Россия
18:43, 12 августа 2020

«Новые по содержанию» О новых тенденциях в российской политической жизни

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Скандальный оппозиционер Алексей Навальный известен своим негативным отношением к новым партиям, возникающим в российском политическом пространстве. По его словам, это «мурзилки» и «проекты Путина». Яростно отстаивая свое право на единственную возможную «оппозицию», не обошел он своим вниманием и зарегистрированную в марте этого года партию «Новые люди». А во многих городах России, где «Новые люди» участвуют в выборах, на их билбордах появились приписки «Путина», и в результате из-за «художеств» сторонников Навального это читается как «Новые люди Путина». Не обошел Навальный и недавно прошедший съезд партии, назвав репортаж в «Новой газете» «адской и позорной заказухой». О том, чем вызвано подобное отношение к «Новым людям» и о возможности новых политических перестановок на российском политическом поле, — в комментариях известного политолога, кандидата психологических наук Леонида Радзиховского для «Ленты.ру».

«Нормальная конкуренция»

«Если партия "Новые люди" не заплатила команде Навального, чтобы ее рекламировали, то тогда всю его тусовку можно назвать идиотами. Они бесплатно делают "Новым людям" такой пиар», — уверен политолог. По его мнению, «за такую рекламу надо брать деньги. Тут работает схема "от противного". Но в любом случае именно это единственная форма политической рекламы».

Причины таких нападок для Леонида Радзиховского очевидны — «это нормальная конкуренция. В сентябре будут выборы, а тут такой старт-ап появился с верной стратегией, раскрыли карты в нужный момент». По его словам, «естественно, что Навальный и его тусовка, которая не имеет возможности участвовать в выборах, просто ревнуют. Вторая причина: они просто злятся и это тоже нормально». «Им же надо свои эмоции по поводу ревности и злобы на кого-то изливать. Они изливают их отчасти на власть, но делают это уже столько лет с неизменно превосходным результатом, что нужно какое-то разнообразие», — считает политолог.

По мнению Радзиховского, «новая партия — это новый объект для ненависти. Так что ревность, обида — это вообще абсолютно нормальные вещи и естественная реакция для них. Тем более на нашем тухлом политическом базаре, где новых товаров почти нет». Он уверен, что это естественная реакция конкурентов, поскольку «каждый новый товар привлекает внимание. Но главное здесь, это специфика момента».

Новый расклад сил

Предстоящие местные выборы традиционно принято считать разминкой перед выборами в Госдуму в 2021 году. Леониду Радзиховскому «кажется маловероятным, что в Госдуме появятся пять или шесть партий. Более вероятно, что количество партий останется тем же, но кто-то уйдет, и их место займет новая партия, возможно это и будет партия "Новые люди", а, может быть, и другая политическая сила».

По словам политолога, «есть общее убеждение о том, что начался период политической перезагрузки, причем всего режима, а не выборов конкретно, и это нормально. Если в 2024 году действующий президент Владимир Путин не будет участвовать в выборах и уйдет, произойдет политическая революция». Здесь он уточняет, что «не в смысле той революции, которую сейчас пытаются провести в Минске, а именно политической революции с полной перезагрузкой всей системы».

«Однако, если Путин останется, точнее, попробует остаться и выстоит в 2024 году, все равно в том виде, в котором существует сейчас политическая система в России, она существовать не будет», — уверен Радзиховский. По его мнению, наша политическая система «полностью омертвела, в ней ничего не происходит. Существует только внешняя политика, и ее оживляют только ставки на геополитику». Политолог напомнил, что «точно также это было в СССР, когда геополитика была за границей, а в стране политики не было». Он считает, что «это неправильно, так как противоречит природе людей, которым нужна внутренняя политика».

Леонид Радзиховский

В настоящее время в российском парламенте представлены четыре политические партии. Рассуждая о том, «какая партия может стать кандидатом на вылет из Госдумы и кто может занять ее место», Радзиховский констатирует, что «есть неизменные величины — "Единая Россия" и КПРФ, и они никуда не уйдут, это точно». По его мнению, «единственное, может уменьшиться их представительство в нижней палате».

Говоря о «миноритарных акционерах» — ЛДПР и «Справедливой России», политолог отметил, что «ЛДПР переживает тяжелые времена, потому что бодяга, связанная с Хабаровском, не улучшает отношение людей к Жириновскому». «Это некоторый момент истины, поскольку все понимают и знают, что он лидер партии и липовый псевдо-оппозиционер, который этого не скрывает. Но пока физически существует Жириновский, эта партия будет, хотя и может уменьшиться», — считает Леонид Радзиховский.

А эсеры, по его мнению, «это партия, о которой никто не помнит, ее нигде нет, кроме собственных казенных мероприятий, которые никого не интересуют». Здесь, на его взгляд, «есть два варианта. При первом будет ударная разгонка этой партии в канун выборов, их начнут активно таскать по "ящику" и ради них будут подделывать результат». Но этот сценарий кажется политологу «крайне маловероятным, потому что у власти хватает других забот, помимо амбиций Миронова и его окружения. Им свою "Единую Россию" вытащить надо». Поэтому второй вариант ему представляется «более правдоподобным — это кандидат на вылет».

Отвечая на вопрос, что могла бы предложить партия, которая бы попыталась их сменить, Леонид Радзиховский высказал свое мнение: «Во-первых, это должна быть новая партия. Например, шансы "Яблока" мне кажутся равными нулю, потому что они примелькались, и до тех пор, пока они не отделаются от лейбла "Явлинский", им думать не о чем. Вместо этого у них начнется внутренний раздрай, поэтому в их перспективы я не верю». По его словам, это «значит, что все-таки должна быть новая партия. В этом смысле партия "Новые люди" — это удачная разбивка. Так же, как и партия Прилепина. Сейчас настал довольно удачный момент для входа».

Радзиховский уверен, что «новая партия, конечно, должна быть социальной и заниматься социальным популизмом, — это совершенно очевидно. Вместе с тем это то, во что играли на словах и эсеры, но абсолютно бездарно». Поэтому, по его словам, «для начала новая партия должна иметь какой-то внутренний драйв, без него вообще в политике нечего делать. Новый кандидат будет иметь шанс, если сумеет заинтересовать средний класс или остатки этого среднего класса».

По мнению политолога, «для людей очень важно получить ощущение, что какая-то политическая партия констатирует то, что некая полоса жизни страны закончилась. Полоса длинная, для XXI века очень длинная — путинская полоса. И страна стоит перед перезагрузкой». Леонид Радзиховский считает, что, «кроме рассказов о стабильности, нужно заявить о том, что есть новое движение, не только по названию, но и по содержанию. Мы знаем, что можно изменить и системно, и по конкретным проблемам (федерализм, здравоохранение, запуск социальных лифтов, образование и так далее), и у нас есть кураж и уверенность в себе, чтобы это реально делать».

< Назад в рубрику