Во вторник была опубликована финансовая отчетность «Газпрома» за первый квартал 2021 года. Как и предсказывали эксперты рынка, компания продемонстрировала слабые финансовые показатели в годовом исчислении на фоне снижения цен на нефть и газ и сокращения объемов продаж. О причинах проблем и перспективах «нашего достояния» — в материале «Ленты.ру»
Согласно отчету, на фоне распространения пандемии и теплой зимы добыча газа «Газпромом» сократилась в отчетном квартале на 10 процентов. Экспорт газа в европейские страны упал на 17 процентов: поставки газа в страны Западной Европы рухнули на 20 процентов, а в страны Центральной — на 14 процентов. Чистая выручка от продажи газа в Европу уменьшилась на 45 процентов, до 459,5 миллиарда рублей. Доля «Газпрома» на европейском рынке сократилась до 22 процентов по сравнению с 36 процентами в 2019 году.
Экспорт газа в страны бывшего СССР уменьшился на 24 процента, это самый низкий показатель за первый квартал за последние пять лет. А выручка от экспорта газа упала на 43 процента. Объемы продаж на внутреннем рынке, на долю которого пришлось 56 процентов всех поставок «Газпрома», упали на 8 процентов.
Доля операционных расходов с учетом пошлин и акцизов в выручке от продаж в первом квартале достигла 84 процентов, что выше показателя первого квартала 2019-го. По мнению некоторых экспертов, это свидетельствует о росте неэффективности производственной деятельности компании. В первом квартале 2020 года убыток «Газпрома» составил 116 миллиардов рублей, а свободный денежный поток компании сократился на 30 процентов относительно показателя первого квартала 2019-го.
Размер уплаченных процентов по долгу за первый квартал 2021 года — около 56 миллиардов рублей, что выше показателей первого и четвертого кварталов 2019-го на 9 процентов и 51 процент соответственно. Рост уплаченных процентов происходит на фоне снижения процентных ставок как в рублях, так и в валюте. Снижается размер финансовых активов на балансе компании.
На фоне значительного снижения объемов экспорта и падения рыночной доли компании у экспертов возникают вопросы о целесообразности постоянного увеличения мощности газопроводов, а также об их будущей востребованности. Так, например, газопровод «Голубой поток», закрытый на техническое обслуживание с 13 по 29 мая, до сих пор не работает. При этом Турция начала сокращать объемы закупаемого в России природного газа, в первом квартале этого года объем экспорта «Газпрома» в страну снизился на 17 процентов.
Поскольку «Газпром» обладает монополией на экспорт газа из России, эксперты высказывают опасение, что после завершения строительства половина мощностей «Северного потока-2» будет простаивать. По мнению инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, «компания теряет позиции, долю рынка, капитализацию. Вопрос загрузки трубопроводов стоит очень остро, их будущая востребованность под большим вопросом». Эксперт считает, что «Газпрому» «нужно инвестировать в более необходимое как для самой компании, так и полезное для общества, поскольку компания государственная. Например, развивать газификацию».
В первом квартале этого года «Газпромом» было отправлено по трубопроводу в Китай 0,715 миллиарда кубических метров природного газа, то есть 0,238 миллиарда кубических метров в месяц, а это ниже уровня декабря прошлого года. Выручка «Газпрома» в долларовом эквиваленте сократилась почти на треть к первому кварталу 2019 года, до 27,8 миллиарда долларов. Котировки газа на европейских торговых площадках и мировые цены на нефтепродукты существенно снизились во втором квартале 2020-го. Таким образом, по мнению экспертов, следует ожидать дальнейшего ухудшения финансовых показателей «Газпрома».
«Спрос на газ будет зависеть от ситуации на европейском рынке, от развития пандемии, наверное, можно ожидать, что и в следующих кварталах снижение продолжится, — считает Сергей Суверов. — Цены на газ тоже могут продолжать падение, объемы продаж также могут сокращаться. Думаю, весь год будет очень слабым для "Газпрома"». По прогнозам отраслевых аналитиков, объемы продаж могут упасть на 10-20 процентов, а цены за год — на 40 процентов.
При этом расходы на оплату труда в «Газпроме» в первом квартале 2020 года увеличились к уровню первого 2019-го на 11 процентов, к уровню четвертого квартала 2019-го — на 16 процентов. А размер вознаграждения правления за отчетный квартал вырос к уровню первого квартала 2019-го в 1,7 раза. И все это на фоне ухудшения операционных и финансовых показателей компании. Кроме того, Алексей Миллер, например, в 2019 году получил (дополнительно к вознаграждению за осуществление функций председателя правления ПАО «Газпром») 60 миллионов рублей за осуществление функций председателя совета директоров ПАО «Газпром нефть» и 31 миллион рублей за осуществление функций заместителя председателя совета директоров ПАО «Газпром».
По мнению инвестиционного стратега УК «Арикапитал» Сергея Суверова, в «Газпроме» «зарплаты выросли, в том числе вознаграждение менеджмента, что выглядит странно на фоне ухудшения финансовых показателей. По идее, в госкомпании должны исходить из ключевого показателя эффективности и вознаграждение менеджеров должно зависеть от результата, а не от каких-то иных факторов».
Одной из причин отрицательных результатов «Газпрома» стала неготовность компании к негативным изменениям конъюнктуры мировых рынков. Так, начиная с марта текущего года эффективность поставок газа в Европу (по спотовым ценам) упала до отрицательных значений — стоимость газа на голландском хабе TTF превышает расходы на транспортировку и экспортную пошлину. Эксперты отмечают, что дополнительное давление на финансовые результаты компании может вызвать изменение условий долгосрочных контрактов.
Сергей Суверов главную причину проблем видит в изменении конъюнктуры рынка, но при этом отмечает: «Избыточные инвестиции в невостребованные сейчас газопроводы — фактор, повлиявший на свободный денежный поток, это просчет в финансовом планировании "Газпрома"».
«Они не полностью подготовились к изменениям на рынке. В результате компания вынуждена вместо того, чтобы аккумулировать какие-то средства, запасы, резервы, увеличивать долг "Газпрома", растут проценты по его обслуживанию, — считает Суверов. — Увеличение долговой нагрузки может негативно сказаться на долгосрочной кредитоспособности компании. Необходимо было лучше подготовиться к этой ситуации и переориентировать экспортные потоки, аккумулировать запасы резервов вместо того, чтобы наращивать долговую нагрузку».
Отдельно стоит отметить низкие стандарты раскрытия «Газпромом» информации, что не нравится зарубежным инвесторам. «С учетом того, что "Газпром" является международной публичной компанией, акции и еврооблигации которой торгуются на финансовом рынке, они должны поддерживать максимально стандарты раскрытия информации», — считает эксперт.
В марте 2015 года «Газпром» сменил аудитора. На место PricewaterhouseCoopers (PwC), входящего в «большую четверку» глобальных аудиторов, который работал с компанией с 1995-го, пришла российская компания «Финансовые и бухгалтерские консультанты». Эта смена зарубежного аудитора на российского вызвала недоумение у многих экспертов рынка. Сергей Суверов подчеркнул, что поскольку у «Газпрома» «много международных инвесторов, они должны были сохранить международного аудитора. Выбор российской компании кажется странным и не отвечает запросам зарубежных акционеров».
Реакция рынка является самой объективной оценкой деятельности «Газпрома». С начала года акции «Газпрома» демонстрируют худшую динамику среди крупнейших российских нефтегазовых компаний. «Инвесторы "Газпрома", которые еще недавно надеялись на рост, видят сейчас, что капитализация "Газпрома" сократилась больше, чем у нефтяных компаний с начала года, хотя падение цен на нефть тоже было очень значительным, — уточняет инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. — Это говорит о том, что, возможно, акции "Газпрома" могут котироваться гораздо хуже рынка в целом. С точки зрения капитализации рассчитывать на какую-то положительную динамику вряд ли приходится».