В 2014 году в качестве ответной меры на санкции некоторых стран, предпринятые в отношении ряда российских компаний, российскими властями было введено продэмбарго. Под запретом мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты, орехи и соль из стран ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии, Албании, Лихтенштейна, Исландии, Черногории и Украины. Но продукты сомнительного происхождения продолжают проникать на российские прилавки, часто являясь откровенной угрозой для здоровья потребителя. О том, почему это происходит и как бороться с нелегальными и небезопасными продуктами питания, — в материале «Ленты.ру».
В конце мая первый заместитель директора ФСБ, руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Кулишов сообщил в интервью ИТАР-ТАСС, что пограничники совместно с подразделениями таможни и Россельхознадзора в 2019 году предотвратили ввоз в Россию санкционной продукции только из Белоруссии и Казахстана на сумму полтора миллиарда рублей, не пустив в страну более десяти тысяч тонн санкционных товаров и грузов. Владимир Кулишов рассказал об уловках, к которым прибегают контрабандисты. Например, везут санкционные товары и нелегалов в грузовых автомобилях, следующих под сертификатом TIR (Transports International Routiers), позволяющим пересекать государственные границы без досмотра груза и уплаты пошлин в пункте пропуска.
Наиболее частые способы ввоза санкционной продукции — использование объездных и проселочных дорог, провоз товаров под прикрытием другой продукции. Часто запрещенные товары пытаются провезти и по поддельным документам, в которых местом производства указываются страны ЕАЭС или СНГ, говорили в ФТС.
По словам главы Погранслужбы, количество попыток незаконного перемещения через госграницу контрафактной продукции растет. Это подтверждается региональными СМИ. Например, в Калужской области в феврале уничтожили 21 тонну польских яблок, 43 тонны польских и бельгийских груш. Тогда же в Псковской области запретили ввоз 20 тонн бельгийского сыра. В марте там же уничтожили 12,5 тонны санкционных польских яблок, два автобуса с «санкционкой» задержали в Калининградской области, «санкционные» фрукты обнаружили в Великих Луках, а сыр из Дании и Финляндии уничтожили в Мурманске. В апреле лимоны и имбирь не пустили в Калининградскую область. В конце мая в Санкт-Петербурге задержали четыре контейнера, в которых под видом каучука пытались ввезти в Россию сыры известных европейских брендов, кофе, шоколадное печенье и бытовую химию. Только Владимирская транспортная прокуратура выявила 40 сайтов, торгующих через интернет санкционными сырами из Франции, Италии и Голландии.
Чаще всего санкционные товары поступают через Белоруссию и Казахстан, но везут их к нам и из других стран ЕАЭС. Вице-премьер Виктория Абрамченко попросила Минсельхоз и Россельхознадзор подготовить предложения «по исключению ситуаций поставок» в Россию санкционных продуктов с территории Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
Поводом стало письмо зампредседателя Совета Федерации Николая Журавлева, который отреагировал на жалобу агрофирмы «Выборжец» на рост поставок шампиньонов из Белоруссии. Их, по мнению Николая Журавлева, из-за снижения спроса в Европе в Белоруссию поставляет Польша. В Россию же грибы с переоформленными документами поступают как белорусские. По словам зампредседателя Совета Федерации, «с учетом того факта, что Республика Польша поставляет значительный объем грибов-шампиньонов в Республику Беларусь, а поставки белорусских грибов почти равны их внутреннему производству, это свидетельствует о реэкспорте данной продукции в Российскую Федерацию».
В 2018 году уже ограничивались поставки шампиньонов из Белоруссии, когда одно из белорусских предприятий было заподозрено в реэкспорте польской продукции, но позднее запрет был снят. А в 2019 году Россельхознадзор вводил временные ограничения на поставки яблок и груш из Белоруссии в связи с подозрением в реэкспорте, отсутствии актуальной информации о белорусских предприятиях, объемах их производства и хранения продукции. Тогда же ведомство сообщало о том, что не исключает введения запрета на ввоз клубники, пекинской капусты и шампиньонов из Белоруссии.
В то же время, по словам управляющего партнера Agro and Food Communications Ильи Березнюка, в России есть все условия для того, чтобы успешно развивать в том числе собственную грибную отрасль и защитить отечественного производителя от экспансии зарубежной продукции. Среди основных мер для этого он называет введение маркировки.
«Маркирование продукции подразумевает, что в автоматизированной системе сохраняется информация о действиях всех участников процесса, от производителя до места реализации. Подобный подход уже применяется в табачной промышленности, фармацевтике. В результате в этих отраслях резко снизилось количество контрафакта, фальсификата, «серого» импорта, — отметил эксперт. — Полагаю, нанесение специального знака на упаковку позволит решить проблему реэкспорта грибов, помочь российским производителям сейчас, когда потребность в поддержке со стороны государства особенно высока».
Белорусские производители, работающие на российском рынке, сами страдают от фальсификата и заинтересованы в ликвидации нелегального оборота. Максим Макаров, заместитель генерального директора по логистике «Савушкин продукт-Москва» пожаловался «Ленте.ру» на обилие подделок под их продукцию: «Если в сетевых магазинах мы можем найти оригинальную нашу продукцию, но на рынке или в каком-нибудь маленьком магазинчике можно нарваться на фальсификацию. Наша служба безопасности такие места отслеживает, но их очень много».
В Европе в последние годы после серьезных кризисов в сфере производства продуктов питания в сознании потребителей существуют сомнения в качестве и безопасности продуктов питания, поставляемых на рынок. Продуктовая безопасность постоянно присутствует в информационной повестке практически всех стран ЕС: примерно один сигнал об опасности тех или иных продуктов регистрируется каждый день, около 200 видов продуктов, представляющих ту или иную опасность для потребителя, удаляется с рынка каждый год. Обеспокоенность безопасностью продуктов питания никогда еще не была настолько высокой.
Повсеместное внедрение маркировки и прослеживаемости товаров — один из основных трендов последних 10 лет. В ЕС системы отслеживания продуктов питания и кормов запущены еще в прошлом веке, а в 2014-м их обновили. В результате не только увеличены налоговые сборы, но и защита от контрафакта, произошло обеление рынка, создание новых механизмов логистики, а главное — спокойный, уверенный в качестве потребитель.
В России уже несколько лет как инструмент защиты здоровья потребителя поэтапно вводится обязательная маркировка товаров и создание системы «Честный знак». Теперь благодаря специальному коду, например, можно отследить движение лекарственных препаратов с момента производства до продажи.
Пока это не касается продуктов питания, хотя ситуация на этом рынке требует строжайшего контроля.
Российский потребитель тоже читает и смотрит телепрограммы про пестициды и кариес и хочет быть уверенным в потребляемых продуктах. Кроме санкционных продуктов сомнительного происхождения, у нас очень много фальсификата. Самое подделываемое — минеральная вода и молоко. По различным оценкам, в зависимости от региона, проценты фальсифицированной минеральной воды колеблются от 25 до 80, а в молочной продукции — от 25 до 50 в зависимости от вида продукции.
Пилотный проект по маркировке молочной продукции начался в июле 2019 года, с 20 января 2021 года предусмотрено начало обязательной маркировки по определенным группам молочной продукции, по остальным группам — не позднее 1 октября 2021 года.
По словам Максима Макарова, заместителя генерального директора по логистике «Савушкин продукт-Москва», «в Европе это работает, думаю, будет работать и у нас. Тем более, мы видим положительный опыт по сигаретам, по шубам, по другим категориям товаров. Все это у нас работает». Максим Макаров считает, что и в его отрасли маркировка продукции будет огромным плюсом. По его мнению, она «и должна решить вопрос с фальсификатом, поскольку, думаю, люди будут обращать на это внимание, а просканировав этот Data Matrix код можно будет увидеть все данные и определить подлинность продукта».
По мнению члена Совета Федерации Сергея Митина, «обеспечение качественной питьевой водой — это не просто красивые слова, это один из очень важных факторов здоровья россиян и качества их жизни. Этим и определяется такое внимание со стороны верхней палаты Парламента, и лично ее Председателя, Валентины Матвиенко, к этой проблеме». Сенатор рассказал «Ленте.ру», что «во исполнение решения Государственной комиссии при поддержке Совета Федерации в этом году впервые проводится анализ рынка упакованной воды, представленной на полках российских магазинов. В рамках этого широкомасштабного исследования будет проверено более четырехсот товарных марок».
По словам Сергея Митина, «действенная мера в борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией — система электронной маркировки упакованной питьевой воды средствами идентификации, эта система уже показала свою эффективность». Эксперимент по маркировке воды, согласно постановлению правительства, проводится с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года. С предложением обязательного чипирования минеральной воды в 2018 году к министру промышленности и торговли России обратилась ставропольская компания «Холдинг Аква», выпускающая «Ессентуки» и очень страдающая от подделок. Сенатор Митин рассказал, что «уже более шестидесяти компаний из различных регионов страны принимают участие в эксперименте. Наиболее активными стали Ленинградская, Московская, Новгородская и Иркутская области».
Сенатор уверен, что «наша основная задача — создать систему контроля качества и безопасности упакованной питьевой воды, при которой бы каждый потребитель точно знал, какую воду он приобретает, откуда взята эта вода, и соответствует ли она требованиям, установленным российским и международным законодательством».