Решение компании «Россети» (государству через Росимущество принадлежит 88,04 процента долей в уставном капитале) выплатить за 2019 год рекордные дивиденды, почти в четыре раза превышающие дивидендные выплаты за всю историю компании, вызвало удивление брокеров и промышленных потребителей, а также недоумение у некоторых промышленных экспертов. О причинах и рисках этого решения корреспондент «Ленты.ру» побеседовал с экспертами энергетического рынка.
По словам Алексея Преснова, главы Агентства энергетического анализа, «вопрос выплаты дивидендов и вопрос функционирования компании — это два разных вопроса, и выплаты рекордных дивидендов никак не связаны с реальными финансовыми результатами "Россетей"». Руководитель агентства подчеркивает, что «выплата дивидендов на сегодняшний день не отражает реального состояния дел, особенно в распределительных сетях, и сделано это для того, чтобы показать капитализацию, а капитализация — это один из параметров оценки их деятельности». Сделано это, по мнению эксперта, «чтобы продемонстрировать руководству страны, что они идут правильным курсом».
Преснов не считает правильным «курс "Россетей" на объединение всех и вся для создания единой компании на всю страну». По его словам, ни в одной из постреформенных стран такого курса нет. «Даже в странах, где до этого были единые компании, например в Италии и во Франции, начался обратный курс». Эксперт уверен, что в нашей большой стране должны быть разные распределительные сети и необходима конкуренция между различными участниками рынка. «В постреформенной энергетике не должно быть единой компании на всю страну. Сейчас распределительные компании фактически поглотили магистральные, — рассказал глава Агентства энергетического анализа. — Магистральные сети — структура оптового рынка, а распределительные — розничный рынок. Это два совершенно разных уровня».
По мнению эксперта, «для того чтобы оправдать эту неправильную политику, прикрыть прорехи в работе, "Россети" сейчас выплачивают повышенные дивиденды, которые потом так или иначе вернутся к ним в виде субсидий». «То есть они выплачивают высокие дивиденды и одновременно просят государство о помощи», — отмечает Алексей Преснов.
По словам Сергея Сасима, директора Центра исследований в электроэнергетике Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, «значительный объем дивидендов, выплачиваемый сетевыми организациями, в действующей системе регулирования формирует ряд рисков, не позволяющих гарантировать устойчивость обозначенного объема таких выплат в будущем». Эксперт считает, что «это усугубляется еще и отсутствием понимания окончательных последствий пандемии коронавируса для электросетевого комплекса».
Сергей Сасим рассказал, что «для уменьшения финансовых рисков ПАО "Россети" активно продвигает ряд инициатив, направленных на повышение выручки своих ДЗО (проект о дифференциации тарифов ФСК, введение платы за резерв мощности, долгосрочные регуляторные соглашения)». По мнению эксперта, «скорее всего, подобная дивидендная практика повысит активность организации по лоббированию этих проектов, поскольку их принятие позволит подпитывать ожидания рынка относительно высокого уровня выплачиваемых дивидендов и снижать риски кризисных последствий за счет новых инструментов сбора выручки». При этом специалист отмечает, что «принятие указанных инициатив с высокой степенью вероятности увеличит тарифную нагрузку на крупных и средних потребителей электрической энергии». «Вопрос о том, насколько эта нагрузка будет для них серьезной, зависит от многих факторов, в том числе от последствий кризиса, с которым столкнулась национальная экономика», — подчеркнул Сасим.
Валерий Дзюбенко, заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» уверен: «Сбор рекордных дивидендов с госмонополий с регулируемыми тарифами — это неэффективная и порочная практика. Она означает, что пополнение бюджета для государства важнее развития экономики». По мнению Дзюбенко, «расходы на выплату дивидендов увеличивают и без того высокую тарифную нагрузку на бизнес, уже включающую в себя финансирование льготных тарифов для населения и целой группы регионов, а также разнообразных, подчас не связанных с энергетикой, инвестиционных инициатив».
По словам Алексея Преснова, «сетевые тарифы у нас выше, чем в других странах, где-то 40-50 процентов в конечной цене электроэнергии, в то время как везде не более 30 процентов». «Тарифы завышены, потому что в "Россетях" плохо загружены сети, нескоординированное планирование, они строят, а в результате пустые подстанции стоят. Для них стройка важнее, чем результат», — высказался эксперт. Преснов считает, что это ярко проявилось после сочинской Олимпиады: «Они понастроили там подстанций, которые стоят практически пустые с крайне низкой загрузкой. Они пытаются планировать, как в Советском Союзе, но это уже не работает, потому что нет плановой экономики».
Глава Агентства энергетического анализа уверен, что «в конце концов эту систему придется менять, поскольку возникнет такой неэффективный монстр», и отмечает, что накопившаяся масса проблем решается «не в рамках единой компании, а рыночного пространства, за счет конкуренции, за счет того, что надо убирать этот "котел" как принцип тарифного регулирования, такого нигде нет в постреформенных странах».
По словам эксперта, деньги, которые «Россети» собираются выплатить в качестве дивидендов, — это деньги еще не заработанные. Они их получают, например, с потребителей, заключая договоры технологического присоединения на несколько лет вперед и взимая предоплату. «Вот за счет этих денег они и выплачивают дивиденды. При этом обещанное им нужно построить, значит, надо где-то деньги взять: или в бюджете, или у потребителя. То есть пока это пирамида», — рассказал Преснов.
Сергей Сасим считает, что «если подобные дивидендные выплаты предполагается финансировать за счет введения новых механизмов сбора выручки (путем дифференциации тарифов ФСК, введения платы за резерв сетевой мощности, введение регуляторных соглашений на условиях, которые сейчас предлагают "Россети"), то это будет негативным сигналом». По его мнению, «не только потому, что тарифная нагрузка на потребителей увеличится, но и потому, что подобного рода инструменты повышения выручки МРСК приведут к искажению их реальной рыночной стоимости: когда актив начинает приносить доход не на основании повышения эффективности своей непосредственной деятельности, а за счет получения выручки, не связанной с оказанием фактических услуг, риск вложения в такой актив начинает превышать уровень риска, допустимого для инфраструктурных компаний». Эксперт уверен, что «это редко приводит к чему-то хорошему в долгосрочной перспективе».
Валерий Дзюбенко, заместитель директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии», заявил, что «собирать дивиденды через тарифы в период экономического спада считаем вообще неприемлемым». По его словам, «довольно бессмысленно и затратно собирать через повышенные тарифы средства с экономики в бюджет, чтобы потом возвращать их тем же предприятиям и организациям в виде государственной помощи». Эксперт считает, что «гораздо проще и эффективнее было бы отказаться от дивидендов и оставить эти средства в экономике, снизив тарифы».