В настоящее время ВЭБ.РФ участвует в разработке и реализации комплексных программ модернизации общественного транспорта в городах России. Мнения экспертов об актуальности этих программ и об изменении качества жизни жителей некоторых российских городов — в материале «Ленты.ру».
Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) профинансируют на паритетных началах сделку по приобретению 111 низкопольных автобусов отечественного производства ЛиАЗ для развития городского пассажирского транспорта в Перми. Общий объем инвестиций в закупку техники составит 1,3 миллиарда рублей.
До середины июля городским перевозчикам будет поставлено в лизинг 55 дизельных автобусов ЛиАЗ-529265 и 56 машин ЛиАЗ-529267, работающих на компримированном природном газе. Выпускаются они на Ликинском автобусном заводе, входящем в «Группу ГАЗ», с применением современных технологий автобусостроения.
По словам председателя ВЭБ.РФ Игоря Шувалова, «проект в Перми — результат длительной и кропотливой работы руководства края и города с самым активным участием команды экспертов ВЭБ.РФ. Обновление автобусного парка — важный элемент комплексной программы модернизации всей системы общественного транспорта региона». Игорь Шувалов рассказал, что «в апреле на совещании президента по вопросам развития автопрома говорили о важности консолидации усилий в этой отрасли. Как результат — уже в этом проекте ВЭБ.РФ идет плечом к плечу с ГТЛК и Минтрансом».
По словам председателя ВЭБ.РФ, «мы рассчитываем, что в ближайшее время сможем совместно профинансировать проекты и в других регионах. Это может стать важной составляющей комплексной программы модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях, которую правительство РФ разрабатывает совместно с ВЭБ.РФ по поручению президента». Игорь Шувалов считает, что «промышленный сектор и сфера услуг сейчас как никогда нуждаются в такой поддержке. И, конечно, это создание нового качества жизни населения, что является одним из наших приоритетов».
«Это — первый проект развития российского общественного транспорта, в котором ВЭБ и ГТЛК объединяют свои усилия. На сегодня у ГТЛК самый большой лизинговый парк энергоэффективной техники на газомоторном топливе, это приоритетное направление нашей деятельности, — рассказал генеральный директор ГТЛК Михаил Полубояринов. — При поддержке Минтранса совместно с ВЭБ мы выходим на качественно новый этап развития экологичных пассажирских перевозок». По словам Полубояринова, «для нас и наших партнеров важно продолжать работу даже в текущих непростых условиях, чтобы обеспечить стабилизацию транспортного рынка в кратчайшие сроки».
А глава Пермского края Дмитрий Махонин обозначил значимость развития транспортной инфраструктуры для региона: «Новый, качественный и экологичный транспорт — показатель развитости инфраструктуры. Общественный транспорт — это в первую очередь безопасность и комфорт наших жителей». По словам главы Пермского края, «сейчас в регионе постепенно восстанавливается пассажиропоток: люди начинают ездить на работу после снятия режима строгой самоизоляции. Уверен, они оценят новые автобусы, которые появятся в краевой столице». Дмитрий Махонин добавил, что на обновление подвижного состава (трамваи и автобусы) за два года будет направлен почти один миллиард рублей.
С начала 2020 года при финансовой поддержке ВЭБ.РФ реализуется проект по модернизации транспортной инфраструктуры Тверской области. В его рамках на линии общественного транспорта уже вышли более 400 новых автобусов производства «Группы ГАЗ». Стоимость поставки, профинансированной госкорпорацией, составила три миллиарда рублей. В Твери был создан единый оператор пассажирских перевозок, внедрена наиболее эффективная схема работы с перевозчиками — брутто-контракты, современная система оплаты проезда.
Также в числе реализованных за последнее время ВЭБ.РФ проектов по модернизации общественного транспорта — поставка при участии Фонда развития Дальнего Востока трех современных рельсовых автобусов на остров Сахалин. Они пришли на смену старым дизель-поездам и сейчас обсуживают пригородные маршруты.
В апреле президент России Владимир Путин на совещании по развитию отечественного автопрома поручил правительству России совместно с госкорпорацией ВЭБ.РФ к августу разработать план обновления пассажирского транспорта в городских агломерациях. Тогда глава ВЭБа Игорь Шувалов заявил, что в разработке будет использован опыт Тверской области, а аналогичный механизм готов к запуску в 2020 году по двенадцати крупным городам совместно с ГТЛК. По его словам, в рамках такой программы можно обеспечить закупку в текущем году городского транспорта в общей сложности на 70 миллиардов рублей. Шувалов заключил, что реализация этой программы поможет и промышленному сектору, и сектору услуг, а также повысит качество жизни в городах.
По словам министра транспорта РФ Евгения Дитриха, «в 2020 году Минтранс России в рамках нацпроекта БКАД начал оказывать содействие регионам в обновлении подвижного состава городского пассажирского транспорта. Уже в текущем году в российские города ГТЛК будет поставлено в лизинг более 500 новых автобусов и троллейбусов с 60-процентной скидкой от их стоимости за счет средств федерального бюджета».
Евгений Дитрих рассказал, что «пермская городская агломерация успешно прошла отбор среди 60-ти поданных регионами заявок и была включена в перечень из двенадцати агломераций, получивших право участвовать в мероприятии в текущем году. Это стало результатом последовательной работы органов власти Пермского края, формирующим современную модель транспортного обслуживания населения». По словам министра транспорта, «в регионе оптимизируется маршрутная сеть, развивается система безналичной оплаты проезда, введено удобное тарифное меню, осуществляется переход к контрактам, предусматривающим заказ транспортной работы с поступлением платы за проезд пассажиров заказчику и оплатой перевозчику работ в полном объеме». Евгений Дитрих уверен, что «наше сотрудничество с ВЭБ.РФ и ГТЛК позволит расширить возможности для поддержки лучших региональных практик в сфере транспорта и стимулирования проектов комплексной модернизации городского пассажирского транспорта, направленных на повышение качества жизни в наших городах».
Анатолий Пермин, эксперт Ассоциации развития общественного транспорта, считает «обновление городского транспорта давно назревшей проблемой». По его словам, «в российских городах пассажиров до сих пор перевозят автобусы, трамваи, троллейбусы советских времен, которые на дорогах по 30-40 лет. О комфорте, удобстве, а главное — о безопасности — тут говорить не приходится». Эксперт сообщил, что «были разные сценарии решения проблемы. Привлечь частников, переложить на муниципалитеты. Но первые стремились сократить издержки, экономили или уходили в «серую» зону, вторые отдавали приоритет другим отраслям городского хозяйства». По мнению Анатолия Пермина, «подход, который реализуется сегодня — когда объединяются усилия федеральной власти, крупнейшего института развития и региональных властей, наиболее оптимален». Эксперт Ассоциации развития общественного транспорта считает, что «при этом важен комплексный подход, за который выступает ВЭБ, — мало просто обновить транспортный парк, необходимо развивать всю инфраструктуру, создавать операторов с прозрачной схемой работы, внедрять современные системы оплаты проезда и так далее». Пермин уверен, что «только в этом случае можно обеспечить качественную и доступную услугу для населения».
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает, что «для крупных и крупнейших городов России императивной необходимостью является реализация масштабной, системно-выстроенной и капиталоемкой программы развития общественного транспорта». По мнению Михаила Блинкина, «источники и механизмы финансирования являются наиболее проблемными позициями в программах развития общественного транспорта, когда-либо реализованных в мировой практике».