Россия
00:01, 30 мая 2020

«Почему я ношу темные очки? Потому что я крутой» Как слепые россияне меняют свою жизнь в эпоху YouTube и соцсетей

Сергей Лютых (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Станислав Усков и Владимир Дубцов
Фото: Фото: страница «Рок группа "АлхимикА"» во ВКонтакте

Компьютер с доступом к интернету, смартфоны и разнообразные мобильные приложения уже изменили мир до неузнаваемости. Теперь, когда миллиарды людей по всему миру вынуждены сидеть в самоизоляции, именно свершившаяся IT-революция позволила человечеству сохранить все богатство общественной и экономической жизни. Особую роль эти технологии играют и в социализации слепых людей, в получении ими важнейших госуслуг. Об этом задумались на правительственном уровне. Так, АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) по заказу Минтруда и соцзащиты России намерен исследовать сайты госорганов на доступность для пользователей с ограниченными возможностями здоровья. «Лента.ру» поговорила с несколькими такими россиянами об их жизни — о радостях, трудностях, новых навыках и умении делать селфи.

Евгений Арнапольский: «C помощью YouTube я освоил приготовление плова»

В период всеобщей самоизоляции Евгений Арнапольский, как и многие москвичи, самоизолировался с женой и детьми на даче. Здесь ему с утра до вечера хватает забот: то дрова наколоть, то еще что-то по хозяйству сделать.

Евгений относится к тотально незрячим, но на своем участке ориентируется без проблем.

Евгений работает заместителем начальника отдела социокультурных проектов и программ в государственном музее — культурном центре «Интеграция» имени Николая Островского, бизнес-тренером в международном проекте «Диалог в темноте». Для этого проекта в культурном центре оборудовано специальное темное пространство, где происходит работа с участниками тренингов — сотрудниками разных коммерческих фирм и организаций.

Сейчас вся эта офлайн-деятельность приостановлена, и Евгений работает удаленно — организует занятия с помощью конференций в Zoom, развивает присутствие проекта в соцсетях Facebook, Instagram.

Евгений Арнапольский

«Я не отношусь к числу тех, кто начинает и заканчивает свой день с пролистывания ленты в Facebook. Мне это интересно больше в профессиональном плане, — рассказывает он. — Не кидаюсь сразу же читать новости после пробуждения. Слежу за ними по новостным агрегаторам. Сейчас, конечно, чаще».

В обычное время семья Арнапольских живет по тому же укладу, что и их соседи в Зеленограде. После завтрака старший сын отправляется в школу во дворе их дома, младшую мама отвозит в детский сад. Глава семьи идет на остановку и едет на автобусе до платформы Крюково, откуда на «Ласточке» добирается до Ленинградского вокзала.

Маршрут до своего офиса Евгений знает наизусть, но каждая такая поездка проходит не без труда.

«На платформе Крюково нет никакой навигации для слепых. На ней полно каких-то ям и трещин, — рассказывает Евгений. — Мне приходится идти, постоянно ощупывая тростью край платформы, но другого варианта нет. Нередко натыкаюсь на кого-то, кто стоит у края платформы».

Во время передвижения Евгений старается максимально внимательно прислушиваться к тому, что происходит вокруг, и поэтому не рискует надевать наушники.

А вот уже в автобусе, электричке или метро у него есть возможность ответить на сообщения, послушать аудиокнигу или посидеть на YouTube.

Пользоваться смартфоном ему помогает программа экранного доступа, которая проговаривает буквы, которые он набирает, вводя текст, а также все пункты меню и приложений, для которых предусмотрена такая возможность.

«Telegram, к примеру, до недавнего времени был для нас недоступен. Сейчас приложение стало доступнее, и в нем можно даже работать, но разработчикам все равно есть что еще доработать. Все мы уже привыкли пользоваться WhatsАpp: для рабочих и личных нужд вполне хватает», — говорит Евгений.

На YouTube Евгений следит за выпусками некоторых известных блогеров. Здесь он также нашел подходящие ему уроки игры на гитаре и кулинарного мастерства.

Ленинградский вокзал. Здесь вновь начинаются приключения: «Между метро и вокзалом есть навигационная дорожка для слепых, но по ней удобно идти только в сторону вокзала». А к метро от вокзала незрячему человеку, не знающему дороги наизусть, без сопровождения гораздо сложнее дойти. Евгений ориентируется на слух. Главное испытание — пройти через открытое пространство. В переходе, куда нужно спуститься, чтобы попасть на станцию «Комсомольская», потеряться уже невозможно.

«Двигаешься вдоль стены. Там обычно меньше народу, чем посередине, но периодически натыкаешься на просящих милостыню людей», — объясняет собеседник «Ленты.ру».

С передвижением в метро у Евгения проблем нет. Он заходит в один и тот же вагон, чтобы выйти на «Лубянке» прямо напротив перехода на «Кузнецкий Мост». Все движения выверены.

На «Пушкинской» Евгению нужно пройти через длинный переход к выходу, который ведет к Елисеевскому гастроному. Вновь нужно двигаться вдоль стены.

Еще несколько шагов по главной улице столицы — и Евгений попадает в пространство культурного центра «Интеграция», где превращается из человека, которому нужна помощь, в человека, способного помочь другим.

Именно в этом был замысел создателей проекта «Диалог в темноте» — особых тренингов, в ходе которых команды обучающихся должны проходить какие-то испытания, учиться действовать коллективно в абсолютной темноте, под руководством незрячих тренеров.

Сейчас тренинги не проводятся из-за карантина. Команду проекта обнадеживает то, что он находится под крылом государственного учреждения — это гарантия стабильности.

Евгений и его коллеги не расслабляются в домашнем режиме. Еще до карантина Евгений занялся развитием соцсетей проекта, осваивает Facebook и Instagram.

«Теперь мы еще организуем с нашими экспертами конференции через Zoom», — добавляет он.

Появились программы, способные описывать картинки словами, но Евгений, когда собирается запостить какое-то фото, предпочитает пользоваться советами жены Марии.

«Один раз промок до нитки, возвращаясь с работы, и захотел выложить селфи, сделанное возле подъезда, — рассказывает Евгений. — А потом решил все же подняться домой, показать фото жене, и уже потом публиковать. Оказалось, что не зря промедлил. Фотка была неудачная».

На примере Евгения становится ясно, что восприятие интернета слепыми людьми — это не какая-то особенная тема. Всемирная сеть сопровождает и обогащает их жизнь точно так же, как и жизнь людей, у которых нет проблем со зрением. Если не больше.

Они так же, как и все, чаще заходят в соцсети с мобильных устройств, чем с компьютеров: в легких версиях сайтов меньше лишней информации, затрудняющей работу программы экранного доступа.

Однако именно слепые особенно оценили преимущества повсеместного распространения сервиса «Сбербанк Онлайн». Расплачиваться и получать сдачу наличными для них всегда было большой трудностью, а в магазинах прилавочного типа, куда им удобнее ходить за продуктами (ты перечисляешь, что тебе нужно, и продавец сам собирает это в пакет), возможность расплачиваться картой появилась лишь недавно, да и то не во всех.

Правда, с известными сервисами вызова такси еще есть сложности. Так, к примеру, в «Яндекс.Такси» слепые люди не могут выбрать тип машины.

«Хорошо, что по умолчанию там стоит экономкласс. Но однажды за мной приехал мерседес, и это уже накладно», — рассказал Евгений.

К слову, такси для незрячих — это не прихоть, а наиболее безопасное средство передвижения без сопровождения, а в случае с Евгением — безальтернативное, если речь идет о новом маршруте к точке, отстоящей на несколько сотен метров от остановки общественного транспорта.

«Конечно, я могу идти самостоятельно, используя трость, но на это уйдет слишком много времени и сил», — объясняет Евгений.

На прогулке с семьей они идут под руку с женой. Мария чувствует при этом его силу и заботу: «Женя носит тяжелые сумки из магазина. На него всегда можно положиться, и он очень заботливый отец».

Повседневные домашние заботы — готовка, стирка и уборка — чаще всего на ней, но не потому, что Евгений незрячий, — просто так уж распределились обязанности. Если вдруг в доме что-нибудь выходит из строя — например, сифон у душа — Евгений без проблем может починить.

«C помощью YouTube я освоил приготовление плова в казане и шашлыка на углях, — рассказывает Евгений. — С последним секрет прост: постоянно поворачивай мясо, тогда оно не пригорит. Если в углях загорится огонь — это слышно».

Владимир Дубцов: «В голове появились слова и мелодия»

В прошлом году жизнь Владимира Дубцова сильно изменилась. Рок-музыкант, живший то у одних, то у других друзей, одними репетициями и концертами, стал мужем, отчимом и хозяином дома.

Любовь к музыке спасла Владимиру жизнь, когда этот обычный парень из Пензы полностью ослеп к 27 годам.

«Я впал в жестокую депрессию и беспробудно пил. Только с божьей помощью мне удалось выйти из этого состояния, — рассказывает он. — Вспомнил, что когда-то окончил музыкальное училище. Работа моя потом не была связана с музыкой, а теперь пришло осознание, что только она может стать в определенной степени смыслом моей жизни».

Принять нового себя Дубцову помог церковно-общественный проект «Квартал Луи» Марии Львовой-Беловой, ставший одной из экспериментальных площадок для социализации людей с инвалидностью. Там он встретил новых друзей и наставников, стал гитаристом группы «Оранжевая зебра», состоящей из участников проекта.

Владимир Дубцов

«Ребята играли каверы — это, конечно, не то, чего мне хотелось. Но если бы не эта группа, то, вероятно, мечты о собственном коллективе так и не стали бы реальностью», — вспоминает Дубцов.

У Володи нет смартфона с сенсорным экраном. Перебрав несколько моделей, он остановился на противоударном кнопочном телефоне с Android и возможностью использовать его в качестве рации.

«У него нет Qwerty-клавиаутуры. Я давно запомнил, сколько раз нужно нажать на кнопку, чтобы получилась та или иная буква. Т9 я отключил, так как много сил уходило на проверку и правку подставляемых им слов», — объясняет Дубцов.

Привычки регулярно пролистывать ленты соцсетей у Володи нет. За новостями он тоже не следит.

«Мне это неинтересно. И так хватает забот, — продолжает он. — Раньше я мог с утра до вечера репетировать, а теперь мне нужно и по хозяйству что-то успеть сделать, и с ребенком позаниматься, и жене время уделить».

Семья Дубцова живет в двухквартирном доме, построенном в экспериментальном пензенском поселке для людей с инвалидностью «Новые берега», ставшем новой ступенью в развитии проекта «Квартал Луи».

В поселке поселились уже три десятка человек, но соседняя жилплощадь пока пустует и используется Владимиром в качестве репетиционной базы. Сюда до карантина регулярно приезжали другие члены его группы «Алхимика», у которой, судя по паблику во «ВКонтакте», уже больше 500 поклонников.

Сейчас Дубцов там работает один, думает о возможности проведения онлайн-концерта.

Необходимость самоизоляции Володю особенно не напрягает. Конечно, пришлось отложить поездку в МФЦ, чтобы прописать приемную дочь в новом жилье и записать в ближайший сад.

Но в целом тотально слепым людям и без того приходится проводить большую часть жизни дома. Передвижение по городу — дело трудное и небезопасное. Владимир предпочитает это делать только на такси.

В прошлом году Дубцову повезло попасть в специальный учебный адаптационный центр для незрячих людей на Северном Кавказе, в Железноводске. Именно там он встретил свою будущую жену — как и он, тотально слепую, жившую с дочерью и родителями в другом регионе России.

Вернувшись в Пензу, Володя поддерживал связь с возлюбленной по телефону и через интернет. Затем организаторы проекта «Новые берега» пошли им навстречу и дали возможность поселиться в новом доме.

Хотя есть и условие: каждому здесь нужно разработать и реализовать с помощью гранта свой проект, свое дело, которое позволит в будущем жить не только на пенсию по инвалидности.

Дубцов планирует создать интернет-ток-шоу, а его жену привлекла флористика. Пока все это находится на стадии подготовки бизнес-планов. С ребятами даже занимается специальный коучер.

Писать свои песни Володя стал относительно недавно. Как-то, еще играя в «Оранжевой зебре», Дубцов разговорился с таким же, как и он, слепым барабанщиком, что нужно играть собственный материал, а не чужие песни.

«Поговорили-то мы хорошо, а по пути с репетиции я вспомнил, что никаких своих песен у меня нет, даже набросков примерных. Расстроился, — признается Владимир. — Но едва я переступил порог дома, как в голове появились слова и мелодия. Я записал их тут же под гитару на диктофон, чтобы не забыть. И понеслось».

До всеобщей самоизоляции Владимир успел немного погастролировать: выступил в Астрахани и Санкт-Петербурге. Теперь он поддерживает связь с поклонниками во «ВКонтакте».

Новым источником вдохновения стала для Дубцова пятилетняя дочка, которая все больше и больше становится для него родной. Володя учит ее читать по букварю, помогает с произношением букв и слов.

Девочка и ее мама стали первыми и главными слушателями новых песен Дубцова. Для него важно их мнение, а для них важно поддерживать Володю, нашедшего себя в искусстве.

Станислав Усков: «Многие люди совершенно не владеют компьютером»

Стас потерял зрение в 21 год и большую часть времени проводит дома, за компьютером. Сейчас он все еще молод и активно занимается текстовым программированием: пишет квесты, в которых все действия, обстановка и персонажи описываются словами. Никакой коммерческой выгоды он из этого не извлекает.

Периодически отправляет свои работы на конкурс, рассылает друзьям и знакомым.

Среди тех, кто этим занимается, слепых почти нет. Игры, создаваемые Стасом, отличает богатое описание мест, в которых происходит действие. Много времени уходит не только на создание игры, но и на тестирование, чтобы устранить баги.

Любит Стас и обычные современные квесты, в которых хорошо прописаны звуковые эффекты. Иногда знакомые присылают ему их протестировать.

«Надеваешь наушники — и будто бы попадаешь в другое пространство, в пространство игры, — рассказывает Стас. — Слышишь не только свои шаги по комнате, но и характерное изменение звука, когда приближаешься к стене или отдаляешься от нее. Да, разработчики сейчас уделяют внимание таким мелочам».

Станислав Усков

А вот Telegram-каналы, Facebook и Instagram его не интересуют. За новостями Стас тоже активно не следит. Все, что ему нужно, он привык находить с помощью «ВКонтакте». Чаще всего — со смартфона, так как легкая версия сайта не грузит программу экранного доступа лишней информацией.

Кроме того, iPhone, на который недавно перешел Усков, удивляет скоростью и удобством работы программы для управления устройством слепыми людьми.

«На Android такие программы хорошо работают только первое время, но затем, так как съедают много памяти, начинают тормозить, и порой очень сильно», — отмечает Стас.

Однако игры не заменяют Ускову реальность. Чтобы чувствовать полноту жизни, он занимается музыкой и преподает курс компьютерной грамотности подопечным проекта «Квартала Луи», постояльцам дома ветеранов в Сердобске, а теперь и другим людям, узнавшим о нем от прежних учеников.

«Преподаватели, которые учат слепых людей пользоваться компьютером, при всем своем профессионализме не могут до конца понять, как мы воспринимаем мир, — продолжает Усков. — Мне в этом плане проще, и мои занятия целиком отталкиваются от особенностей и потребностей конкретного ученика».

Иногда Стас прибегает к оригинальным способам обучения, которые приходят ему в голову.

«Как человеку, который не может видеть, понять, что такое рабочий стол компьютера? — объясняет программист. — Рисую пальцем ему на спине прямоугольник и обозначаю, где какие иконки находятся. Так у ученика формируется некий образ происходящего на экране».

Программа экранного доступа, которая устанавливается на Windows, позволяет слепому без проблем освоить основные функции ПК, пользоваться соцсетями, «читать» сайты и так далее.

Однажды Ускова позвали учить пользоваться компьютером зрячих людей, и он с интересом принял этот вызов: «Подготовился так: подключил через Bluetooth наушники и вторую клавиатуру. Когда человек водит мышкой, я на слух понимаю, в какой части экрана она находится (чем выше звук, тем выше курсор, чем правее, тем сильнее слышно звук в правом наушнике, и так далее). Когда курсор попадает на какую-то папку, программа озвучивает, какую именно».

Эксперимент увенчался успехом.

«Меня удивило, что многие люди совершенно не владеют компьютером. Не только старики, но и молодые, без каких-либо особенностей в развитии или ограниченных возможностей здоровья», — признался Станислав.

Есть, по его словам, такие, кто умеет включать компьютер и нажимать на иконку, чтобы запустить конкретную игру, но не знает, где находится проводник, и не могут создать папку.

По словам Ускова, обычно люди говорят, что лучше сразу родится слепым, чем ослепнуть, уже увидев этот мир, особенно во взрослом возрасте. Стас с этим не согласен.

«Мне кажется, что мне, наоборот, легче. Ведь я понимаю, к примеру, какие-то тонкости. Например, люди обижаются, если в разговоре с ними ты не смотришь им в лицо», — утверждает Стас.

Порой Усков забавляется так с пензенскими школьниками на уроках доброты, на которые приходят люди с разными видами инвалидности:

«Спрашиваю ребят: "Знаете, почему я ношу темные очки?". Дожидаюсь, пока тот, кто пошустрее, что-нибудь ответит, делаю паузу, а потом поворачиваю голову в том направлении, где сидит этот школьник, и говорю: "Потому что я крутой"».

< Назад в рубрику