Новый подход к сбору и накоплению отходов, вошедший в жизнь москвичей с начала 2020 года и получивший большую общественную поддержку в период самоизоляции, помогает не только природе. На переработке бытового мусора можно сделать состояние, если подойти к этому процессу серьезно.
Основным содержанием «мусорной реформы» для жителей Москвы стало появление на площадках контейнеров для отходов двух цветов — синего и серого. В синий полагается выбрасывать вторсырье, то есть бумагу, картон, стекло, пластик и металл (за исключением батареек и ртутных термометров — их необходимо относить в специальные пункты приема таких предметов). В серый контейнер складывается все, что для переработки непригодно, а именно — мусор, пищевые отходы и так далее.
Со временем москвичи привыкают к новым реалиям сбора отходов, и все больше столичных семей заводит у себя дома два разных пакета, в которые собирают мусор для двух разных контейнеров. Но действительно ли в этом есть смысл? Ведь многие граждане утверждают, что весь мусор просто вывозят на полигон и там утилизируют без сортировки и переработки. На самом деле твердые бытовые отходы действительно сортируют и действительно перерабатывают. Вот лишь несколько примеров успешного бизнеса на вторсырье.
В промышленной зоне «Котляково» на юге Москвы расположено одноименное производственно-заготовительное предприятие вторичных ресурсов, входящее в крупный холдинг SFT Group. Здесь принимают и перерабатывают множество видов бумаги и картона, а также полиэтилен, книги, упаковочные ящики. Бизнес компании уже много лет успешно развивается, а самое главное — предприниматели стали организаторами массового экологического проекта «Бумажный бум», в рамках которого в сбор макулатуры вовлекаются целые школы. Стартовав в 2010 году, «Бумажный бум» действует сегодня в шести российских регионах, в том числе таких крупных, как Москва и Санкт-Петербург.
Миссия SFT Group, о которой говорится на официальном сайте компании, заключается в производстве качественных упаковочных решений из макулатуры, а также в расширении рынка сбора вторичных ресурсов в масштабах всей страны. Сегодня этот холдинг является одним из лидеров переработки и производства тары в России.
Другой пример успешного бизнеса на вторичном сырье — расположенный на севере Московской области Дмитровский завод резинотехнических изделий. С 2012 года он перерабатывает использованные автомобильные шины в резиновую крошку и резиновую плитку, которые используются в производстве дорожных покрытий, уличных спортплощадок, оформлении детских садов и дачных участков.
Сегодня большинство компаний понимают, что проводимая ими экологическая политика влияет на их репутацию и лояльность клиента. Среди партнеров и клиентов предприятия — «Газпром нефть», «Почта России», Мосгортранс, Мострансавто, РЖД, аэропорт Шереметьево, МГТС, Rendez-Vous, а также крупнейшие промышленные компании, дистрибьюторы бытовой техники и другие предприятия.
В этом году вместе с известным мировым производителем спортивной одежды Nike Дмитровский завод РТИ запустил программу по сбору и утилизации старых кроссовок. Обувь, отслужившая свое, теперь отправится не на свалку, а на переработку в Дмитров, где из нее сделают стройматериалы, автомобильные шины или даже новые кроссовки.
Говоря о коммерчески эффективной переработке отходов, нельзя не упомянуть и о компании «Русполимер», уже десять лет скупающей ненужные пластиковые вещи, чтобы изготовить из них вторичное полимерное сырье — гранулы, используемые затем в производстве различных товаров. Компания уже 15 лет осуществляет производство продукции из пластмассы с применением новейших технологий, на современном оборудовании для строительства, промышленности, торговли, для частных фирм и государственных предприятий. Клиентами «Русполимера» за эти годы стали такие крупные компании, как LIEBHERR Russland, АО Концерн «Калашников», «Кама-Энергетика», ОАО «Красногорское предприятие электрических сетей», ОАО Дорожно-строительная компания «АВТОБАН», «Московский паркинг», Департамент транспортного обеспечения Министерства обороны, МЧС.
Одна из интересных собственных разработок «Русполимера» — мобильное дорожное покрытие для скоростной подготовки разрушенных участков военно-автомобильных дорог и оборудования подходов к водным преградам, вызвавшее интерес у Министерства обороны, с которым компания сотрудничает с 2010 года.
Конечно, тремя этими компаниями экосистема переработки вторсырья не исчерпывается. Более того, благодаря мусорной реформе на этом рынке появились новые ниши, все еще ждущие своих операторов. Так что малому, да и среднему бизнесу явно стоит присмотреться к сфере вторичных ресурсов — есть очень большая вероятность, что именно здесь их ждет успех.