Поддержка снизу Россияне помогают новым партиям, потому что старые уже надоели
Чуть больше месяца осталось до 13 сентября, очередного единого дня голосования. Сегодня очевидно, что выборы потребуют от их участников актуальных, действенных методов привлечения электората и без прямого контакта с людьми, без общения непосредственно с избирателем любая политическая работа будет сведена к нулю. О том, как политическим новичкам удается завоевать симпатии избирателей, несмотря на препятствия, — в материале «Ленты.ру»
Партийная символика на гаражах и балконах
Россиянам предстоит выбрать 20 губернаторов, 11 региональных парламентов и свыше 50 законодательных собраний в крупных городах. Наряду с политическими тяжеловесами — «Единой Россией», ЛДПР, КПРФ и «Справедливой Россией» — в избирательной кампании намерены принять участие и менее крупные партии. Для некоторых из них, например для партий «Новые люди», «За правду» и Партии прямой демократии, эти выборы станут дебютом, поэтому потребуют особенно серьезного и ответственного подхода.
Местами интерес к новичкам выливается во вполне реальную поддержку, наглядно демонстрирующую как утомленность электората надоевшими действующими лицами, так и надежду на появление очередной «партии нового типа», способной наконец-то не только обещать, но и реально исполнять свои обещания.
Наиболее ярко такая поддержка снизу проявилась в Рязани, Костроме и Ростове. Там одна из новых партий, которая так и называется — «Новые люди», столкнулась с некоторыми проблемами организационного характера. Попросту говоря, местные власти постарались минимизировать присутствие партийных материалов на билбордах и прочих рекламных конструкциях, традиционно использующихся в предвыборной гонке. В этой ситуации, способной серьезно осложнить борьбу за избирателя, «Новые люди» поступили нестандартно для российских политиков старой школы — региональные штабы напрямую обратились к сторонникам партии с просьбой о помощи. Народная поддержка не заставила себя ждать — партийная символика замелькала на частных гаражах и балконах многоэтажек. По мнению экспертов, такая помощь имеет глубокий смысл и первостепенное значение.
«Квартиры и балконы — это некая частная территория, на которую посторонние, как правило, не допускаются. Так что ситуация показывает желание людей увидеть новые лица, услышать новые идеи», — считает доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор. Специалист пояснил: «Есть в футболе такой термин — "засушить игру". И в нашем политическом пространстве то же самое. А люди хотят изменений, чего-то нового, их не устраивает ситуация, которая сложилась». «Если недовольство невозможно выразить напрямую, непосредственно выйдя на митинги или протесты, то таким мягким способом люди показывают, что они очень даже не против появления новых лиц и идей в нашем политическом поле», — прокомментировал ситуацию Александр Конфисахор.
Территория народных симпатий
Нужно признать, что частная территория использовалась в политических целях и прежде, да и сейчас ее значение нисколько не уменьшилось. Так, в разгар борьбы за автономию Каталонии барселонские балконы были буквально увешаны лозунгами «Мы не Испания» и «Мы — отдельный народ!». Практически слово в слово повторяют их и слоганы басков, время от времени расцвечивающие жилые дома Бильбао, Виктории и Сан-Себастьяна. Россия уверенно движется в общемировом тренде, и теперь заявить свою политическую позицию, не рискуя при этом получить дубинкой по голове или провести ночь в полицейской участке, проще всего именно с собственного балкона.
Правда, и здесь остаются поводы для проявления гражданского мужества. Как нам стало известно, в рязанском селе Заокское на улице Кооперативная вывешенный в поддержку «Новых людей» баннер вскоре оказался кем-то порезан. А когда владелец дома пришел вывешивать новый баннер, то на него буквально напал неизвестный, который, размахивая каким-то удостоверением, пытался запретить это делать. Понять, что это за удостоверение и почему человек так категорически против баннера «Новых людей», хозяин дома так и не смог. По его словам, «мужчина быстренько сел в "Ниву" и укатил».
Анна Ефремова, партнер коммуникационного агентства и специалист по политическому PR, уверена, что «политический пиар строится больше на инициативах в пользу общества и их продвижении в массы, хороший вариант — выкладка лозунгов на балконах, посты граждан в социальных сетях и форумах». «В политике множество особенностей, которые нужно учитывать, чтобы стать серьезным конкурентом в гонке за место, например, губернатора. Большинство используемых методов способны вывести прозрачность выборов на иной уровень и улучшить систему голосования», — отметила она.
Как показывают реалии прошлых выборов, довольно легко истратить миллионы на продвижение какой-нибудь партии, но так и не завоевать народных симпатий. А вот обращаясь непосредственно к людям и получая их помощь и поддержку в предвыборную пору, партия может рассчитывать и на взаимность непосредственно во время голосования. Эта своего рода синергия, сотворчество и взаимодействие политиков и избирателей, и есть, очевидно, та новая политическая реальность, потребность в которой все острее ощущается в России в последнее время.