Светлана Кузнецова — одна из самых титулованных российских теннисисток. Она четырехкратная чемпионка турниров серии «Большого шлема» (в ее активе по две победы в одиночном и парном разрядах), победительница 34 турниров Женской теннисной ассоциации (WTA), бывшая вторая ракетка мира. В интервью «Ленте.ру» теннисистка рассказала о влиянии пандемии коронавируса на ее планы, заработках в теннисе, любви к брендовым вещам, отношении к России и США и о негативных комментариях в Instagram.
«Лента.ру»: Вы отказались от участия в Открытом чемпионате США (US Open) из-за пандемии коронавируса. Какие у вас планы теперь?
Кузнецова: Я не поехала в Америку по двум причинам: во-первых, сейчас невозможно собрать команду, чтобы хорошо подготовиться к таким важным турнирам, а во-вторых, есть вероятность заболеть в перелетах и в другой стране. Мы все взвесили и посчитали, что это слишком рискованно.
Если ситуация в мире кардинально не изменится, готовы пропустить целый сезон?
Посмотрим, как пройдет US Open. Если все будет безопасно, то я не планирую пропускать сезон. Очень хочу выступить на грунте. В планах сыграть в Стамбуле, Риме, возможно, в Страсбурге и Париже.
Расскажите про период самоизоляции. Чем занимались помимо тренировок? Какие новые занятия освоили?
В период самоизоляции я очень хотела сохранить физическую форму, и мне это вроде бы удалось. Старалась читать. Очень понравилась книга «Ты знаешь, что хочешь этого» Кристен Рупеньян. Смотрела сериалы, например «Триггер», «Ноль.Ноль.Ноль», а еще научилась готовить больше блюд.
С кем из тура поддерживали связь в эти месяцы?
Практически ни с кем из теннисисток сейчас не общаюсь. Иногда переписываюсь с Настей Павлюченковой: спрашиваю про туры, как дела и что нового. А с другими я не поддерживаю связь не потому, что плохо отношусь к ним. Просто с возрастом стала разделять теннис и обычную жизнь, научилась отключаться от спорта.
Видно, что вы серьезно подходите к ведению Instagram. Делаете все сами или кто-то помогает? Кто, например, пишет тексты к фотографиям?
Текст придумываю сама. По выбору фотографий иногда прибегаю к помощи друзей, спрашиваю совет. Стараюсь, чтобы подписчикам было интересно следить за моим профилем.
Под своими постами вы часто отвечаете на комментарии подписчиков. А сами комментируете чужие фото? На чью публикацию отреагировали в последний раз?
Да, считаю, отвечать подписчикам — важно. Люди должны знать, что я сама веду аккаунт и со мной можно общаться. В последний раз я отреагировала на публикацию People Talk. Они разместили видео, как Asti после концерта обняла девочку с синдромом ДЦП. Я знаю, что она активно занимается благотворительностью, и меня это восхищает.
Вам часто пишут в Direct? Какого содержания сообщение должно быть, чтобы вы на него ответили?
Direct для большинства подписчиков у меня закрыт, потому что бывают очень негативные комментарии. Особенно после неудачных матчей, это напрягает. Ответить на сообщение я могу, если оно необычное. Но точно не на вопросы вроде «Какой породы моя собака?» или «Какой марки у меня машина?».
Среди ваших подписок много представителей fashion- и киноиндустрии, эстрады. С кем-то общаетесь особенно близко? И кого больше в вашем постоянном кругу общения — коллег или тех, кто не связан со спортом? Если не считать команду.
Я очень хорошо общаюсь с теми, на кого подписана. Не люблю публично отзываться о своей дружбе с кем-то. У меня много друзей из разных сфер.
Вы недавно запустили онлайн-сервис психологической помощи Beseda.Life. В чем его особенность и как вам пришла эта мысль?
Психология меня всегда привлекала. Она помогает расти как личности, решать внутренние конфликты. И я знаю, как сложно найти специалиста, которому можно доверить внутренний мир. А для профессионального спортсмена поиск усложняется разъездами и плотным графиком. Так возникла идея создать сервис, чтобы в любой точке мира можно было получить психологическую помощь. Главная цель — выстроить процесс так, чтобы человек, обратившись к Beseda.Life, больше не испытывал проблем с поиском квалифицированного специалиста и мог решать все вопросы в одном сервисе. Еще мы внедрили технологию анонимного общения через мессенджеры для тех, кто пока не готов делиться переживаниями с психологом тет-а-тет.
Теннис — один из самых высокооплачиваемых видов спорта. Насколько серьезной мотивацией это было для вас в юности?
Да, теннис высокооплачиваемый вид спорта, но он требует колоссальных вложений. «Выстрелишь» или нет, покажет только время. Я всегда буду благодарна родителям за то, что они для меня сделали. Ведь мы смогли пробиться без спонсоров. Деньги никогда не были для меня главной мотивацией. Папа с детства учил: главное — результат, чем бы я ни занималась.
Помните свой первый гонорар? На что его потратили?
Первый относительно большой гонорар я заработала на коммерческом турнире в Санкт-Петербурге. Часть денег потратила на хорошую брендовую одежду для тренировок и выступлений, а остальное отправила любимым бабушке и дедушке в Севастополь. Они меня растили.
«У меня контракты были не очень, даже когда я была первой в мире, хотя у девочек из Америки, которые играли хуже меня, они были по 300 тысяч долларов. Потому что они были светловолосые, худенькие», — рассказывали вы. Было обидно?
Честно говоря, я принимала это как данность. Старалась не думать, почему так, чтобы себя не разрушать. Меня это только мотивировало больше работать, становиться сильнее и лучше.
При этом фанаты оставляют под вашими фото сотни комплиментов. Вы ухоженная девушка, одеваетесь со вкусом и кажетесь — в хорошем смысле — уверенной в себе. Это было в вас всегда или приходилось учиться?
Я вообще не была в себе уверена. В детстве считала, что я гадкий утенок и никому из парней не нравлюсь. Когда повзрослела, выяснилось, что была симпатична многим ребятам и друзьям. На мое развитие вне корта очень повлияла Москва. После переезда из Испании я стала следить за одеждой, начала краситься (Светлана в юности уезжала в Испанию тренироваться — прим. «Ленты.ру»). В России девушки очень за собой ухаживают, и мужчины обращают на это внимание. В Испании всем все равно. Из-за этого бьюти-индустрия там не так развита, как в России. Позже я начала работать со стилистами, которые помогали с подбором гардероба. Это меня очень увлекло, а когда появилось больше возможностей, стало увеличиваться и количество покупок.
Вы говорили, что не любите показывать в Instagram роскошь и хвастаться покупками. Как у вас появилось это убеждение?
Не считаю нужным показывать роскошь. В России очень много людей живут достаточно скромно, а мне меньше всего хотелось бы вызывать зависть у кого-то. Важно нести в мир позитив и любовь.
Вы честно зарабатываете, всего добились своим трудом — почему же вас беспокоит чужое мнение о ваших доходах?
Меня вообще не интересует чужое мнение о моих доходах. Я полностью сконцентрирована на себе и знаю, чего мне стоило всего добиться. Не считаю, что нужно этим кичиться.
Часто бываете в дорогих бутиках? Какая любимая брендовая вещь у вас в гардеробе?
Я очень люблю одеваться в разные бренды. Выделить какой-то один сложно. Если что-то понравилось, покупаю — какой конкретно это бренд, не имеет значения.
Покупка мечты?
Всю жизнь мечтала купить квартиру в Москве. Очень счастлива, что она у меня есть. После всех перелетов и отелей возвращаюсь домой, в свой уголок, где уютно и все сделано так, как мне самой нравится. Приезжаешь и переключаешься.
Недавно Ляйсан Утяшева рассказала, что может прожить на 50 тысяч рублей в месяц. А сколько нужно вам?
Все возможно, конечно. Но ведь все зависит от того, как прожить. Я очень много работала не для того, чтобы загонять сейчас себя в рамки. Тяжело выходить из зоны комфорта, когда ты столько лет за нее бился. Если учесть оплату работы моей теннисной команды, то сомневаюсь, что сейчас я могу прожить на 50 тысяч рублей в месяц. Но это все дело привычки.
Вы часто признаетесь в любви к России. В каких уголках страны вам уже удалось побывать? Где больше всего понравилось?
Я люблю Россию. Мне здесь комфортно, нравится наш менталитет и люди. Но большую часть времени я провожу за границей и могу сказать, что везде есть плюсы и минусы. К сожалению, по стране я много ездила только в детстве, а сейчас бываю только в Москве и Санкт-Петербурге. Возможно, когда завершу профессиональную карьеру, начну путешествовать.
В одном из интервью вы сказали, что США вас «душат», там тяжело долго находиться. Такое чувство у вас возникает только в Америке? Или в любой другой зарубежной стране тоже?
Америка каждый раз «заходит» по-разному. У спортсменов, по крайней мере у меня, впечатление от стран и городов часто зависит от результатов турнира, который там проводился. Я везде могу чувствовать себя комфортно, будь то Америка, Австралия или Европа. Единственное, что в Штатах всегда напрягает, — это питание. Еда там какая-то безвкусная.
В какую страну с удовольствием отправились бы сейчас, после такого долгого карантина?
Меня вполне устраивает Россия, даже после карантина. Нравится здесь находиться. Если говорить про путешествия и отдых, то отправилась бы в Италию.
Ваша цитата: «Люди, которые рвутся поехать жить за границу, думают, там так все хорошо, а там хуже. И на самом деле, эти люди потом останавливаются в развитии, когда переезжают. В Америке на Брайтон-Бич идешь, и там люди: "Я с Рашки приехал, я не спикаю по-английски". Вот так разговаривают. Соответственно идет какая-то деградация». Расшифруйте.
Эту цитату вырвали из контекста, я тогда очень расстроилась. Понимаю, что это издержки интервью в прямом эфире, но я совершенно не это имела в виду. Разговор шел о патриотизме и людях, которые живут в России. Я сказала, что многие хают нашу страну и говорят, что за рубежом лучше. Но на мой взгляд, везде есть минусы и плюсы. Брайтон-Бич в той цитате — просто пример и ни в коем случае не оскорбление. Просто люди, уехавшие из страны, зачастую селятся в русских общинах и не учат английский. Остаются жить в привычной для себя обстановке, говорят на смешанном языке. Хотя это, конечно, только их выбор.