По всей России открываются национальные парки, а площадь заповедных и охраняемых территорий составляет уже 13 процентов огромной территории страны. Сразу пять нацпарков открыли в 2019 году — это места с реликтовой природой в Якутии, Челябинской области, Коми, Дагестане и Амурской области. Как в СССР и России вслед за США неприкосновенные заповедники стали превращать в места паломничества туристов и что можно увидеть в пяти новых нацпарках — в материале «Ленты.ру».
Понятие «национальный парк» для россиян относительно новое, раньше все они были просто заповедниками — территориями, защищенными от влияния человека. Хотя национальные парки создавались еще во времена СССР, теме охраны природы тогда не уделялось должного внимания. Несмотря на издание большевиками в 1921 году декрета «Об охране памятников природы, садов и парков» и создания заповедников, как пишут в своей работе географы Алексей Собисевич и Валериан Снытко, общественная и научная дискуссия о защите территорий от посягательств промышленности была невозможна.
Страна в XX веке входила в стадию быстрой индустриализации. В условиях жесткого тоталитарного режима и мегастроек было не до защиты природы — ее предлагалось достаточно жестко подстраивать под нужды человека.
Ренессанс в теме природоохраны произошел в 60-е годы, уже при Хрущеве, и началось все с признания озера Байкал национальной гордостью, общемировым научным достоянием и даже восьмым чудом света (именно такие формулировки встречались в прессе того времени). На Байкале предложили создать первый в СССР национальный парк — охраняемую территорию, но при этом открытую для рекреационных целей.
Проблема заключалась в том, что до этого момента никаких национальных парков в стране не было, а значит — не могло быть и опыта их создания. Поэтому советская делегация ученых отправилась в США, где осмотрела Йеллоустоунский парк, сделав выводы о том, что хотя сам парк особого научного интереса не представляет, он имеет превосходство над советскими заповедниками в плане организации туризма и просветительской работы.
Первый национальный парк на территории СССР появился в Эстонской СССР лишь в 1971 году, а на территории РСФСР — только в 1983 году. Уже в первые годы после распада Советского Союза в России было принято новое положение о национальных парках, и число этих охраняемых территорий начало быстро расти — уже к концу 1994 года их насчитывалось 24.
Сейчас их уже 64. В число особо охраняемых природных территорий (ООПТ) входит 13 процентов площади страны, но и этого для сохранения российской природы оказалось мало, и до 2024 года в рамках Национальных проектов планируется создать еще 24 ООПТ.
Только в 2019 году появилось сразу пять национальных парков: «Кыталык» в Якутии, «Зигальга» в Челябинской области, «Койгородский» в Республике Коми, «Самурский» в республике Дагестан и «Токинско-Становой» в Амурской области.
Основная цель якутского национального парка «Кыталык» — сохранение в Восточной Сибири популяции знаменитого стерха — белого журавля. Эта птица занесена в Красную книгу, причем как российскую, так и международную.
Как отмечал летом 2020 года глава Якутии Айсен Николаев, за последние годы популяция стерха здесь существенно выросла и сейчас насчитывает 4000 особей. Практически вся популяция белого журавля гнездится именно в Якутии.
Кыталык — это собственно и есть якутское название стерха. Помимо поддержания его популяции, в парке занимаются и сохранением тундровых ландшафтов Яно-Индигирской низменности, и сохранением редких и исчезающих видов животных, в числе которых яно-индигирская популяция дикого северного оленя. Также здесь поддерживают традиционное природопользование коренных народов Севера и развивают экологический туризм.
Зигальга — это самый крупный уральский хребет, абсолютная высота которого превышает километр; так же называется национальный парк, созданный в 2019 году в этом регионе. Здесь действительно есть на что посмотреть: уникальные лесные и тундровые природные комплексы, потрясающие виды, открывающиеся с горных склонов, редкие растения, птицы и звери.
Нацпарк создавался с заметным уклоном в экотуризм. В августе нынешнего года в «Зигальге» началось обустройство новых туристических маршрутов. Например, будет установлен подвесной мост над рекой Юрюзань, которую до этого можно было пересечь только вплавь, а на тропах на пик горы Поперечной и к таежному водопаду Евлахта появятся указатели и километровые столбы. Тут будут места для стоянок, зоны кемпинга и смотровые площадки.
Рядом с «Зигальгой» расположены территории еще двух парков: национального «Зюраткуль» и природного «Иремель». Поэтому их планируют объединить сетью заповедных маршрутов, создав огромную парковую территорию.
На территории национального парка «Койгородский» в Республике Коми растет более сотни охраняемых видов растений и обитает более 20 видов животных, занесенных в Красные книги России и республики. Самое главное — и флора, и фауна практически не тронуты человеком, и сохранить их в таком состоянии для будущих поколений — основная задача нацпарка.
Здесь никогда не велась вырубка, не строили дороги и промышленные предприятия, не проводили линии электропередач. На протяжении тысяч лет тайга в Коми развивалась согласно законам природы. Интересно, что среди лиственниц и елей, характерных для этого типа леса, сохранились пихто-ельники, практически исчезнувшие в Европе.
Концепция национального парка предполагает развитие на этой территории туризма, но только в строго отведенной рекреационной зоне. Здесь, в отличие от остальной площади «Койгородского», можно будет водить научные экскурсии, охотиться, рыбачить, ходить в походы. Для посещения нацпарка необходимо предварительно заполнить заявку на посещение.
Национальный парк «Самурский» в Дагестане состоит из двух кластеров: «Шалбуздаг» и «Дельта Самура», общая площадь которых составляет 50 тысяч гектаров. Работали над ним последние три года.
У «Самурского» долгая и непростая история. Дело в том, что создать здесь заповедник для сохранения местной уникальной природной среды было решено еще в начале 90-х годов прошлого века. Но тогда в регионе хватало других проблем, и эту год за годом отодвигали на задний план. Вновь о заповедной территории в дельте реки Самур вспомнили только тогда, когда создавалась концепция системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, а потом проект национального парка попал и в нацпроект «Экология».
В «Самурском» есть чему удивиться. Чего стоят только лиановые леса! Вообще же широколистные реликтовые заросли предгорного Дагестана — это уникальный природный массив с огромным многообразием эндемиков — видов животных и растений, обитающих только на этой территории и больше нигде. А статус охраняемой территории позволит не только сохранить ее, но и развивать ответственный экологический туризм, что поспособствует в том числе и социально-экономическому росту региона. К тому же территория «Самурского» была признана пригодной для восстановления на Кавказе популяции занесенного в Красную книгу переднеазиатского леопарда.
Национальный парк «Токинско-Становой», находящийся в Зейском районе Амурской области, до недавнего времени был природным комплексным заказником. Он был создан в 2009 году, однако очень скоро стало понятно, что региональный статус заказника не соответствует уникальности территории, которую он занимает. Уникальность, к примеру, в том, что именно здесь обитает большая часть снежных баранов Амурской области.
Поэтому специалисты WWF России решили бороться за федеральный статус национального парка. В течение десяти лет эта территория тщательно исследовалась, проводились научные экспедиции. Наконец в 2019 году судьба ее была решена и национальный парк «Токинско-Становой» стал реальностью.
Здесь занимаются сохранением горных лесов и высокогорных тундр с уникальной флорой. В будущем же одним из главных направлений станет взаимодействие с эвенками-оленеводами и сохранение их традиционного образа жизни, который сейчас на грани исчезновения, как и уклад других коренных народов российского Севера. Все это смогут увидеть туристы и даже попутешествовать пару недель с оленеводами.
Создание новых национальных парков, новых природоохранных территорий проводится в рамках национального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма». В реализации проекта принимает участие не только государство — в 2019 году по инициативе Минприроды России к его финансированию были привлечены представители крупного бизнеса. В конечном итоге проект позволит не только сохранить редкие и исчезающие виды растений и животных, но и обеспечить развитие регионов благодаря привлечению туристов.