Рынок существует с древних времен — с тех пор, как появилась торговля. Сначала люди продавали или обменивали шкуры животных, затем ткани, а с течением времени на прилавках появилась и одежда. Сегодня все изменилось: покупатели чаще примеряют наряды в комфортных торговых центрах, а не на базаре. Многие и вовсе не выходят из дома, заказывая вещи в интернет-магазинах. Однако вопреки всему рынки продолжают существовать — как в России, так и за границей. «Лента.ру» разбиралась, почему люди продолжают покупать вещи на рынках, несмотря на доступные альтернативы.
Считается, что самые ранние базары появились в Персии во времена правления династии Сасанидов — с 226 по 651 год. Отсюда произошло и их название: в эту эпоху возникло выражение «баха кхар», что означает «место ценностей». Со временем оно трансформировалось во всем известное слово «базар». Из Персии рынки распространились на Ближний Восток и Европу.
В современной России чаще вместо слова «базар» можно услышать «рынок», а жители юга страны также используют термин «майдан». Так обозначаются торговые площади, ряды, улицы, а также фуд-корты, где покупатели могут не только приобрести продукты, но и отведать приготовленные из них блюда. На этих площадях торгуют сами производители товара: раньше это были крестьяне и ремесленники, сейчас — фермеры и продавцы от фабрик.
Площадки могут располагаться как на открытом воздухе, так и в закрытом помещении — в зависимости от местной культуры и погоды. На Ближнем Востоке, как правило, рынки делают крытыми из-за палящего солнца. В Азии существует другая система: там есть утренние рынки, где продают свежую еду, и ночные — где можно купить продукты длительного хранения и непродовольственные товары.
Большой популярностью пользуются так называемые блошиные рынки, где продают старые вещи, чаще всего уже использовавшиеся другими людьми. Обычно это не специально оборудованное место, а стихийные точки продаж. Их в основном посещают путешественники и коллекционеры, чтобы купить антиквариат или уникальные изделия.
Блошиные рынки получили свое название от старой одежды, которая была изъедена молью и покрыта блохами. Отсюда и название — «ле пюс» («блоха»). Культура таких базаров получила широкое распространение в Германии, Франции, России, Турции и Грузии. Одним из первых блошиных рынков считают парижский Сен-Уан.
Он появился в конце XIX века, когда на окраине Парижа мусорщики начали торговать тем, что находили на помойке. В настоящее время размер рынка равен трем московским Красным площадям — это самый большой постоянно действующий рынок во Франции. Многие туристы приезжают сюда не с целью купить винтаж, а чтобы проследить, как менялась мода на одежду и предметы интерьера с течением столетий. Кроме того, блошиные рынки нередко используются уличными музыкантами как площадка для заработка.
В России блошиные рынки менее популярны, чем в Европе, но все же они существуют. Наиболее известный находится около станции Удельная в Санкт-Петербурге: он начал работать еще в 1990-х, никогда не закрывался и не переезжал на другое место. Отличительная деталь петербургского рынка состоит в том, что его двухкилометровые ряды открыты только по выходным.
В США вместо блошиных рынков проводят «гаражные распродажи»: жители района организуют торговую точку в гараже или на лужайке около дома, распродавая ненужные вещи.
Обычно мероприятие устраивают весной, когда делают генеральную уборку перед теплым временем года, избавляясь от хлама. Сейчас американцы могут найти ближайшую к ним распродажу на специальных сайтах.
Гаражные распродажи проводят и в некоторых крупных городах России. Правда, там она обрела другой формат: люди подают заявку на участие и выставляют свои вещи на продажу в специальном месте, которое назначает организатор.
В России торговля расцвела после указа президента Бориса Ельцина «О свободе торговли» в январе 1992 года. Глава государства позволил гражданам торговать где угодно, не имея для этого специального разрешения. Продавцами стали сотни тысяч людей по всей стране. Торговали везде: вдоль трасс, на площадях и улицах, у остановок, в подземных переходах и перед магазинами.
Первые регулярные рынки появлялись в стране с наступлением тепла. Тогда же открылся и знаменитый московский Черкизон. Он прекратил свое существование в 2009 году, но за десятилетнюю работу принес своему владельцу миллиарды рублей. На полученные деньги Тельман Исмаилов построил пятизвездочный отель Mardan Palace в Турции: его строительство обошлось в 1,4 миллиарда долларов. На территории гостиницы он возвел для себя дворец за 50 миллионов долларов.
Черкизон был не просто рынком — его называли государством в государстве площадью почти 200 гектаров. Внутри него имелась настоящая городская инфраструктура: парикмахерские, рестораны, подпольное производство и обменные пункты. Изначально Черкизовский рынок задумывался как спортивный объект, но до приостановки строительных работ там успели возвести только одну трибуну и подземные сооружения, включая бункер Сталина.
Во времена рынка эти тоннели использовались как жилье для нелегальных рабочих — более 100 тысяч мигрантов из Китая, Азербайджана, Кореи, Узбекистана, Таджикистана, Индии, Вьетнама и Афганистана. Многие нелегалы не имели права выходить за пределы рынка, работая за еду и жилье. Из них официально трудоустроены были всего 14 тысяч человек. Большинство квартир рядом с рынком были раскуплены торговцами.
Национальные диаспоры имели неограниченную власть, не подчиняясь ни власти, ни милиции. Рынок часто попадал в сводку криминальных новостей: на нем царила антисанитария, мошенничество (вплоть до подделки документов), рэкет, торговля наркотиками и даже людьми, убийства и грабежи.
На Черкизоне также существовало нелегальное производство и контрафактная продукция: ее привозили в порты Хабаровска на катерах из Китая. При закрытии рынка правоохранительные органы обнаружили тонны контрабандного товара на общую сумму в два миллиарда долларов. Согласно расследованию журналиста Аркадия Мамонтова, многие вещи, которые продавались на рынке, были опасны для здоровья, так как их изготавливали с использованием запрещенных веществ.
Во многих странах базары стали объектами исторического и архитектурного значения, следовательно, их посещает множество туристов. Так, например, приезжающие в Турцию путешественники обязательно направляются на Гранд-базар в Стамбуле, основанный в 1520 году. Ежедневно там бывает около 400 тысяч человек.
Одни туристы любуются расписанными сводами пассажа, которые растянулись на 60 улиц, другие пытаются урвать ковры, кальяны, кожаные и керамические изделия по низкой цене. Никто не уходит с пустыми руками: выбор среди четырех тысяч точек огромен.
Курортникам предлагаются экскурсии, на которых можно не только выбрать верхнюю одежду из более чем миллиона изделий, но и послушать экскурсовода. Он расскажет интересные факты о производителях меха и подскажет, как выбрать качественную вещь, договорившись с продавцом о снижении цены. Ассортимент при этом представлен множеством фасонов и расцветок от эконом- до премиум-класса.
Многие россияне приезжают на Ставрополье именно в так называемый «шуб-тур». Вместо посещения достопримечательностей они целенаправленно направляются на шубные рынки. Туроператоры организовывают трансфер и экскурсии, размещают приезжих в гостиницах.
Главным плюсом рынков (неважно, «шубных» или вещевых) является низкая цена на продукцию. Несмотря на развитие технологий и рост уровня жизни, условия торговли на базарах оставляют желать лучшего. В беседе с рыночным продавцом и его постоянной покупательницей «Лента.ру» выяснила, почему рынки до сих пор остаются одним из самых популярных мест для шопинга в России.
Зоя, продавец на рынке, Пятигорск:
Наша точка находится на пятигорском рынке Лира. Почему мы там работаем? Ну, во-первых, наш рынок — один из крупнейших в России. Соответственно, людей у нас в разы больше, чем в магазинах. В торговых центрах, как правило, покупают одежду местные, к нам же едут из республик.
У нас еще много оптовых клиентов, сами понимаете, они не поедут в магазин в центре города. И аренда дешевле, конечно. Я думаю, что это одна из основных причин, почему многие розничные точки именно на рынке открываются.
К тому же на рынке большой выбор. Человек заходит в торговые ряды и сразу может себе купить полный образ: платье, обувь, сумку, аксессуары, даже нижнее белье с носками. И никуда больше тащиться не нужно. А в магазинах ассортимент ограничен, приходится туда-сюда ездить.
У многих уже есть проверенные точки. Лично у нас постоянных клиентов очень много, все довольны качеством, сервисом и моделями одежды, поэтому и возвращаются. Мы этим гордимся.
И мы же все понимаем, что в магазинах покупатели переплачивают за удобство, красивые полочки и вешалки, но часто не за качество одежды. Все же у нас цены ниже намного, а качество не уступает.
Чаще всего на рынке торгуют товарами собственного производства, но многие и из Китая вещи возят. Мы изготавливаем одежду для нашего бренда сами, поэтому за качество ручаемся.
Из-за хорошего качества у нас и цены не копеечные. Люди часто просят скидку, причем не только непосредственно на рынке, но и на нашей странице в Instagram. Рынок — он и в сети рынок. Мы делаем скидки. Покупателям частенько важен сам факт скидки, а не снижение цены как таковое. Просто психологический момент — будто сэкономил, у человека возникает некое удовлетворение.
Что касается коронавируса — по нам он никак не ударил. Во время пандемии, наоборот, заказов стало в разы больше. Видимо, людям на карантине скучно, вот они и скупают вещи. Отправляли по всей России: по почте, на автобусе, маршрутке, даже на такси пару раз. В общем, грех жаловаться.
Кристина, покупательница на рынке, Ростов-на-Дону:
Понятное дело, что шопинг сейчас кардинально отличается от того, что было даже пять лет назад. Можно заказать доставку, померить и вернуть все сразу — это, конечно, очень удобно. Но все же люди продолжают ходить на рынки, в том числе и я. И это несмотря на то, что я и в торговых центрах вещи покупаю.
Вообще, я хожу на рынок не за одеждой, а за нижним бельем и обувью, особенно часто покупаю тапочки и босоножки. Все это однозначно гораздо дешевле на рынке, чем в магазинах, — по крайней мере в Ростове. При этом качество не сильно отличается от того же масс-маркета. Если у вас есть цель приобрести что-то дешевое, на один сезон, то есть смысл сходить на рынок.
Конечно, рынок у многих ассоциируется как раз с дешевизной, но это далеко не так. Многие продавцы торгуют вещами хорошего качества, но и продаются они, естественно, уже не по рыночной цене. В последнее время товары там стоят дороже, чем в некоторых магазинах и торговых центрах.
С другой стороны, на рынке всегда можно торговаться. Я бы даже сказала, нужно! Скидку надо всегда выбивать, так как чаще всего цены специально завышены, потому что люди всегда просят скинуть. Никогда не стесняйтесь спорить с продавцами. У меня есть свой лайфхак: просто говорю, что в другом ряду дешевле было, и называю желаемую стоимость. Продавец сразу же снижает цену — это для них своего рода соревнование. Но торгаши и психологи хорошие, они сразу видят, кто и без скидки купит, поэтому будьте настойчивы!
Если вы хотите сэкономить, то сразу готовьтесь к ужасным условиям. На рынке нет никаких консультантов, которые подбегут к вам и предложат помощь. Тут почти всегда всем на вас все равно, даже не поздороваются, не говоря уже о какой-то заинтересованности что-то продать.
Рынки продолжают жить, потому что часть людей думает, что в бутиках и торговых центрах дорого, а на базаре — нет. Отчасти это правда, потому что те же шоурумы часто покупают вещи на рынке и перепродают их с большой наценкой. Но ситуация поменялась, и сейчас на рынках цены не такие уж и маленькие.
Еще существует какое-то стадное чувство или привычка: люди, которые приезжают из области или провинции, всегда целенаправленно едут на рынок. Так же взрослое поколение — мои бабушки, например. Они всю жизнь покупают вещи на рынках и не понимают, что такое «торговый центр». У них на рынке проверенные годами точки и продавцы, которых ни один бренд не заменит.
Я, кстати, и за границей ходила на базары. В Турции, например, россияне скупают кожаные вещи и шубы. Там и вправду можно найти хорошую верхнюю одежду по низкой цене. А в ОАЭ я накупила украшений по дешевке. Понятное дело, что это не драгоценности, но у нас такие же в шоурумах продаются втридорога. Но чаще всего на отдыхе я все же покупаю сувениры, преимущественно на блошиных рынках. Мне показалось, что зарубежные продавцы более дружелюбные, чем наши. К туристам у них особый подход. В конце концов, на путешественниках действительно можно круто навариться и обмануть тоже.