Задолго до современных смешанных единоборств бои без правил процветали в Бразилии. В бескомпромиссных схватках приверженцы разных стилей определяли сильнейшего. В этих джунглях окрепли и будущие основатели Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC). О жестоком периоде в истории MMA — в материале «Ленты.ру».
Кандидатов на роль прародителя современных смешанных единоборств (MMA) хватает. В России и в странах бывшего СССР, глядя на поединки в клетке, видят старое доброе боевое самбо. В Японии полноконтактные бои велись еще до первого турнира UFC — там пионерами стали профессиональные рестлеры, променявшие постановочные поединки на самые что ни на есть настоящие (за редким и едва заметным исключением).
В Бразилии же убеждены, что корнями MMA уходит именно в их землю. Что в начале всего было вале-тудо. Причем убеждение это настолько сильно, что до сих пор местные не утруждают себя отделением одного от другого. Говоря о вале-тудо, они часто имеют в виду именно современные MMA.
Вале-тудо, или «дозволено все», не имеет четко прослеживаемого основателя. Нет ни первого турнира, ни знаменательного поединка, с проведения которого принято было бы отсчитывать историю этого кровавого развлечения.
Как и кэтч-рестлинг в Европе и США, бои вале-тудо проводились во время народных гуляний в городах Бразилии. До спорта было далеко — никаких весовых категорий, четких правил. Обычно о степени дозволенности договаривались сами бойцы. Они выясняли, чье единоборство лучше, в ринге или на открытой площадке.
Вале-тудо превратилось в адскую лабораторию по выявлению самых мощных и действенных боевых стилей. Ею умело воспользовались представители, возможно, одного из самых влиятельных кланов в мире единоборств — семьи Грейси.
Потомственные аристократы примерили кимоно и превратились в пропагандистов единоборств. Началась эта история в 1917 году, когда в бразильском Белеме выступил японский дзюдока Мицуэ Маэда. Известный в ту пору борец продемонстрировал навыки перед местной публикой в рамках циркового представления.
Японца привезли в Белем аргентинцы братья Кейроло. В 1916-м их бизнес-партнером стал Гастао Грейси. Надо отметить, что в Бразилию Маэда прибыл с солидным багажом знаний по части причинения боли. Навыки дзюдо он получил из первых рук. Мицуэ — черный пояс Кодокан дзюдо под руководством основателя дисциплины Дзигоро Кано. Боевое искусство получило признание по всему миру, и Маэда успешно гастролировал по Европе, участвуя в поединках с местными борцами. Там японец освоил и грязные техники кэтч-рестлинга. Он привез в Бразилию крутую заправку — дальше она станет только насыщеннее.
Среди восхищенных навыками борца был и сын Гастао Карлуш. Грейси-старший поможет Маэде обжиться в Бразилии. А сам мастер возьмет в ученики его сына.
Став мастером дзюдо, Карлуш связал жизнь с боевым искусством. Теперь его целью было передать навыки другим. Первыми учениками Карлуша стали его братья. Самому младшему, Элиу, ввиду врожденной слабости и болезненности в приобщении к дзюдо было сперва отказано. Младший Грейси мог лишь наблюдать за братьями.
Часами перед юным Элиу братья отрабатывали броски, болевые и удушающие приемы. Он заметил, что в их борьбе много внимания уделяется силе и взрывным качествам. И задумался — его не обделенные мощью братья что-то упускают из виду.
Его допустили к тренировкам только в 16 лет. Он все еще отставал от других в физическом развитии. Но сумел компенсировать недостатки за счет принципиально иного взгляда на борьбу. Элиу больше внимания уделял самой технике исполнения приемов, старательно искал оптимальные способы применить силу. С этого момента учение Маэды начало меняться.
Многочисленными победами в схватках с физически более развитыми соперниками Элиу доказал, что рычаг важнее грубой силы. Младший Грейси боролся с умом. Предприимчивые братья увидели в новом взгляде огромный потенциал. Если Элиу, несмотря на хвори и худощавое телосложение, стал высококлассным борцом, то обучить джиу-джитсу (в то время синонимичное с дзюдо) можно едва ли не каждого!
Лучшей рекламой джиу-джитсу от Грейси стало доминирование клана в поединках вале-тудо. Элиу стал одним из основных действующих лиц. Хотя он нередко договаривался с оппонентами на схватки именно по правилам борьбы.
Маркетинг Грейси — наглый, агрессивный — вселял в бойцов со всей страны желание непременно указать зарвавшимся аристократам на их место. Но против лома нет приема: в ринге чаще всего победа доставалась именно мастерам джиу-джитсу.
Даже проигрыш Элиу при 20 тысячах болельщиков на стадионе «Маракана» в Сан-Паулу Грейси представили как моральную победу. Тогда они бросили вызов, возможно, лучшему дзюдоке на планете Масахико Кимуре. Да, поединок предполагалось проводить не по правилам вале-тудо. Грейси собирались показать преимущество своего джиу-джитсу над традиционным дзюдо.
В 1949-м Кимура оказался в регионе вместе со своими учениками Юкио Като и Тосио Ямагучи. Клан Грейси предложил борьбу по собственным правилам — в отличие от дзюдо, в них нельзя было одержать победу грамотным броском или удержанием. Схватка должна была завершиться сдачей.
Сперва Кимура не удостоил вниманием вызов Грейси. Элиу пришлось справиться с его учениками, и только тогда Масахико вышел на бой против бразильца.
Наглости Грейси было не занимать. Перед поединком они вынесли перед публикой гроб для гостя из Японии. На не самый радушный прием Кимура ответил снисходительно. Он объявил, что если бразилец добьется ничьей в поединке с ним, то это смело можно будет считать победой.
То, что было дальше, можно назвать одним из самых мощных маркетинговых трюков в истории единоборств. На ринге «Мараканы» Кимура доминировал над соперником. Попытки Элиу провести бросок завершались неудачей — уж слишком крепко японец стоял на ногах. Сам чемпион же без всякого труда ронял бразильца. Но в отличие от японских, местные маты были мягче и спасали Элиу от жесткого приземления.
Грейси отчаянно сопротивлялся Кимуре. Но победа японца была лишь вопросом времени. Наконец, Кимура изолировал руку бразильца и применил узел плеча. Несмотря на боль, Элиу так и не сдался. Японец сломал ему руку (позже этот прием в бразильском джиу-джитсу назовут именем японца — кимура), после чего угол Грейси выбросил полотенце.
Бразильские газетчики с подачи семейства возвестили о моральной победе Грейси. Тотчас особое внимание уделили габаритам Кимуры, его физическому превосходству над соперником. 42-летний Элиу на момент боя весил всего 63 килограмма. Кимуру же рисовали 100-килограммовым гигантом. Хотя по более скромным подсчетам японец весил 84 килограмма. Пускай такая разница все равно существенна — она бы не так впечатлила бразильскую публику. Выступления Элиу против мастеров из Японии сделали его национальным героем. И даже несмотря на то что бразилец исключительно боролся с заморскими дзюдоками, эти схватки упрочили позиции Грейси на арене вале-тудо.
Уже возрастной Элиу не слишком долго грелся в лучах народной славы. По крайней мере, в качестве действующего бойца. В 1955-м ему бросил вызов его бывший ученик — темнокожий Вальдемар Сантана. Грозный оппонент был тяжелее Элиу на 27 килограммов и к тому же на 16 лет моложе.
В 1940-х Сантана, уже владеющий навыками в стойке, обучался лута ливре у Жозе Арапирака. Лута ливре было своего рода пролетарским ответом на джиу-джитсу Грейси. Говорили так: «Если у тебя нет денег для ги (кимоно), ты идешь в лута ливре».
Это смесь вольной борьбы и кэтча, целью которой, как и у джиу-джитсу, является вынуждение соперника к сдаче посредством болевых или удушающих приемов. Но если облаченные в кимоно ученики Грейси видели в проявлении физической силы нечто недостойное и примитивное, в лута ливре этого никто не стеснялся. Здесь ценилась скорость, способность задавить оппонента. И шло в ход даже то, что в семье Грейси считали грязными приемчиками. В джиу-джитсу особое внимание уделяли иерархии позиций, повалив соперника, они стремились обойти его ноги (гард), занять выгодное положение, позволявшее впоследствии с минимальными рисками провести болевой или удушение. В лута ливре же активно применяли болевые приемы на ноги. То, что до недавнего времени в джиу-джитсу считалось последним делом.
Но в 1950-х Сантана примкнул к ученикам Грейси. Правда, в этой среде он оставался чужеродным элементом. Элиу не слишком высоко ценил великана из Байи. Тогда для построения карьеры в боях это было критично. Поединки вале-тудо транслировались на всю страну каждую неделю в шоу Heroes do Ringue. Грейси имели огромное влияние на организаторов представлений. Сантана же не слишком годился на роль представителя джиу-джитсу. Атлетичный и мощный Вальдемар был обделен вниманием грандмастера. В представлениях вале-тудо ему не давали серьезных соперников.
Сантана со скандалом покинул академию Грейси. По одной из версий, он в обход тогдашним правилам принял участие в шоу рестлеров. По другой — по случайности затопил один из залов академии, выполняя уборку. Так или иначе, Элиу выгнал Вальдемара. Черный леопард вернулся в академию только чтобы бросить вызов бывшему мастеру.
Бой прошел по правилам вале-тудо и продлился почти четыре часа. Уставшего от игр Элиу, который всегда был мастером изнуряющей борьбы в партере, Сантана поднял и швырнул на канвас. В завершение он нанес удар в голову поверженному Грейси. Элиу потерял сознание. Для него это был позорный финал карьеры, в то время как Сантана стал настоящей знаменитостью. В будущем клан отомстит за Элиу. Его племянник Карлсон одолеет Сантану.
Бои без правил оказались слишком жестоким зрелищем для телевидения. После того как во время трансляции один из участников Heroes do Ringue сломал руку оппоненту, шоу отменили. А в штате Сан-Паулу в 1960-х вале-тудо и вовсе попало под запрет.
Так кровавое зрелище на время ушло в тень. Бои продолжались, но новые герои без телекартинки обрастали ореолом легенд. Например, профессиональному рестлеру Касемиро Насименто Мартинсу по прозвищу Рэй Зулу (Король Зулу) приписывали 270 побед в вале-тудо. Однако доказанных выступлений на счету 104-килограммового чернокожего громилы лишь десять, восемь из которых — поражения.
Рэй Зулу вылез из подполья в 1980 году. Ему предстояло биться с представителем нового поколения семьи Грейси — Хиксоном Грейси. В отличие от отца Элиу, Хиксон не был обижен природой. Атлетичный, гибкий боец, он далеко продвинулся и в семейном деле. Говорили, якобы Хиксон мог без особого труда выбраться даже из самых трудных положений. По одной из легенд, борец на тренировке просил обладателей черного пояса применить на нем удушение сзади. Хиксон позволял оппонентам полностью закрыть захват и только после этого начинал бороться, уходя от приема раз за разом.
В поединке с гигантским Рэем Зулу Хиксон не посрамил джиу-джитсу. Он вытерпел натиск рестлера и на 12-й минуте схватки победил удушением сзади. Матч-реванш также остался за чемпионом семьи Грейси.
Хиксон станет одним из ключевых бойцов клана. Более того, именно его изначально хотели заявить на первый турнир UFC. Но предпочтение в итоге получил более тщедушный на вид Хойс. В Америке еще не видели джиу-джитсу в деле, а триумф Хиксона можно было бы легко списать на физические данные.
Хиксон успешно защищал честь семьи в Японии, став участником первого турнира Pride. Правда, с определенного момента бразилец не слишком охотно соглашался на бои. Злые языки связывали это с боязнью бразильца проиграть. В знаменитом противостоянии клана с Казуси Сакурабой Хиксон остался в стороне.
Рэй Зулу так и был легендой вале-тудо (с упором на первое, а не второе). Сегодня бойца чаще вспоминают, глядя на его сына — 170-килограммового Зулузиньо. Так или иначе, хоть в какой-то форме его коснулось величие: Зулузиньо успел за карьеру отметиться поражением от Федора Емельяненко.
В 1990-х с расцветом UFC в США вале-тудо возвращается на экраны бразильских каналов. Новые организации, такие как World Championship Vale Tudo, успешно капитализируют на новом витке популярности полноконтактных единоборств.
Многие бойцы, закаленные в таких схватках, успешно проявили себя уже в UFC. К ним можно смело относить и Марко Хуаса, и еще одного представителя клана Грейси — Хенцо.
Так вале-тудо сливается с тем, что мы привыкли называть смешанными единоборствами. В прошлом остались бойцовские рекорды с сотнями поединков и размытые правила. Но традиции бескомпромиссного боя бразильцы сохраняют. Крон Грейси — сын Хиксона — сегодня выступает в UFC. Бразилец уступил в первом поединке, но даже его оппонент Каб Суонсон признал: «Этот парень — настоящий воин».