«Общенациональный план действий», устанавливающий экономический курс России на ближайшие два года, был представлен в начале июня главой правительства президенту. В настоящее время он дополняется и корректируется. Предполагается, что для его реализации в три этапа понадобится около 5 триллионов рублей, то есть меры поддержки экономики в связи с пандемией увеличатся примерно на 430 миллиардов. Основная цель этих мероприятий российского правительства — сохранить занятость и поддержать бизнес, пострадавший от пандемии. С какими проблемами столкнулись российские компании и как государство помогает их решить — в материале «Ленты.ру».
Эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) в докладе о ситуации в российских компаниях на фоне пандемии COVID-19 наиболее острыми проблемами компаний называют «перебои в деятельности контрагентов и невыполнение обязательств с их стороны, резкое снижение спроса, снижение доступности сырья и комплектующих, ненадлежащий поток наличности, отсутствие сотрудников на рабочем месте, отсутствие необходимой документации для оформления операций».
По словам президента России Владимира Путина, «малый, средний бизнес, микропредприятия, особенно в сфере услуг, сталкиваются сейчас с объективными трудностями, с сокращением заказов, снижением выручки. Нужно помочь таким компаниям продолжить устойчивую работу, а значит, сохранить своих сотрудников». Президент считает, что «наша важнейшая задача — обеспечить стабильность на рынке труда, не допустить всплеска безработицы. Государство окажет бизнесу содействие в решении этой задачи».
Адресная поддержка оказывается в первую очередь согласно утвержденному правительством расширенному списку, куда в настоящее время включены двенадцать сфер деятельности, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции. Это транспортная деятельность, культура и организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, туристические агентства и прочие организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, гостиничный бизнес, общественное питание, организации дополнительного образования и негосударственных образовательных учреждений, организация конференций и выставок, предоставление бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты), область здравоохранения (стоматологическая практика), розничная торговля непродовольственными товарами, средства массовой информации и производство печатной продукции.
Меры поддержки МСП и НКО включают в себя гранты на заработную плату (только для МСП), отсрочку по всем налогам на шесть месяцев, отсрочку по страховым взносам на шесть месяцев, беспроцентный кредит на зарплату сотрудникам на шесть месяцев, отсрочку арендных платежей, мораторий на взыскание долгов и штрафов, мораторий на банкротство (только для МСП), снижение требований к обеспечению при участии в госконтрактах, программу льготного кредитования.
Президент Путин в своем обращении 23 июня 2020 года отдельно остановился на такой мере поддержки занятости, как льготный кредит по ставке 2 процента для пострадавших отраслей. Программа работает с 1 июня 2020 года. На кредиты смогут рассчитывать компании из наиболее пострадавших отраслей, а также из отраслей, требующих поддержки для возобновления деятельности. Кроме льготной ставки, возможны также особые условия погашения. Тем предприятиям, которые сохранят не менее 90 процентов сотрудников, кредит будет списан вместе с процентами. Если в штате останется не менее 80 процентов работников, предприниматель должен будет вернуть только половину ссуды и процентов по ней.
По словам Владимира Путина, «мы видим, эта мера востребована. Уже одобрены заявки от 90 тысяч компаний, где работают 2 миллиона 400 тысяч сотрудников. Но спрос, как мы видим, оказался гораздо выше, чем изначально планировало правительство». По предложению президента программа была расширена — на ее реализацию выделили еще 100 миллиардов рублей, чтобы «дополнительно поддержать предприятия, их работников на этапе выхода из режима ограничений и тем самым ускорить восстановление экономики и занятости».
Стоит отметить, что за период пандемии коронавируса объем одобренной поддержки предпринимателей только в одном из уполномоченных банков, в ВТБ, по различным программам составил более 428 миллиардов рублей.
Корреспондент «Ленты.ру» пообщался с предпринимателями из разных регионов России, так или иначе воспользовавшимися государственной поддержкой. По словам генерального директора Инны Трейго, работающей под брендом «Сибирские блины» в сфере еды навынос (фастфуда), «в компании из-за падения выручки практически были вынуждены остановить часть процессов, сократить фонд оплаты труда, то есть сокращали затраты насколько могли, чтобы остаться на плаву».
Инна Трейго сообщила «Ленте.ру», что компания воспользовалась всеми мерами государственной поддержки. По ее словам, «они нам были жизненно необходимы, без них мы бы не выжили. Взяли и кредит на выплату заработной платы, взяли сейчас двухпроцентные кредиты, не платили и не платим до сих пор налоги, кроме НДФЛ, воспользовались в мае и июне безвозвратными государственными субсидиями». Инна Трейго отметила, что документы на двухпроцентный кредит были оформлены в ВТБ за один день без каких-либо сложностей, и, «несмотря на некоторые технические проблемы в связи с большим количеством желающих, сотрудники банка сработали идеально. Менеджеры оставались допоздна, мы вместе решали эту ситуацию». По словам генерального директора, «в результате эти меры помогли нам полностью сохранить даже в такие сложные периоды, как март, апрель, май, численность персонала, в то время как некоторые наши коллеги отправляли людей на биржу труда. Нам помогли выжить в этой ситуации».
Владимир Кашин, директор «Санкт-Петербургского Дома книги», знаменитого книжного магазина на Невском проспекте, рассказал «Ленте.ру», что «ключевой проблемой для них стало отсутствие розничных продаж из-за невозможности работать оффлайн, поскольку магазин был закрыт с 27 марта по 8 июня. Проблемы отсутствия выручки в этот период компания решала за счет интернет-магазина, все усилия были брошены на то, чтобы он приносил прибыль». Владимир Кашин отметил возросший интерес в этот период к медицинской и технической литературе, к пособиям по изучению иностранных языков. По словам директора «Санкт-Петербургского Дома книги», «успешная работа интернет-магазина позволила выплачивать зарплату сотрудникам в период пандемии в соответствии с нашими обязательствами, мы ни разу не нарушили срок выплат. Не сократили персонал, никого не перевели на сокращенную неделю».
Но интернет-магазин не смог полностью покрыть затраты, поэтому компания взяла беспроцентный кредит в банке ВТБ на выплату заработной платы на полгода. Кашин отмечает, что кредит получить было несложно, а «выделенная сумма помогла поддержать бизнес, потому что фонд оплаты труда — это основная статья расходов. Кредит облегчил наше положение, мы теперь можем по-другому расставлять приоритеты в нашем бизнесе». В конце интервью «Ленте.ру» Владимир Кашин оптимистично сообщил, что «с 8 июня у нас была открыта только часть первого этажа, 400 квадратных метров, но с каждым днем товарооборот растет, мы выходим на нормальные цифры, петербургские покупатели и туристы возвращаются».
Андрей Демшин, представитель калининградской компании «Бауцентр», специализирующейся на розничной торговле строительными и отделочными материалами, пожаловался «Ленте.ру» на «проблему, характерную для большинства ретейлеров — существенное снижение выручки, до 80 процентов в первые дни закрытия магазинов». По его словам, на период самоизоляции «весь фокус внимания переключился на дистанционные продажи, на развитие онлайн-продаж через интернет-магазин. Плюс запустили сбор заказов по телефону, чего раньше не было совсем». Он рассказал, что расходы компании были оперативно оптимизированы, а с партнерами проведены переговоры для получения отсрочек по оплате. Кроме того, по программе государственной поддержки в банке ВТБ был взят кредит на восстановление деятельности. «Это было своевременно, а оформить и получить его было достаточно просто», — сообщил Андрей. По его словам, полученный кредит помог поддержать бизнес «на двух основных направлениях — в выплате зарплаты сотрудникам и в уплате налогов с ФОТ».
Людмила Копотилова, директор челябинской компании «РестогрупПлюс», управляющей рестораном паназиатской кухни Karma и семейным рестораном Belochka, рассказала «Ленте.ру», что «за всю историю работы с фактом полного закрытия предприятий мы столкнулись впервые, и самым болезненным в этой ситуации стало то, что нас закрыли без предварительного предупреждения, за два дня до окончания месяца. Соответственно, мы ушли в простой, не доработав полный месяц, с долгами по зарплате за март, с долгами перед поставщиками и без какой-либо существенной финансовой подушки. Поскольку предприятия закрылись перед выходными, многие продукты испортились».
По словам Людмилы Копотиловой, «главной проблемой на протяжении всего этого периода была неопределенность. Никто не мог сказать на сколько закрыли, какие прогнозы, мы не знали, что говорить и обещать своим сотрудникам. Неопределенность сохраняется и по сей день, несмотря на то что в июле уже разрешили открыться летним залам». Директор «РестогрупПлюс» сожалеет, что «вследствие плановой ротации кадров в начале марта наша компания не смогла претендовать на получение целевых федеральных субсидий по формальным основаниям».
Поэтому, по ее словам, «анонсированная президентом и правительством России программа льготного кредитования на выплату зарплат для нас стала жизненной необходимостью. Полученный вскоре зарплатный кредит от ВТБ помог нам сохранить команду и стал по сути единственной возможностью финансово поддержать сотрудников во время карантина». Людмила Копотилова рассказала, что «с первого дня менеджеры банка нам доходчиво разъяснили условия, банк запросил стандартный пакет документов, а поскольку у нас профильный ОКВЭД, мы сразу попали в список пострадавших отраслей, поэтому никаких проблем с оформлением не возникло». По ее словам, «благодаря зарплатному кредиту сохранилась большая часть нашей команды, а в ресторанном бизнесе это главное, будет с кем открывать рестораны после снятия ограничительных мер, чтобы работать в полном объеме».