Экономика
09:35, 7 сентября 2020

«Без помощи центра обойтись будет сложно» Министр природных ресурсов и экологии Кузбасса — о реализации в регионе экологической программы

Татьяна Романова
Фото: Георгий Копытин / ТАСС

В 2018 году в России стартовала федеральная программа «Чистый воздух», в которую вошли 12 городов с самым высоким уровнем загрязнения. В этот список попал и Новокузнецк, в котором расположены ведущие предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения, энергетики и добычи угля. Согласно утвержденной программе, до 2024 года выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух должны сократиться не менее чем на 20 процентов, в том числе за счет реализации воздухоохранных мероприятий четырьмя крупнейшими «загрязнителями». О том, как реализуются эти планы, рассказал министр природных ресурсов и экологии Кузбасса Сергей Высоцкий.

Федеральная программа «Чистый воздух» стартовала в 2018 году. Расскажите, что сделано в Новокузнецке за 2 года, стало ли в городе легче дышать?

В рамках федерального проекта нам необходимо добиться значительного сокращения валовых выбросов. Кроме этого, есть еще один показатель программы — улучшение качества атмосферного воздуха, то есть снижение концентраций загрязняющих веществ. Следует отметить, что это во многом зависит от выбросов низких источников, таких как выхлопные трубы автотранспорта и печное отопление частного сектора.

Это действительно серьезная проблема: если крупные предприятия можно обязать снизить выбросы, замучить штрафами, то автомобилистов и жителей частных домов принудить ни к чему невозможно...

Именно поэтому мы сильно рассчитывали на федеральное финансирование. Основной показатель, по которому Новокузнецк вошел в перечень неблагополучных городов — это очень высокий уровень загрязнения воздуха в связи с содержанием в нем бензапирена. Достаточно большой «вклад» в его накопление в атмосфере дают как раз старые автомобили и печи частных домов. А в периоды неблагоприятных метеорологических условий (штиль, низкая температура и так далее) эти выбросы не рассеиваются в воздухе, а накапливаются в приземном слое, люди этим дышат.

Что предлагалось сделать по программе «Чистый воздух»? Активно переходить на муниципальный электротранспорт: трамваи, троллейбусы, велись разговоры об открытии наземного метро в Новокузнецке. На эти цели первоначально федеральный бюджет обязался выделить более 2 миллиардов рублей, потом сумма даже возросла. Далее, для ликвидации печного отопления часть районов Новокузнецка планировалось перевести на газ. На это федеральный бюджет планировал выделить почти 2 миллиарда рублей, но, к большому сожалению, решение о финансировании было отменено.

Региональный бюджет не сможет профинансировать весь запланированный объем мероприятий?

Ну что вы, конечно, нет. Бюджет дефицитный. В прошлом году серьезно упали цены на уголь, и мы соответственно не добрали налогов. В этом году случилась пандемия, поступления еще сократились. И тем не менее мы приобрели несколько автобусов на газомоторном топливе. Очень ждем федеральных денег, чтобы двигаться по программе дальше, без помощи центра обойтись будет сложно.

Вернемся к планам предприятий по сокращению выбросов. Какие обязательства взяли на себя участники программы в Новокузнецке?

Всего в федеральную программу «Чистый воздух» вошли четыре предприятия Новокузнецка: Западно-Сибирский металлургический комбинат, «РУСАЛ Новокузнецк», «Кузнецкие ферросплавы» и Кузнецкая ТЭЦ. При этом самый большой вклад в загрязнение атмосферы дают металлурги (ЗСМК) — порядка 86 процентов. Со всеми участниками заключены четырехсторонние соглашения, которые подписали представители Минприроды, Росприроднадзора, правительства Кузбасса и непосредственно собственники предприятий. Срок соглашений истекает в 2024 году, к этому моменту каждый участник должен будет сократить валовый объем вредных выбросов в атмосферу не менее чем на 20 процентов. Общий объем инвестиций по программе модернизации составит порядка 12 миллиардов рублей.

Программа реализуется 2 года, есть какие-то позитивные изменения?

Безусловно, предприятия демонстрируют неплохие темпы снижения. Благодаря принимаемым предприятиями мерам в 2019 году выбросы сократились на 6 процентов при плане — 4 процента.

Как предприятия замотивированы на участие в программе?

А у нас разговор был короткий: не снизите выбросы, надзорные органы от вас выходить не будут. Ну, а если серьезно, предприятия давно готовили проекты по модернизации и старт федеральной программы «Чистый воздух» во многом совпал с их планами. У всех был задел по сокращению выбросов, поэтому есть надежда, что план будет не только выполнен, но и перевыполнен, а цель, поставленная президентом, достигнута.

Новокузнецк станет чистым?

Ну смотрите, есть градация: очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, просто высокий, повышенный и так далее. У Новокузнецка сейчас статус «очень высокий уровень загрязнения». Мы должны спустится на следующий уровень — «высокий» и потом перейти на «повышенный».

Это реально?

Крупный город, где сконцентрировано столько промышленности, чистым по определению быть не может. Но точечно мы можем добиться значительного улучшения ситуации, как я уже сказал, сократить выбросы вредного бензапирена и так далее.

Жители Новокузнецкая чувствуют, что воздух стал чище? Какую обратную связь вы получаете?

Обратную связь получаем в большом объеме. Люди поменялись, более трепетно стали относиться к среде обитания. Раньше гордились тем, что производство растет, открываются новые заводы. Сейчас на первом месте безопасность и здоровье. У нас принято обращаться с жалобами в соцсети губернатора. И он дает сутки на подготовку ответа.

Вот, например, приходит обращение от жительницы Новокузнецка: невозможно дышать. Я звоню, спрашиваю: «Кто?». Оказывается, «Евраз», автор жалобы живет неподалеку и утверждает, что раньше выбросов не было. Я начинаю объяснять, что идет программа модернизации, вкладываются большие средства, все контролируется, ежеквартальные отчеты, контроль со стороны городского экологического совета. Объяснения не устраивают: «Мне что, до 2024 года задыхаться, чистый воздух нужен сейчас!». С одной стороны, она права, с другой, — город изначально строился как завод в окружении жилых домов и переселить всех жителей куда-то невозможно.

В Кемерово, к слову, мой отец по запаху определял, откуда дует ветер: с «Коксохима», «Азота» или «Коммунара». Сегодня огромное количество предприятий закрылись, в Новокузнецке прекратила существование целая алюминиевая площадка, 5 тонн выбросов ежегодно. То есть дышать стало явно лучше, а люди жалуются больше. Парадокс.

Я знаю, что экологическая ситуация в Новокузнецке находится на особом контроле у мэра города и губернатора региона.

С участием главы города проходят еженедельные экологические советы, на которых рассматриваются обращения жителей и общественных организаций, заслушиваются объяснения руководителей предприятий. Губернатор тоже держит руку на пульсе. Кстати, по его инициативе мы стали более пристально изучать вклад разных источников в загрязнение атмосферного воздуха. Например, нас удивило, что Минусинск, где практически нет никакой промышленности, по отдельным параметрам загрязнения, тому же бензапирену, опережает Новокузнецк. Если в регионе возникают неблагоприятные метеоусловия (штиль, давление), выхлопные газы и печные трубы способствуют накоплению в приземном слое огромного количества вредных веществ.

То есть сокращение выбросов в таком сложном городе — это серьезная комплексная работа без быстрого ощутимого результата?

Сокращение есть, оно ощутимое и не на бумаге. Как я уже говорил, от жителей существует запрос, определенное давление, поэтому мы, как региональная власть, и предприятия, как загрязнители воздуха, вынуждены на это реагировать. Плюс все равно будут реализованы проекты, нацеленные на очищение приземного слоя за счет сокращения выхлопных газов и перевода частного сектора на газ. Когда все это будет сделано, в Новокузнецке действительно станет легче дышать.

< Назад в рубрику