«Трансмашхолдинг» (ТМХ) поставит для Московских центральных диаметров (МЦД) 180 вагонов поездов «Иволга». Это позволит полностью обновить подвижной состав для обеих линий. О том, чем хороши «Иволги» и почему этот состав во многом определяет облик современного столичного транспорта, — в материале «Ленты.ру».
«До конца года парк МЦД будет полностью обновлен. В частности, перевозчик первых двух диаметров — АО "Центральная ППК" — получит 120 вагонов поезда "Иволга 1.0" для МЦД-2 и 60 вагонов поезда "Иволга 2.0" для МЦД-1. Сейчас на МЦД-1 и МЦД-2 курсирует около 180 поездов, состоящих более чем из 1800 вагонов», — заявил заместитель мэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.
МЦД — новый вид общественного транспорта в столице, по сути — наземное метро, которое начало свою работу 21 ноября прошлого года. Тогда было открыто два маршрута — из Одинцово в Лобню (МЦД-1) и из Нахабино в Подольск (МЦД-2), что позволило пассажирам экономить до 44 минут в сутки, а также до 75 процентов расходов на проезд на определенных маршрутах. Для того чтобы проложить железнодорожные маршруты, которые пересекли Москву через центр, была модернизирована уже существовавшая железнодорожная инфраструктура, сделаны удобные пересадки на другие виды транспорта, введена единая билетная система и уже привычные для пассажиров метро и Московского центрального кольца (МЦК) сервисы и навигация. На станциях МЦД заменили покрытие платформ, установили навесы и погодные модули, где пассажиры могут укрыться от дождя и снега. Проект стал очень популярным у жителей столичной агломерации: за первые девять месяцев работы МЦД перевезли 91 миллион пассажиров.
И в перспективе, по оценке экспертов, этот показатель будет увеличиваться. «Пока МЦД работает примерно на 20-30 процентов своей перспективной мощности, — отметил директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко. — Это касается и диаметров, число которых будет увеличено до пяти, и новых станций, и новых поездов».
По его словам, МЦД создало принципиально новые транспортные связи, которых до этого не было — без множества пересадок, а некоторые районы Москвы и Подмосковья впервые получили доступ к более комфортному режиму городского электропоезда.
«Пассажиропоток в перспективе будет только расти, и правильно, что Москва уже задумывается о будущем подвижного состава, — подчеркнул эксперт. — Уже сейчас новые "Иволги" по итогам первичной эксплуатации адаптированы под требования города и совершенствуются дальше. И на новых диаметрах, по всей видимости, будет запущена уже новая серия "Иволги"».
«МЦД вызвали большой интерес у пассажиров, поскольку позволили сократить время в пути для привычного маневра, особенно жителям Подмосковья, — отметил один из опрошенных «Лентой.ру» отраслевых экспертов. — Более того, диаметры позволяют экономить деньги: появились зональные тарифы, а пересадка на метрополитен делается бесплатно. Конечно, пассажиры оценили и комфорт проезда "Иволга" с его преимуществами, от бесплатного Wi-Fi и до возможности провезти велосипед. На пригородных электричках эта услуга платная».
Специально для диаметров ТМХ поставил поезда принципиально нового поколения «Иволга». Поезда разработаны и построены в России и отличаются повышенным уровнем комфорта и безопасности. В настоящее время на МЦД-1 и МЦД-2 курсирует 39 инновационных составов в смешанном режиме с поездами других моделей. «Иволга» состоит из 11 вагонов, она способна перевозить одновременно более 3,5 тысячи пассажиров. И это далеко не единственное преимущество этого электропоезда.
Внутреннее пространство «Иволги» детально продумано, начиная с входных дверей. Их ширина — 1,4 метра — позволяет пассажирам быстрее входить и выходить. В вагоне нет тамбуров, то есть его салон реализован как единое безбарьерное пространство, в котором есть удобные кресла, многоуровневые поручни для тех, кто едет стоя, полки для багажа, а также крепления для велосипедов. В каждом вагоне установлены USB-зарядки для электронных устройств, точки доступа Wi-Fi. В туалетах — сенсорные смесители для воды и дозаторы мыла, электросушилки для рук и пеленальные столики.
Плавный ход поезда, низкий уровень шума и вибрации обеспечивается за счет применения системы пневмоподвешивания. Среди других фишек состава, обеспечивающих комфорт пассажирам, — световая индикация при открытии и закрытии, дополнительное освещение и поручни в зоне межвагонного перехода, адаптивное освещение внутри вагона: холодное и бодрящее по утрам, приглушенное и расслабляющее по вечерам.
Стоит добавить, что «Иволги» адаптированы для проезда маломобильных пассажиров: входы в головные вагоны оборудованы специальными аппарелями, в салонах предусмотрены места для закрепления инвалидной коляски, туалетные комнаты спроектированы с учетом потребностей людей с ограниченными физическими возможностями. Все надписи в поезде продублированы шрифтом Брайля.
«Иволга» хорошо приспособлена для агломерационных перевозок. Удобной ее делают широкие двери, сквозной проход по составу, кондиционирование воздуха, системы информации, экраны. Пассажиры довольны новыми вагонами», — рассказал «Ленте.ру» председатель Московского общественного объединения «Союз пассажиров» Кирилл Янков.
Изначально на МЦД курсировали шести- и семивагонные «Иволги», но благодаря заложенным конструкторским решениям ТМХ и по поручению мэра Москвы Сергея Собянина составы удлинили до одиннадцати вагонов, отреагировав таким образом на быстрорастущий пассажиропоток Москвы и области.
«Подвижной состав полностью соответствует духу времени, является одним из лучших экземпляров городского наземного транспорта в России и не уступает лучшим мировым образцам», — прокомментировал «Ленте.ру» один из опрошенных экспертов.
В период распространения коронавируса на первый план для пассажиров вышло такое преимущество «Иволги» как наличие систем обеззараживания воздуха. ТМХ уже более десяти лет ведет исследования в области обеспечения безопасности пассажиров на транспорте и устанавливает такие системы во всем пассажирском подвижном составе — как для межрегиональных, так и для городских перевозок.
В основе установок обеззараживания воздуха — ультрафиолетовые бактерицидные лампы. Сегодня они работают постоянно и во время эксплуатации поездов на линии, и во время стоянки в депо. В результате проходящий через них воздух очищается от вирусов и бактерий, что подтвердили результаты тестов Роспотребнадзора. Приборы регулярно проводят автоматическую самодиагностику.
Помимо многократной влажной уборки с использованием специальных обеззараживающих средств, рекомендованных Роспотребнадзором, в депо в ночное время «Иволги» обрабатывают холодным туманом. С помощью ультразвука дезинфицирующее средство преобразуется в холодный пар, убивающий почти 100 процентов микробов.
«"Иволги" созданы специально для внутригородских перевозок, и, разрабатывая их, мы продумывали, какие риски может вызывать характерный для городских агломераций плотный пассажиропоток, — пояснил заместитель генерального директора ТМХ по развитию пассажирского транспорта Александр Лошманов. — Чтобы обезопасить здоровье пассажиров в сезон гриппа и простуд, мы изначально предусмотрели во всех вагонах поезда по две установки обеззараживания воздуха, интегрированные, в свою очередь, в системы микроклимата. Каждая такая установка может обеззараживать до 2500 кубометров в час. Такое же устройство, только меньшего размера, размещено и в кабине машиниста».
Сейчас ТМХ работает над новой версией «Иволги». Акцент в обновленном составе будет сделан на улучшении технических характеристик и пассажирских сервисов. В частности, специалисты компании намерены повысить скорость и ускорение. Оба эти показателя сокращают время поездок, а значит — повышают мобильность горожан.
При создании новой модификации состава ТМХ учитывают пожелания пассажиров. Так, например, в январе этого года был реализован краудсорсинг-проект, посвященный МЦД, в ходе которого пользователи высказывали предложения по совершенствованию не только проекта в целом, но и поезда «Иволга». Среди предложений участников было оборудование ограждений ближайших к дверям мест дополнительными поручнями — по аналогии с вагонами метро, установка навигации с указанием ближайшего выхода на станцию, оснащение вагонов более темным напольным покрытием, оборудование складных подлокотников в крайних к проходу сидениях, установка держателей для зонтов.
Также продумывается расположение поручней внутри салона и оборудования в туалетных комнатах, эргономика и цвето-фактурные решения пассажирских кресел, вопрос увеличения их количества без ущерба для вместимости.
Стимулом к постоянному совершенствованию и инновационному развитию для ТМХ является сотрудничество с Москвой. Город активно обновляет транспортный комплекс, параллельно внедряя новые механизмы взаимодействия с поставщиками продукции, например, работу по контракту жизненного цикла. Он предполагает не только поставку подвижного состава, но и его обслуживание на протяжении всего срока эксплуатации.
«Высокие требования заказчика позволяют компании выпускать комплексные высокотехнологичные продукты, конкурентоспособные не только в нашей стране, но и за рубежом, — говорит Александр Лошманов. — Уже сейчас техника ТМХ успешно эксплуатируется в десятках стран мира. Высок экспортный потенциал и у "Иволги"».
«Этот поезд является развивающимся продуктом: производители постоянно работают над его совершенствованием. Думаю, появятся новые модификации "Иволги", с улучшенными техническими характеристиками и повышенным уровнем комфорта для пассажиров», — рассказал «Ленте.ру» заместитель директора Центра цифровых высокоскоростных транспортных систем Российского университета транспорта Александр Чекмарев.
Создание МЦД стало крупнейшим пассажирским проектом 2019 года в России, объединившим усилия Минтранса, ОАО «РЖД», правительства Москвы и правительства Московской области. Первые диаметры связали десятки районов Москвы, включая Можайский, Москворечье-Сабурово, Бирюлево Западное и Восточное Дегунино, в которых нет традиционной подземки. Кроме того, наземное метро пришло в Одинцово, Лобню, Нахабино, Подольск, Долгопрудный и Красногорск. Таким образом, город стал ближе для четырех миллионов жителей Москвы и Подмосковья.
И это только начало. В будущем планируется запустить МЦД-3 «Ленинградско-Казанский», который соединит Зеленоград и Раменское, МЦД-4 «Киевско-Горьковский», связывающий Апрелевку и Железнодорожный микрорайон Балашихи и МЦД-5 «Ярославско-Павелецкий» от Пушкино до Домодедово. Они сейчас находятся на этапе проектирования. Кстати, благодаря запуску МЦД подземка разгрузилась на 12 процентов, стало свободнее на дорогах столицы и области.
Запуск центральных диаметров будет иметь и долгосрочный экономический эффект, утверждают опрошенные «Лентой.ру» эксперты. Территория вокруг новых станций будет постепенно преображаться.
«В тех районах, куда добралось МЦД, цены на недвижимость уже выросли на десять процентов, — отметил один из опрошенных «Лентой.ру» экспертов. — Это данные агентств недвижимости, консалтинговых компаний, которые профильно занимаются этими вопросами. Это говорит о том, что МЦД позволило сделать проживание в пригородных районах более комфортным. Кроме того, оживились станции МЦД. Там начали открываться новые магазины, кафе и торговые центры, окупаемость этих мест выросла за счет роста пассажиропотока».
«Если брать комплексное развитие транспортной системы московской агломерации, самое важное то, что именно в местах пересечения МЦД, МЦК и Большой кольцевой линии появятся точки роста, где будут создаваться так называемые деловые подцентры. Например, станция Нижегородская, Москва-Сити. Это позволит разгрузить исторический центр города, что глобально решит транспортные проблемы в городе», — пояснил Константин Трофименко.
По мнению эксперта, Москва таким образом в еще большей степени станет похожа на европейскую столицу, где есть исторический центр с его культурными функциями, а деловая активность смещена за его пределы.