В России проходит голосование по поправкам в Конституцию, и в нем можно принять участие в том числе онлайн. Возможность сделать выбор, не выходя из дома, — новое для России явление, но не экстраординарное. Интернет давно стал полноценной частью жизни россиян. Как Россия пришла к цифровому миру и как ее жители создают целые сайты и чат-боты с объяснениями поправок в Основной закон страны — в материале «Ленты.ру».
К концу 2019 года число пользователей интернета в России старше 16 лет выросло до 94,4 миллиона человек, или почти до 80 процентов взрослого населения страны, выяснили в аналитическом агентстве GfK. Причем, если годами ранее аудитория росла в основном за счет молодежи, которая знакомится с сетью чуть ли не с рождения, то за 2019 год прорыв совершили представители старшего поколения: к примеру, пользователей сети старше 65 лет стало на 10 процентов больше по сравнению с годом ранее.
Это говорит о том, что, во-первых, среди подростков интернет распространился практически на 100 процентов и, во-вторых, старшее поколение усиленно осваивает современные технологии. И делает это как самостоятельно, так и с помощью детей и внуков. Кроме того, интернет-аудитория растет в том числе благодаря развитию электронных госуслуг и онлайн-платежей.
По числу интернет-пользователей в мире Россия занимает восьмое место, уступая таким гигантам, как Китай или США. На рост положительно влияет и стоимость интернета: по его дешевизне страна находится в мировом рейтинге на третьем месте.
Проникновение интернета в повседневную жизнь людей проходит буквально во всех сферах. Согласно данным опроса Института развития интернета, у российских интернет-пользователей больше всего востребованы госуслуги, покупка лекарств и образование.
Цифровые госуслуги в первую очередь отметили 35 процентов участников опроса. И это неудивительно: по данным исследования ООН, Россия занимает 25-е место среди 193 стран по оказанию электронных госуслуг. Второе место участники опроса отдали онлайн-продажам и лекарствам. Причем заказ последних за 2018 год вырос на 78 процентов, что говорит о том, что россиянам действительно очень удобно покупать препараты онлайн. Еще одна популярная услуга в сети среди россиян — онлайн-обучение. Почти 30 процентов опрошенных ИРИ респондентов отметили важность обучающих курсов в сети, особенно учитывая, что дистанционно можно не просто расширить свои знания, но и получить полноценное образование, даже живя в труднодоступных местах.
Универсальность интернета как во всем мире, так и в России прошла жесткую проверку в период пандемии коронавируса. Его распространение, безусловно, ударило по развитию экономики, но также оказалось драйвером роста самых разнообразных интернет-услуг. К примеру, повышенный спрос сразу ощутили продуктовые магазины с возможностью онлайн-доставки, среди которых, например, «Утконос», «Перекресток» и «Пятерочка». Значительный рост еще в марте почувствовали сервисы по доставке готовых блюд, среди которых — «Яндекс.Еда» и Delivery Club. В сервисе экспресс-доставки продуктов «Яндекс.Лавка» рассказывали, что в начале периода самоизоляции россияне усиленно закупали товары из категорий «бакалея» и «гигиена». Кроме того, больше стали заказывать и готовую еду.
Кардинально перестроилась и работа ресторанов: не имея возможности кормить людей в своих помещениях, многие заведения перешли только на доставку и даже организовали возможность заказать еду на всех сотрудников компании, которые сидели по домам.
Российские онлайн-кинотеатры также заметили повышенный спрос на их сервисы. К примеру, Okko и «Кинопоиск HD» зафиксировали многократный рост зрителей сразу с первых дней самоизоляции. Сервисы не стали ограничиваться только фильмами и сериалами и оперативно организовали серии онлайн-концертов популярных звезд и даже пополнили свои библиотеки разнообразными тренировками, которые в условиях карантина оказались для многих единственным способом размяться без риска заражения.
Пандемия также неожиданно показала, что россияне, запертые дома, необязательно все время проведут за просмотром YouTube или листанием бесконечных лент соцсетей. Напротив, в этих сервисах аномально взрывного роста не наблюдалось, но зато все платформы для удаленной работы (Zoom, Skype) или онлайн-обучение (Coursera) оказались в лидерах по использованию.
И несмотря на то что коронавирус не обеспечил соцсетям аномального роста, они все равно остаются самыми популярными интернет-ресурсами. Традиционные лидеры в России — социальная сеть «ВКонтакте» и сервис видеохостинга YouTube, их используют 80 и 86 процентов соответственно. Особой популярностью у россиян также пользуются «Одноклассники» (57 процентов), Instagram (52 процента) и Facebook (44 процента).
Из года в год растет не только число пользователей интернета, но и доля среди них мобильного трафика. Россияне выходят в сеть в любое время и в любом месте благодаря смартфону. С 2017 по 2019 год рост мобильного трафика в России составил более 30 процентов, свидетельствуют данные SimilarWeb. В Mediascope выяснили, что интернетом со смартфонов пользуются до 46 процентов россиян и тратят на приложения в среднем 83 минуты в сутки.
Впервые в России мобильный трафик перерос десктоп в 2017 году, и с тех пор его доля только растет. Но с приходом господства мобильного интернета изменились и привычки потребления информации в сети. Оказалось, что мобильная жизнь существенно сокращает продолжительность использования сайтов. В среднем пользователи проводят на сайте с мобильного телефона на 57 процентов меньше времени по сравнению с ресурсами с компьютера.
Это, безусловно, означает, что с экрана мобильного телефона люди потребляют информацию быстро и зачастую отрывочно. К примеру, пользователь Instagram на решение о том, заинтересовала его публикация или нет, в среднем тратит около пяти секунд. В случае с современным потребителем счет действительно идет на секунды, и люди, работающие в интернете, прекрасно знают, что любая информация всегда должна быть подана кратко, емко и вызывать у пользователя эмоцию.
Причем исключений нет ни для какого контента, будь то яркая картинка или важная законодательная инициатива. И даже самые сложные для чтения и усвоения материалы нуждаются в объяснении, упрощении и изложении «простым языком».
На сайте Государственной Думы опубликован полный текст поправок в Конституцию. Там же указано, что на его изучение в среднем потребуется 61 минута — непосильный для многих объем в век цифрового потребления. Такой внушительный объем обусловлен разнообразием предлагаемых изменений. В Конституции предлагают закрепить и различные меры социальной поддержки (материнский капитал, пенсия), и положения о территориальной целостности страны, и укрепление семейных ценностей, и развитие медицины, и укрепление стабильности власти.
Всего внести в Конституцию предлагается 147 поправок. Одни их них судьбоносны для жизни всей страны, а другие носят технический характер. И прежде чем голосовать, россияне должны во всем этом разобраться.
Все это многообразие сразу попытались объяснить доступно и российские СМИ, и даже отдельные инициативные граждане.
К примеру, политолог и обозреватель радиостанции «Говорит Москва» Александр Асафов запустил сайт под названием «Поправки в Конституцию простыми словами». На нем он подробно изложил, какие изменения предлагается внести в Конституцию. Он разделил полный текст поправок, изобилующий юридическими терминами, на понятные тематические блоки. Каждый фрагмент политолог снабдил своей трактовкой, максимально доступной для неподготовленного читателя.
Так, Асафов подчеркнул, что считает особо важными поправки о защите территориальной целостности и приоритете национального права, об индексации пенсий и пособий не реже раза в год, закреплении размера минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума и о защите истории от «переписывания» и переоценки.
Немного дальше пошли в ГК «Структура» и создали сразу несколько чат-ботов для изучения полной информации об изменениях в Конституцию. Чат-бот — это сервис прямо внутри мессенджера (Telegram, «ВКонтакте» или Viber), в котором можно выбрать необходимую поправку, а тот пришлет ее объяснение понятным языком. Этот бот расскажет обо всех самых важных поправках к Конституции. «Бот разъясняет значение поправок и дает понимание, как это отразится на жизни каждого человека в России», — говорится в описании проекта.
Боты также могут подсказать пользователю, как найти свой избирательный участок и помочь подобрать наиболее удобный способ проголосовать, поскольку в этом голосовании жители Москвы и Нижегородской области могут выбрать — голосовать на своем участке или сделать это онлайн.
Как и Асафов, руководитель ГК «Структура» и создатель ботов Илья Гамбашидзе не стал строить свое мнение о поправках на основе высказываний экспертов, но заметил, как часто в беседах с коллегами и друзьями обсуждал эти поправки. Так к Гамбашидзе пришла идея, что, прежде чем голосовать, пользователям необходимо понять суть предлагаемых изменений в Конституцию и порядок голосования. И изложение простым и понятным языком в этом случае просто необходимо.
Так частная инициатива превратилась в целую серию чат-ботов, которые рассказывают об отдельных поправках, тематически объединенных в блоки.
Для удобства он создал лендинг, на котором можно выбрать подходящий мессенджер, а также тематические сайты, посвященные поправкам о семье, экологии и культуре, также ведущие на отдельные чат-боты.
Живой интерес инициативных граждан объясняется в том числе и тем, что в этом году голосование стало на порядок доступнее: вместо похода на свой избирательный участок россиянин может проголосовать онлайн. Желание помочь пользователям интернета изучить предлагаемые поправки говорит о том, что голосование стало историческим событием, в котором заработали принципиально новые механизмы взаимодействия с российскими гражданами. И создают эти механизмы не только государственные порталы, но и обычные люди.
И, судя по свежим данным, россияне действительно серьезно восприняли возможность участия в важном голосовании, в том числе и с помощью интернета. Доступ к электронному голосованию по поправкам предоставили жителям Москвы и Нижегородской области. По данным зампредседателя Общественной палаты Москвы Алексея Венедиктова, в Москве заявки на онлайн-голосование подали более 1,14 миллиона человек, а в Нижегородской области — более 138 тысяч человек. Согласно информации на вечер 27 июня, явка на дистанционное электронное голосование достигла 75 процентов, проголосовали почти 879,7 тысячи человек.
И эти данные, и инициативы частных лиц дали понять: Россия готова к тому, чтобы перейти на следующий, цифровой этап развития страны.