Впервые в истории воздушную часть Главного военно-морского парада, прошедшего в Санкт-Петербурге, возглавил восстановленный легендарный штурмовик Ил-2. В настоящее время это наиболее аутентичный и единственный в мире летающий Ил-2 с реальной боевой биографией. История одного самолета — в материале «Ленты.ру».
Советский штурмовик Ил-2, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Ильюшина, стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации. В феврале 1941 года началось его серийное производство, всего Ил-2 было выпущено более тридцати шести тысяч. Самолет, имеющий ряд оригинальных конструктивных решений, изначально проектировался для действий над полем боя. В годы Великой Отечественной он стал надежной поддержкой пехоте в борьбе с техникой и укреплениями врага. Сами конструкторы называли его «летающим танком», а пилоты-истребители люфтваффе и солдаты вермахта окрестили Ил-2 «бетонным самолетом» или «чумой». Он участвовал в боях на всех фронтах Великой Отечественной войны, а также в советско-японской войне.
Командир экипажа Валентин Скопинцев и воздушный стрелок Владимир Гуменной сражались на Ил-2 в составе 46 штурмового авиаполка ВВС Северного флота. Во время одного из боевых вылетов для штурма вражеского аэродрома «Луостари» в ноябре 1943 года их самолет был атакован, получил сильные повреждения, и его пришлось сажать на лед озера. Скопинцев дотащил раненого стрелка до базы авиаполка, а подбитый Ил-2 после того, как лед растаял, затонул.
Заведующий музеем ВВС Северного флота (поселок Сафоново, Мурманская область) Сергей Чечеров рассказал «Ленте.ру», что «о месте вынужденной посадки самолета старший лейтенант Валентин Скопинцев сообщил своему сыну. В 2012-ом году он позвонил мне, а затем приехал сам и привез с собой аквалангистов. Мы тоже помогали, как могли». В этом же году самолет был найден и поднят со дна озера «Кривое», неподалеку от поселка Сафоново. После этого Ил-2 был переправлен в Новосибирск, где его отреставрировали, и в 2017-ом он вновь поднялся в воздух.
Борис Осятинский, президент фонда «Крылатая память Победы», занимающегося поиском, реставрацией, сохранением и популяризацией исторических самолетов времен Великой Отечественной войны при финансовой помощи компании «Роснефть», считает, что «штурмовик Валентина Скопинцева является настоящим ветераном войны и одновременно ветераном Военно-морской авиации Северного Флота. В отличии от Балтийского флота, где было много полков, вооруженных штурмовиками Ил-2, на Северном флоте такой полк был всего один — 46-й ШАП». По словам Бориса Осятинского, «в 2017 году при поддержке нашего генерального спонсора — компании "Роснефть" и ОАК мы вернули этот самолет в небо, и теперь его полеты напоминают нам всем о подвиге наших предков в войне с фашизмом».
В день победы, 9-го мая 2019-го года, восстановленный Ил-2 летал над Ярославлем во время проведения парада и шествия движения Бессмертный Полк. А с 24-го по 27-ое мая 2019-го года героический штурмовик провел показательные полеты в Великом Новгороде, став участником международной исторической реконструкции, посвященной героическим действиям Второй ударной армии в Новгородской области по прорыву блокады Ленинграда в 1943-ем-1944-ом годах. В августе-сентябре этого же года самолет был не только представлен на статической экспозиции фонда «Крылатая память Победы» на авиасалоне «МАКС-2019», но и принял участие в летной программе авиасалона с ежедневными демонстрационными полетами.
В этом году для участия в Главном Военно-Морском Параде в Санкт-Петербурге, имеющем особое значение в связи с празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, 200-летия открытия Антарктиды российскими военными моряками и 250-летия Чесменского сражения, восстановленный штурмовик Ил-2 с самолетом сопровождения IAR-823 осуществил перелет по маршруту: аэродром «Торбеево» — аэродром «Орловка» — аэродром «Кречевицы» — аэродром «Левашово». В каждой точке, а также с борта самолета сопровождения велась фото и видеосъемка. А непосредственно во время воздушной части парада в Санкт-Петербурге 26 июля 2020 года на земле в числе гостей за полетом с особым трепетом наблюдали дочь, внуки и правнуки летчика Валентина Скопинцева.