Она разговаривает с иностранными журналистами на английском с британским акцентом. У нее европейское образование и двойное гражданство: Сирии и Великобритании. В самых религиозных арабских регионах мужчины восхищаются этой женщиной втайне от своих жен и дочерей. Но в Европе и США с недавних пор она стала персоной нон грата, потому что она — Асма Асад — жена сирийского президента Башара Асада. Как первая леди Сирии стала идеальной женой воюющего лидера и почему из любимицы мира она превратилась в объект критики и нападок — в материале «Ленты.ру».
Асма родилась 11 августа 1975 года в Лондоне в семье выходцев из сирийского Хомса. Ее мать, Сахар Отри Ахрас, была первым секретарем сирийского посольства в Лондоне, а отец, Фаваз Ахрас, имел престижную работу кардиолога. Родители стремились дать дочери светское европейское образование, что не противоречило основному курсу властей Сирии.
В то время страной правил отец нынешнего сирийского президента Башара Асада Хафез. Он встал во главе Сирии в 1970-м году в результате бескровного переворота и создавал светское арабское государство. Он старательно выкорчевывал любой религиозный экстремизм, а в начале 1980-х даже жестоко подавил восстание суннитов. Несмотря на такие действия, семейство будущей жены Башара Асада сохраняло лояльность Хафезу, хотя в тот момент некоторые сирийцы, жившие за границей, делали себе карьеру благодаря критике происходившего в стране.
О юности Асмы известно не так и много. Если судить по отдельным воспоминаниям, которые она изредка позволяла себе озвучивать в беседе с европейскими и российскими СМИ, то росла она скромной европейской девушкой из культурной семьи арабской прогрессивной страны. И это, скорее всего, правда, хотя сирийки, надо заметить, не самые скромные девушки Ближнего Востока — более свободных нравов, пожалуй, лишь турчанки и израильтянки.
Однако если бы Асма «засветилась» где-нибудь, ведя разгульный образ жизни, то британские медиа, которые после начала войны в Сирии в 2011 году начали называть Башара Асада кровавым диктатором, явно нашли бы фотографии или свидетельства очевидцев. Но таковых нет, а потому можно сделать вывод, что Асма действительно вела примерный образ жизни воспитанной девушки из хорошей семьи.
После школы для девочек она окончила Королевский колледж Лондонского университета. Затем она успела поработать в офисах нескольких известных западных банков, в том числе в Нью-Йорке. С будущим мужем Асма познакомилась в 2000-м во время поездки к родственникам в Сирию — Башар Асад был другом семьи. Спустя несколько месяцев пара поженилась: Башар к тому времени уже стал новым президентом Сирии.
Башара не готовили в наследники Хафезу, а потому он спокойно строил свою карьеру врача-офтальмолога в Европе. Следующим правителем Сирии после себя Хафез видел старшего сына Басиля, и тот под покровительством отца рос по карьерной лестнице. Он обучался на парашютиста, был зачислен в спецназ, учился военному ремеслу в Советском Союзе. Его портреты расклеивали на витринах и стенах по всей Сирии.
В ходе очередных президентских выборов в 1991 году, которые должны были подтвердить, что сирийцы не видят на посту лидера никого другого, кроме Хафеза, сирийского президента называли Абу Басиль. В переводе с арабского это означает «отец Басиля». Такое обращение довольно распространено, когда речь идет об общении в квартале, где все друг друга знают, но совсем нетипично для политической сферы. По сути, Хафез сделал всю Сирию соседским кварталом.
Однако в 1994-м Басиль внезапно погиб в автомобильной аварии. Правда, некоторые сирийцы-сторонники правящей династии уверены, что аварию подстроили «подлые сионисты», то есть спецслужбы Израиля. Из-за этого во второй половине 1990-х из Британии в Сирию «выдернули» Башара: интеллигентного и совершенно не брутального, в отличие от Басиля.
В июне 2000-го Хафез умер, и его соратники в скором времени выдвинули Башара как наследника. Президентом он стал 17 июля. За несколько лет в Сирии, на тот момент все равно довольно закрытой и милитаризированной страны, Башар не стал брутальнее, хотя и появились его фотографии с отцом, на которых оба в военной форме. Именно за его более тихий нрав и демократические для страны реформы он затем и полюбился людям.
Но при всей светскости Сирии — это все же Ближний Восток, и президент без жены здесь — это что-то из ряда вон выходящее. Тем более, если речь идет о человеке, которому всего-то немного за 30: по местным меркам — самый подходящий возраст для отца и мужа. И уже в ноябре 2000-го у Башара появилась «первая леди» — Асма вернулась в Сирию, после чего в декабре они сыграли скромную свадьбу. Брак многие называли политическим: Башар был алавитом и таким образом будто бы мирился с суннитами, к которым по рождению относилась Асма.
Жена сирийского президента годами оставалась в тени, хотя и появлялась на совместных с мужем снимках в ходе зарубежных поездок: всегда элегантная, скромная и умеющая держаться позади Башара. Модные критики восхищались ее сдержанным макияжем, отмечая, что умеренность в использовании косметических средств нетипична в арабских странах. Им импонировали и ее стрижка каре (тоже нетипичная для арабских стран), элегантные классические костюмы и туфли Christian Louboutin, благодаря чему Асму сравнивали с британской принцессой Дианой.
Башар тем временем проводил либеральные реформы. Ключевой момент, за который Запад критиковал Сирию, — присутствие сирийских военных в Ливане, де-факто оккупация. В 2005-м молодой президент приказал вывести войска с территории соседа, после чего стал любимцем европейских и американских изданий. Его вместе с супругой сравнивали с монархической четой Иордании — королем Абдаллой II и его супругой Ранией — как правильных молодых арабских людей, ориентированных на Запад.
Асма в это время ездила по Сирии и участвовала в благотворительных программах и программах по развитию сельских районов. Ее также хвалили за прогрессивные позиции по вопросам прав женщин и образования. К 2005 году у правящей четы родились трое детей — двое сыновей и дочь.
Меньше месяца спустя в Сирии начались антиправительственные демонстрации, которые власти довольно жестко разгоняли: военные и полицейские среди прочего стреляли в протестующих. Страна попала в полосу восстаний, которую прозвали «арабской весной». Все это нанесло серьезный удар по имиджу Асмы: ее активно критиковали за молчание по поводу происходящего. Впоследствии она также попала под европейские санкции.
Западная пресса навалилась с критикой и на Vogue за недавнюю публикацию о жене «кровавого диктатора». В итоге статья была удалена с сайта без редакционных комментариев. Позднее в редакции заявили, что именно развитие событий показало различия в приоритетах и ценностях сторон. Как писала американская газета The New York Times, материал был опубликован при посредничестве пиар-службы правительства Асада, а Vogue получал по пять тысяч долларов в месяц за подобную поддержку Асмы.
Жена Башара с началом гражданской войны в 2011 году ушла в тень. На первом месте был он сам: как утверждала западная пропаганда, желающий уничтожить собственный народ с помощью верных силовиков.
Происходившее тогда в Сирии (автор бывал в стране в то время) очень сильно напоминает нынешнюю ситуацию в Белоруссии: Асад действительно многое сделал для своей страны, благодаря ему выросло новое поколение, которое захотело двигаться дальше и развивать страну. Однако власти не понимали этого желания. В обществе тогда имелась психологическая усталость от несменяемости династии Асадов, и если бы Башар создал вменяемый механизм преемственности власти, то Сирия спокойно развивалась бы дальше.
Разумеется, недовольством и протестами воспользовались США и их ближневосточные партнеры — Израиль и Саудовская Аравия. В восставших сирийских городах стали появляться радикалы из других арабских стран. Сирийцы теперь часто рассказывают, что протесты против Башара превратились в гражданскую войну именно из-за появления иностранных радикалов в рядах оппозиции.
Пропавшая было из вида Асма начала активно появляться на людях примерно через два года после начала войны. В сопровождении СМИ она посещала больницы, где лечились раненые силовики, и лагеря сирийцев, бежавших из зоны боевых действий. Снимки жены Башара с ранеными солдатами или детьми-беженцами активно эксплуатировались в сирийских государственных медиа.
«Асма явно решила поддержать своего мужа, несмотря на отвращение международного сообщества к его действиям», — писали в то время в европейских СМИ. В этот же период мужчины из других арабских стран стали восхищаться мужественной женщиной. «Мудрая и смелая, словно жена пророка [Мухаммеда]», — доводилось слышать от мужчин в соседних арабских странах, где правительства считали Башара Асада убийцей своих граждан.
А в 2012-м в отношении жены сирийского лидера, а также его матери, сестры и невестки ввел персональные санкции Евросоюз. Женщинам запретили появляться в странах ЕС, были заморожены все их активы. Такое решение было принято после публикации в прессе архива взломанной электронной почты Асмы. Из них следовало, что, пока муж занят подавлением восстания, она тратит десятки тысяч долларов на дизайнерскую одежду, украшения, венецианское стекло, антикварную мебель и другие предметы роскоши в европейских магазинах.
Новый поворот в жизни супруги президента Сирии произошел в августе 2018 года. Тогда пресс-служба администрации президента сообщила, что Асма оказалась в одном из госпиталей Дамаска с онкологическим заболеванием, обнаруженным на ранней стадии. Позднее она сама обратилась к сирийцам и рассказала о своей болезни. В январе 2019-го сообщалось, что жене Башара успешно удалили злокачественную опухоль молочной железы. Официально утверждается, что это сделали сирийские военные врачи.
В августе 2019-го было объявлено, что Асма победила рак и идет на поправку. Действительно, вскоре она снова стала появляться среди беженцев и раненых солдат. Вот только на голове у нее был платок: в ходе лечения она лишилась волос из-за химиотерапии. Со временем этот аксессуар сменился новой модной короткой стрижкой, а снимки Асмы с разных мероприятий стали регулярно появляться в соцсетях.
А в июне 2020 года Асма оказалась среди 14 человек, в отношении которых санкции по «закону Цезаря» ввели США. Ограничительные меры связаны в том числе со «значительной поддержкой властей Сирии».
За 20 лет возле Башара Асада Асма стала не просто символом верной жены лидера воюющей страны, она показала себя одним из редких примеров восточной женщины, которая способна совмещать в себе восточные традиции и европейские манеры. В современном мире, без преувеличения, равных ей нет. Появлялись даже версии, что Асма может стать компромиссной фигурой между нынешними властями страны и оппозицией и возглавить Сирию. Однако пока серьезных доказательств этой версии нет.