Крупнейшие мировые IT-компании блокируют контент и многотысячные сообщества, игнорируя и собственные правила, и законодательства стран, в которых они работают. В России действия Google и Facebook считают цензурой, однако существующие нормы по борьбе с ней либо неэффективны, либо нереализуемы. Как сегодня предлагают заставить корпорации соблюдать законы тех стран, в которых они зарабатывают, — в материале «Ленты.ру».
Политика модерации мировых IT-гигантов, таких как Google, Facebook и Twitter, меняется регулярно. Например, летом 2019 года они решили объединиться, чтобы бороться с потенциально опасным контентом. В частности, активнее заняться не только модерацией публикуемого контента, но фильтрацией комментариев. Предполагается, что принимаемые в последние годы меры помогают защитить пользователей от различного шок-контента, травли, оскорблений и иных видов буллинга.
Для избавления интернета от опасного контента площадки активно используют искусственный интеллект. Google прибегает к помощи алгоритмов для поиска видео с шокирующим контентом на YouTube, Facebook, с их помощью модерирует рекламу: в ней не может быть обнаженки, упоминаний наркотиков и других запрещенных веществ, «услуг для взрослых» и «сексуальных продуктов», а также различных видов дискриминации.
С другой стороны, в модерации помогают сами пользователи. Например, в Facebook они могут анонимно пожаловаться на любой пост или комментарий, показавшийся им оскорбительным, после чего автора ранивших кого-то слов скорее всего забанят. Instagram дал пользователям возможность автоматически скрывать потенциально негативные комментарии: алгоритмы предупредят о том, что в сообщении могут содержаться оскорбления, а также предложат желающему написать гадость подумать еще раз перед публикацией комментария.
Внутреннюю кухню IT-гиганты стараются держать в секрете, однако в феврале 2019 года журналист издания The Verge пообщался с таинственными модераторами Facebook. Большинство его собеседников пожаловалось на то, что работа негативно влияет на их психическое состояние, приводит к различным нервным расстройствам, постоянным стрессам и деформациям личности: ежедневно сталкиваясь с различными конспирологическими теориями, некоторые сами превращаются в их адептов.
Очевидно, что отсматривать весь контент Facebook вручную невозможно: соцсетью пользуется примерно треть населения планеты, а в компании работает чуть более 50 тысяч человек. Автоматическая модерация, доверенная искусственному интеллекту, в свою очередь приводит к неприятным курьезам: к примеру, в мае 2020 года Facebook начала удалять фотографию водружения Знамени Победы над Рейхстагом. Утверждалось, что снимки «нарушают нормы сообщества в отношении опасных людей и организаций».
Некоторые фотографии со Знаменем Победы после жалоб пользователей восстановили. Вероятнее всего, ограничение этого контента было ошибкой: например, алгоритм мог посчитать потенциально опасным то, что человек стоит на крыше. Однако иногда модерация мировых IT-компаний похожа на цензуру.
Например, в июле YouTube без объяснения причины заблокировал аккаунты трех российских СМИ, в том числе интернет-телеканала «Царьград», принадлежащего православному олигарху Константину Малофееву (на канал было подписано более миллиона пользователей). В редакции подчеркнули, что не получали ни предупреждений, ни уведомлений о нарушении правил YouTube.
Чтобы прояснить произошедшее, совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) обратился в Google. Российский офис мировой IT-компании отказался от комментариев и не стал объяснять причину блокировки.
Решение о блокировке «Царьграда» многие объяснили для себя политическими мотивами. Официальный представитель МИД России Мария Захарова посчитала действия YouTube цензурой и нарушением свободы выражения мнений.
Во время круглого стола «Западные техногиганты как угроза суверенитету государства» в Общественной палате Малофеев объяснил позицию Google. По словам православного олигарха, официальной причиной блокировки стало нарушение правил, допущенное в 2014 году: в Google вспомнили, что еще с тех времен Малофеев находится под санкциями Евросоюза, и заблокировали аккаунт в связи с «законом о санкциях и нарушением правил торговли».
При этом YouTube нарушил свои собственные правила, согласно которым должен предупреждать о блокировке за 180 дней. «Это уже стало политикой западных ресурсов, политикой цензуры в отношении российских СМИ. Здесь нет никакой коммерции, это политически мотивированное решение», — посетовал Малофеев на заседании Общественной палаты.
Блокировка «Царьграда» — это не первая и не единственная ситуация, когда мировые IT-гиганты цензурируют контент и действуют вне рамок правового поля. Глава СПЧ Валерий Фадеев на заседании общественной палаты отметил, что подобными действиями Google игнорирует российские законы. Американскую компанию регулярно штрафуют за нарушения законодательства, причем не только в России.
Например, в августе суд в Москве оштрафовал Google на полтора миллиона рублей из-за некачественной фильтрации запрещенного на территории России контента, а в декабре французское управление по конкуренции оштрафовало компанию на 150 миллионов евро и потребовало прояснить правила рекламной платформы Google Ads и методы отключения учетных записей рекламодателей. В сравнении с доходами компании эти суммы выглядят несущественными: в 2019-м только на рекламе в YouTube Google заработала 15,2 миллиарда долларов.
В Общественной палате посчитали, что политика модерации мировых IT-компаний является прямой угрозой для пользователей и, несмотря на формально декларируемые принципы свободы слова, поощряет удаление контента и блокировку каналов из политических соображений.
Первый заместитель председателя комиссии ОПРФ по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич считает, что сегодня необходимо выработать «корректный законодательный ответ» корпорациям, которые игнорируют российское законодательство, и создать такие условия, в которых мировые компании осуществляли бы свою деятельность в России в рамках правового поля.
На заседании Общественной палаты было озвучено несколько предложений по регулировке работы зарубежных корпораций. В частности, Малькевич, который также руководит рабочей группой ОПРФ по противодействию распространению недостоверной информации в интернете, предложил обязать корпорации открывать в России представительства, когда количество их пользователей на территории страны достигнет определенного количества.
«Не должно быть такого, когда на письмо Совета по правам человека при президенте РФ корпорация Google сообщает, что они не отвечают ни за какие вопросы и проблемы. Они здесь только зарабатывают деньги. Соответственно, мы не можем позволить, чтобы на гражданах России наживались, нарушая при этом их права и не уважая их», — прокомментировал Малькевич блокировку аккаунта телеканала «Царьград».
Глава СПЧ Валерий Фадеев счел нужным признать действия Google цензурой и добиваться того, чтобы компания соблюдала российское законодательство, в том числе штрафами. Член Комиссии ОПРФ по вопросам благотворительности и социальной работы Сергей Рудов предложил подавать коллективные иски к IT-гигантам и призвал кого-нибудь взять флаг лидерства в «информационной войне».
Тем не менее штрафы, которые IT-гиганты периодически получают за несоблюдение закона в разных странах, мало влияют на их политику. Вполне вероятно, что одной из причин является то, что доходы компаний от рекламы несравнимо больше, чем размер пени.
По мнению директора Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Сергея Гребенникова, мировые компании, оказывающие услуги в разных странах, должны открывать отдельные представительства. Он отметил, что критерии, по которым будет определяться серьезное присутствие компаний на рынке, еще предстоит выработать, однако это поможет вывести их деятельность в правовое поле. «Иностранные компании, которые работают как на территории Российской Федерации, так и на территории других стран, должны соблюдать страновое законодательство», — уверен директор РОЦИТ. Кроме того, открытие подобных представительств поможет обеспечить финансовую прозрачность деятельности IT-гигантов.
Еще одной эффективной мерой, которая поможет закрепить деятельность зарубежных компаний в рамках российского законодательства, в Общественной палате называют запрет любых сделок — от размещения рекламы до покупок — государственных органов и госкомпаний с зарубежными IT-гигантами.
Кроме того, в ОП предложили ввести запрет на проведение прямых платежей. Подразумевается, что иностранные компании, работающие в России, в первую очередь Google и Facebook, смогут получать платежи только через свои филиалы и представительства, зарегистрированные в местной юрисдикции, а не напрямую.
Гребенников также посчитал это предложение правильным и отметил, что сегодня работа Facebook и других компаний создает массу барьеров для российских пользователей, желающих, к примеру, публиковать рекламу. «Facebook заставляет очень многие компании, которые хотят размещать рекламу, использовать серые схемы, и это неправильно», — рассказал Гребенников. «Компании, которые здесь работают, должны уважать пользователей. Если пользователь выбрал своей страной проживания Российскую Федерацию, значит, он уважает те законы, которые здесь действуют, и хочет, чтобы те сервисы, которыми он пользуется, тоже соблюдали правила», — подчеркнул директор РОЦИТ и добавил, что для этого компаниям проще всего ориентироваться на местное законодательство.