Бои на границе Армении и Азербайджана продолжаются уже шесть дней. Ни одна из сторон пока не собирается отводить тяжелое вооружение, и каждая продолжает обвинять другую в провокации. Накануне Баку взволновал мировое сообщество громким заявлением — пригрозил нанести ракетный удар по Мецаморской АЭС в нескольких десятках километров от Еревана, если армянские военные продолжат обстреливать азербайджанские стратегические объекты. Ранее нашему корреспонденту удалось поговорить с представителем властей Азербайджана и выслушать версию Баку о том, что же случилось на границе. Теперь «Лента.ру» обсудила события последних дней с пресс-секретарем МИД Армении Анной Нагдалян, узнала, как в Ереване объясняют эскалацию давнего конфликта и что собираются предпринимать дальше.
«Лента.ру»: На границе между странами применяются системы «Град», танки, в ход идет живая сила, большое количество БПЛА. Мы можем говорить о войне между Арменией и Азербайджаном?
Анна Нагдалян Я бы сказала, это масштабная эскалация, спровоцированная Баку. Целенаправленный обстрел гражданских инфраструктур и мирного населения — давно применяемая тактика азербайджанской стороны. Мы сталкивались с этим на протяжении многих лет, например, в апреле 2016 года, когда Азербайджан предпринял крупное наступление на границе с Арменией и линии соприкосновения с силами армии обороны Республики Арцах (Нагорно-Карабахской республики).
Действия азербайджанской армии и в апреле 2016 года, и в июле 2020-го являются грубыми нарушениями международного гуманитарного права. Мы неоднократно заявляли, что угроза применения военной силы не сработает: Армения и Арцах имеют достаточный потенциал для защиты нашей единой системы безопасности.
До начала боев Армения располагала сведениями о готовящейся атаке?
Ваш вопрос больше адресован военным, нежели дипломатам. В целом можно отметить, что Вооруженные силы Армении постоянно готовы дать отпор любым посягательствам. Со своей стороны могу подчеркнуть, что были политические предпосылки.
В частности, речь о столице — Ереване, а также регионе Зангезур на юге Армении. В своих публичных заявлениях и выступлениях Баку вновь вернулся к агрессивной и воинственной риторике, заверив население страны в способности Азербайджана решить Нагорно-Карабахский конфликт военным путем. Вероятнее всего, в какой-то момент Азербайджан счел, что обладает достаточными возможностями для осуществления известных намерений, а именно: продемонстрировать желание и возможности азербайджанских вооруженных сил навязать свою волю Армении и Нагорному Карабаху.
Какова предполагаемая цель противника?
Лучше всего спросить об этом представителей Азербайджана, так как нынешняя эскалация всецело является результатом их действий. Мы можем лишь предполагать, чего хотели добиться в Баку. Вероятнее всего, военно-политическое руководство Азербайджана сочло возможным продемонстрировать военное превосходство над Арменией, однако сильно переоценилo свой потенциал. К тому же руководство Азербайджана традиционно использует фактор нестабильности на границе с Арменией и Нагорно-Карабахский конфликт как внутриполитический инструмент. Антиармянская ненавистническая пропаганда позволяет власти объединять, консолидировать азербайджанское общество.
Анна, а как вы оцениваете реакцию международных партнеров Армении на происходящее? Наблюдатели называют ее как минимум вялой.
Мировое сообщество как на уровне государств, так и на уровне международных организаций незамедлительно и однозначно отреагировало на события последних дней. Они единогласно призвали прекратить боевые действия. Мы высоко ценим ясную и бескомпромиссную позицию наших партнеров, высказавшихся за неприемлемость военных авантюр. Тем не менее отдельные страны выступили по меньшей мере с деструктивной риторикой. В этом плане хочу отметить позицию Турции, которая не только безоговорочно поддержала Азербайджан, но и выразила явные претензии в отношении Южного-Кавказского региона, которые президент Турции и прочие вторящие ему официальные лица пытаются обосновать ссылкой на «историческую миссию» Турции в нашем регионе.
Это неприемлемо — в столь сложной региональной обстановке выступать с прямым или косвенным поощрением агрессивного и провокационного поведения Азербайджана. Мы сожалеем в связи с прозвучавшими заявлениями подобного характера. Крайне важно, чтобы третьи страны отказались от политики, которая разжигает нестабильность или каким-либо образом оказывает поддержку Азербайджану на основе родства, или подпитывает его иллюзии относительно военного варианта урегулирования.
Баку на официальном уровне пригрозил атаковать Армянскую АЭС. Насколько серьезно Ереван относится к этой угрозе и чем может ответить?
МИД Армении уже выступил с соответствующим заявлением. Данная угроза нацелена против всех народов региона, в том числе и населения Азербайджана. Азербайджан должен немедленно публично отказаться от этих угроз, и мы будем проявлять последовательность в данном вопросе.
Примечательно, что новая эскалация произошла не на территории Нагорного Карабаха. Следует ли связывать их с тем конфликтом?
События последних дней, конечно, следует также рассматривать в контексте азербайджанских провокаций против Республики Арцах. Как я уже отмечала выше, военный авантюризм — это в целом основной метод региональной политики Баку на протяжении многих лет. С нашей точки зрения, провокация на межгосударственной границе и попытка захвата оборонительного укрепления, расположенного на территории Республики Армения, является угрозой нашей национальной безопасности. Подобное должно быть пресечено всеми имеющимися в распоряжении Республики Армения средствами.
Каковы дальнейшие варианты развития ситуации? Приостановка боевых действий или, скажем, армянское наступление для создания пояса безопасности?
Мы неоднократно заявляли и продолжаем настаивать, что альтернативы мирному урегулированию конфликта нет. Надеемся, что после военного фиаско Азербайджан проявит большую ответственность в отношении соблюдения и укрепления режима прекращения огня. Существуют конкретные предложения по мерам укрепления безопасности и доверия, включая увеличение числа и постоянная дислокация на местах международных наблюдателей, прямую линию коммуникаций и внедрение механизма расследования предполагаемых нарушений режима прекращения огня. Их реализация поможет избежать дальнейших возобновлений эскалации.
Подчеркну, что в сложившейся ситуации усилия по прекращению боевых действий, безоговорочному и полному восстановлению, сохранению и укреплению режима прекращения огня, подписанного между Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном, являются императивом.
Боевые столкновения между Арменией и Азербайджаном начались днем 12 июля, первыми о них сообщили в Баку. Советник президента Азербайджана по вопросам внешней политики Хикмет Гаджиев в интервью «Ленте.ру» подчеркнул, что вооруженные силы Армении начали артобстрел в Товузском направлении Азербайджана, под удар попали мирные села.
Минобороны Еревана изложило другую версию событий: согласно отчетам, к пограничному посту подъехал УАЗ, из которого вышли азербайджанские военные и попытались пройти на армянскую территорию. После запрета они вернулись обратно, и со стороны Азербайджана начался артобстрел.
Помимо артиллерии, стороны используют и другие виды тяжелого вооружения. Так, армяне отчитались о подбитом танке противника, а азербайджанцы — о сбитом беспилотнике. Кроме того, Ереван направил в зону конфликта на боевое дежурство истребители Сy-30СМ, закупленные в России. По последним данным, Армения потеряла четырех военных, Азербайджан сообщил о гибели 12 военнослужащих и одного мирного жителя.
В Баку считают, что Ереван надеется отвлечь население от внутренних проблем — борьбы между старой и новой политическими элитами и последствий пандемии COVID-2019. Кроме того, указывает Гаджиев, Армения таким образом стремится вовлечь в армяно-азербайджанский конфликт военно-политические организации, членом которых является, и избежать ответственности за «оккупацию и агрессию» против Азербайджана — речь о споре за Нагорный Карабах, или самопровозглашенную Республику Арцах, которую Баку считает своими территориями, а Ереван поддерживает.
Официально Нагорно-Карабахский конфликт начался 28 лет назад, когда Республика Арцах объявила себя независимой, однако межэтнические столкновения в этом регионе происходили еще в начале XX века. Советские власти расчертили границы Азербайджана и Армении так, что спорная территория в 1921 году отошла Азербайджанской ССР с сохранением широкой автономии. В 1987 году противостояние азербайджанского и армянского населения на этих территориях обострилось вновь. После вывода внутренних войск СССР из региона и подписания Беловежских соглашений в конце 1991 года в Карабахе началась настоящая война, длившаяся почти два года. Конец ей положил Бишкекский протокол о режиме прекращения огня, подписанный в 1994 году.