Экономика
11:54, 26 июля 2020

В небе легенда Об истории штурмовика Ил-2, восстановленного при поддержке «Роснефти»

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Впервые в истории воздушную часть Главного военно-морского парада, прошедшего в Санкт-Петербурге, возглавил восстановленный легендарный штурмовик Ил-2. В настоящее время это наиболее аутентичный и единственный в мире летающий Ил-2 с реальной боевой биографией. История одного самолета — в материале «Ленты.ру».

Самолет с героической историей

Советский штурмовик Ил-2, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Ильюшина, стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации. В феврале 1941 года началось его серийное производство, всего Ил-2 было выпущено более тридцати шести тысяч. Самолет, имеющий ряд оригинальных конструктивных решений, изначально проектировался для действий над полем боя. В годы Великой Отечественной он стал надежной поддержкой пехоте в борьбе с техникой и укреплениями врага. Сами конструкторы называли его «летающим танком», а пилоты-истребители люфтваффе и солдаты вермахта окрестили Ил-2 «бетонным самолетом» или «чумой». Он участвовал в боях на всех фронтах Великой Отечественной войны, а также в советско-японской войне.

Командир экипажа Валентин Скопинцев и воздушный стрелок Владимир Гуменной сражались на Ил-2 в составе 46 штурмового авиаполка ВВС Северного флота. Во время одного из боевых вылетов для штурма вражеского аэродрома «Луостари» в ноябре 1943 года их самолет был атакован, получил сильные повреждения, и его пришлось сажать на лед озера. Скопинцев дотащил раненого стрелка до базы авиаполка, а подбитый Ил-2 после того, как лед растаял, затонул.

Возвращение в небо

Заведующий музеем ВВС Северного флота (поселок Сафоново, Мурманская область) Сергей Чечеров рассказал «Ленте.ру», что «о месте вынужденной посадки самолета старший лейтенант Валентин Скопинцев сообщил своему сыну. В 2012-ом году он позвонил мне, а затем приехал сам и привез с собой аквалангистов. Мы тоже помогали, как могли». В этом же году самолет был найден и поднят со дна озера «Кривое», неподалеку от поселка Сафоново. После этого Ил-2 был переправлен в Новосибирск, где его отреставрировали, и в 2017-ом он вновь поднялся в воздух.

youtube

Борис Осятинский, президент фонда «Крылатая память Победы», занимающегося поиском, реставрацией, сохранением и популяризацией исторических самолетов времен Великой Отечественной войны при финансовой помощи компании «Роснефть», считает, что «штурмовик Валентина Скопинцева является настоящим ветераном войны и одновременно ветераном Военно-морской авиации Северного Флота. В отличии от Балтийского флота, где было много полков, вооруженных штурмовиками Ил-2, на Северном флоте такой полк был всего один — 46-й ШАП». По словам Бориса Осятинского, «в 2017 году при поддержке нашего генерального спонсора — компании "Роснефть" и ОАК мы вернули этот самолет в небо, и теперь его полеты напоминают нам всем о подвиге наших предков в войне с фашизмом».

В день победы, 9-го мая 2019-го года, восстановленный Ил-2 летал над Ярославлем во время проведения парада и шествия движения Бессмертный Полк. А с 24-го по 27-ое мая 2019-го года героический штурмовик провел показательные полеты в Великом Новгороде, став участником международной исторической реконструкции, посвященной героическим действиям Второй ударной армии в Новгородской области по прорыву блокады Ленинграда в 1943-ем-1944-ом годах. В августе-сентябре этого же года самолет был не только представлен на статической экспозиции фонда «Крылатая память Победы» на авиасалоне «МАКС-2019», но и принял участие в летной программе авиасалона с ежедневными демонстрационными полетами.

В этом году для участия в Главном Военно-Морском Параде в Санкт-Петербурге, имеющем особое значение в связи с празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, 200-летия открытия Антарктиды российскими военными моряками и 250-летия Чесменского сражения, восстановленный штурмовик Ил-2 с самолетом сопровождения IAR-823 осуществил перелет по маршруту: аэродром «Торбеево» — аэродром «Орловка» — аэродром «Кречевицы» — аэродром «Левашово». В каждой точке, а также с борта самолета сопровождения велась фото и видеосъемка. А непосредственно во время воздушной части парада в Санкт-Петербурге 26 июля 2020 года на земле в числе гостей за полетом с особым трепетом наблюдали дочь, внуки и правнуки летчика Валентина Скопинцева.

< Назад в рубрику