и правительства были исполнимы».

Судя по интервью, Шувалов сбавлять обороты ВЭБ не намерен. И план финансирования проектов не пересматривался. «Скажу больше: наряду с антикризисным управлением необходимо думать о том, какие предприятия откроются через годы. Жизнь через три-пять лет будет продолжаться. Реагировать на вызовы дня надо, но инвестиционный цикл — это процесс нон-стоп. В ВЭБе мы сейчас рассматриваем более 30 новых проектов. Объем инвестиций — до 1,7 триллиона рублей. Это промышленный экспорт, газохимия, аэропорты. Все планы сохраняем. Намерены направить в экономику до 2024 года три триллиона рублей. С учетом вклада партнеров — до десяти триллионов рублей», — сказал Игорь Шувалов.

< Назад в рубрику