Вводная картинка

Маэстро саундтреков Он писал музыку к фильмам Тарантино, Леоне и Пазолини. Умер Эннио Морриконе

12:53, 6 июля 2020Фото: Alessandro Garofalo / Reuters

6 июля ушел из жизни один из самых известных и плодовитых кинокомпозиторов мира — Эннио Морриконе скончался в возрасте 91 года в одной из больниц Рима. Он был госпитализирован несколькими днями ранее после падения, в результате которого сломал бедренную кость. Прозванный за вклад в искусство «Маэстро», Морриконе работал над сотнями фильмов, писал музыку для поп-звезд и экспериментальных проектов. «Лента.ру» вспоминает заслуги именитого композитора и рассказывает о его вкладе в искусство.

Первая слава в мире кино пришла к Морриконе благодаря спагетти-вестернам — он написал музыку для самых известных в жанре фильмов Серджо Леоне, с которым в школе учился в одном классе. Его произведения звучат, в частности, в лентах «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе», «За пригоршню динамита». Впрочем, к концу карьеры композитор не любил вспоминать эти работы, которые ему попросту надоели.

Может оказаться крайне скучным писать музыку только для вестернов или хорроров. Мне очень интересно работать с разнообразными жанрами

Эннио Морриконе

Лучшей своей работой Морриконе считал еще одну коллаборацию с Леоне — в гангстерской картине «Однажды в Америке».

Если кто-то из композиторов и попробовал себя во всех киножанрах, то именно Морриконе — он написал саундтреки к таким фильмам, как «Декамерон», «Сало, или 120 дней Содома» и «Кентерберийские рассказы» Пьера Паоло Пазолини, «Перед революцией» и «Луна» Бернардо Бертолуччи, «Легенда о пианисте» и «Малена» Джузеппе Торнаторе, «Изгоняющий дьявола 2» Джона Бурмена, «Свяжи меня!» Педро Альмодовара, «Лолита» Эдриана Лайна, «Неприкасаемые» Брайана Де Пальмы, «Призрак Оперы» Дарио Ардженто. Композитор предпочитал писать музыку еще до начала съемок — для режиссера и актеров, — таким образом, возможно, влияя и на саму работу над картиной.

Italian composer Ennio Morricone, right, poses for photographers with director Quentin Tarantino during a ceremony presenting Morricone with a star on the Hollywood Walk of Fame on Friday, Feb. 26, 2016, in Los Angeles. Morricone is nominated for an Academy Award for Best Original Score in Sunday's Oscars ceremony for Tarantino's film "The Hateful Eight." (Photo by Chris Pizzello/Invision/AP)

Italian composer Ennio Morricone, right, poses for photographers with director Quentin Tarantino during a ceremony presenting Morricone with a star on the Hollywood Walk of Fame on Friday, Feb. 26, 2016, in Los Angeles. Morricone is nominated for an Academy Award for Best Original Score in Sunday's Oscars ceremony for Tarantino's film "The Hateful Eight." (Photo by Chris Pizzello/Invision/AP). Фото: Chris Pizzello / Invision / AP

Работы Морриконе оказали явное влияние на Квентина Тарантино — тот использовал музыку композитора в «Убить Билла» и «Бесславных ублюдках», а позже даже пригласил Морриконе написать саундтреки к лентам «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка». За работу над последним фильмом он получил премию «Оскар» за лучший саундтрек. Всего наград киноакадемии у Морриконе было преступно мало — еще одну, почетную, он получил в 2007 году «за вклад в киноискусство». Помимо этого, музыкант стал девятикратным лауреатом премии «Давид ди Донателло», трехкратным обладателем «Золотого глобуса», а также получил множество премий и орденов от правительства Итальянской Республики. Морриконе получил три музыкальные премии «Грэмми».

Его композиция Chi Mai, написанная в 1971 году, прозвучала в фильмах «Магдалена», «Встреча» и в триллере «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Трек стал международным хитом. Среди других известных музыкальных произведений Морриконе — The Ecstasy of Gold из «Хороший, плохой, злой», Se Telefonando в исполнении певицы Мины, Here's to You из «Сакко и Ванцетти», Gabriel's Oboe из фильма «Миссия» Ролана Жоффе.

Религиозная тематика также не прошла мимо Морриконе — его музыка звучит в экранизациях библейских притч «Иона, который жил в чреве кита», «Иосиф» и «Авраам». Среди его работ есть также и научно-фантастические блокбастеры («Миссия на Марс» Де Пальмы), мелодрамы («Дни жатвы» Терренса Малика), фэнтезийные картины («Рыжая Соня» Ричарда Флейшера с Бригиттой Нильсен и Арнольдом Шварценеггером), экранизации классики («Гамлет» Франко Дзеффирелли), политические драмы («Сакко и Ванцетти» Джулиано Монтальдо, «И… как Икар» Анри Вернея), драмы военные («Время убивать» Джулиано Монтальдо и «Убийство в Риме» Джорджа Пана Косматоса) и многое другое. Всего за свою карьеру он написал музыку более чем для 500 кинофильмов и сериалов, экспериментируя с разнообразными жанрами — даже создал электронный саундтрек к фильму «Нечто» Джона Карпентера.

Отметился Морриконе и в работах российских режиссеров — он создал саундтрек к вольнейшей интерпретации национальной трагедии с подлодкой «Курск» «72 метра» Владимира Хотиненко. Также он работал над итало-югославской экранизацией романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», снятой режиссером Александром Петровичем.

Конечно же, для композитора таких масштабов было бы чрезвычайно тесно работать лишь в кинематографе. Морриконе создавал композиции для таких исполнителей, как Шарль Азнавур, Мильва, Пол Анка, Мина, Дзуккеро, Демис Руссос, Франсуаза Арди и Андреа Бочелли, сотрудничал с синти-поп-дуэтом Pet Shop Boys. Число работ и коллабораций Морриконе настолько массивно, что композитору едва ли удавалось упомнить все. К примеру, к 85 годам в интервью он заявил, что не знает, кто такой Моррисси, — это притом, что с британским музыкантом он написал песню Dear God Please Help Me. О влиянии творчества композитора на свою музыку упоминали такие группы, как Muse, Metallica и Radiohead.

Еще до звездной карьеры, в 1950-х Морриконе выступал с различными джазовыми группами, играя на трубе. Годы спустя он вновь взялся за инструмент ради коллаборации с авангардистами Gruppo di Improvvisazione Nuova Consonanza. Композитор к концу жизни жалел, что его знают по музыке к фильмам, а не по его экспериментальным музыкальным проектам.

Моя более рискованная, авангардная музыка не так известна широкой публике. Я хотел бы, чтобы о ней узнали

Эннио Морриконе
Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.