Завершился финал VIII Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) — 2020, ставший самым масштабным за всю историю. Его уникальность еще и в том, что в условиях пандемии российским организаторам первым в мире удалось создать и применить на практике принципиально новую технологию проведения соревнований и оценки конкурсантов. О том, как это было и какую роль сыграло движение «Ворлдскиллс Россия» в жизни, образовании, выборе дела жизни конкурсантов и их профессиональном опыте — в материале «Ленты.ру».
Финал чемпионата посетили более 3000 участников, включая иностранцев и представителей из 85 российских регионов, свыше 700 технических и оценивающих экспертов, было представлено 130 соревновательных компетенций. Первенство, проходившее с 6 по 21 сентября по всей стране в дистанционно-очном формате из-за пандемии коронавируса, стало самым крупным национальным финалом из всех, что проводились не только в России, но и во всем мире под знаменами WorldSkills.
«Приветствую финалистов, победителей и всех участников VIII Национального чемпионата "Молодые профессионалы". Несмотря на то что в нынешнем году это престижное мероприятие прошло в онлайн-формате, оно стало большим и по-настоящему значимым событием для каждого из вас, — подчеркнул президент Владимир Путин в приветственной телеграмме на имя участников национального финала. — Убежден, что такие востребованные временем проекты, каким, безусловно, является национальный чемпионат WorldSkills Russia, содействуют популяризации рабочих специальностей, совершенствованию профессионального образования, создают возможности для творческой, личностной самореализации юношей и девушек. И конечно, формируют в обществе уважение к человеку труда».
Поздравил победителей и глава Министерства просвещения России Сергей Кравцов. «Мы отмечаем в этом году 80 лет среднего профессионального образования в стране. 2 октября мы примем стратегию развития среднего профессионального образования. Одним из ключевых элементов будет движение Ворлдскиллс, оно двигает нас вперед, это наш драйвер», — подчеркнул министр.
Цель международного движения WorldSkills, основанной в 1953 году, — повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по профессиональному мастерству. В настоящее время в деятельности организации принимают участие 85 стран. Россия официально вступила в WorldSkills в 2012 году, а в 2013-м в Тольятти прошел финал Первого Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). После этого всероссийские чемпионаты по профессиональному мастерству проводятся ежегодно в рамках реализации национального проекта «Образование», а основная цель соревнования — обеспечить экономику страны квалифицированными специалистами, способными решать задачи настоящего и будущего. В соревнованиях участвуют студенты от 16 до 22 лет и юниоры (участники направления WorldSkills Juniors) до 16 лет.
«Конечно, в этом году было немного сложнее: если у юниоров модели машинок, то мы — взрослые — уже занимались камином и вытяжкой, — рассказывает золотой медалист национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Обработка листового металала» Фаиль Нуруллин. — Было 3,5 листа металла, из которого и нужно было собрать камин-мангал. Жаль, что это только российская компетенция — я бы попробовал себя и на международном уровне. Думаю, я даже мог бы тренировать юниоров... Ну и в любом случае планирую потом работать по профессии — люблю работать с металлом». Фаиль — студент 3 курса ГАПОУ «Казанский авиационно-технический колледж им. П.В. Дементьева» и участвует в чемпионатах WorldSkills Russia уже не первый год. Так, в прошлом году, будучи юниором, он решил проверить свои навыки во взрослой категории. На финале национального чемпионата-2020 студент подтвердил, что в своей компетенции он лучший и среди взрослых.
Пока Фаиль официально тренером не стал и открыт к предложениям по работе, но он активно помогал готовиться к чемпионату своему родному брату — 15-летнему Иреку. «Ирек учится на курс младше, и ему, можно сказать, по наследству достались мои рабочие инструменты, которыми я пользовался в прошлом году. Я не тренировал брата — только иногда фишки какие-то подсказывал, все-таки готовил его к соревнованиям тренер». Ни тренера, ни брата Ирек не подвел — он тоже завоевал золото среди юниоров, как и год назад его старший брат.
В связи с тем что нацфинал WorldSkills Russia проводился в совершенно новых условиях пандемии коронавируса, организаторы создали и успешно опробовали принципиально новую, дистанционно-очную (распределенную) технологию проведения соревнований и оценки конкурсантов. Все желающие из любой точки мира могли наблюдать за происходящим с помощью ежедневных онлайн-трансляций на канале YouTube и в социальных сетях. В финале в дистанционно-очном формате участники соревновались по 130 компетенциям, а зрители из всех российских регионов и 76 стран активно за этим следили. Например, за трансляцией бизнес-миссии, где российские организаторы делились опытом создания центров управления соревнованиями и удаленной оценки, наблюдали более чем из 50 стран мира. Для того чтобы эксперты могли следить за ходом состязаний в режиме реального времени и контролировать строгое соответствие регламенту, было установлено более десяти тысяч камер. Финал транслировался с более трех тысяч площадок проведения соревнований в режиме «24/7».
«Я хочу увеличивать качество урожая и знаю, что для этого нужно: хорошая и дорогая техника, правильная обработка грунта, закупка качественных семян и зерен. Уже даже расписал бизнес-план, — говорит золотой медалист нацфинала WorldSkills Russia 2020 в компетенции «Агрономия» Илья Бекасов из Красноярского края. — Да, я понимаю, что на свое хозяйство нужен капитал, но уверен, что в ближайшее время агрономы будут очень востребованы, поскольку и свою страну надо обеспечивать зерном и экспортировать за рубеж». На отборочных и краевых соревнованиях Илья занял вторые места, но все же по воли судьбы ему удалось оказаться в финале и завоевать золото. «Одно из заданий у нас было — отмывка клейковины, — рассказывает победитель. — Поначалу мне было сложно, потому что я привык это делать вручную (в колледже нет специальной машины), а на чемпионате надо было это делать именно с применением техники. Но благодаря подготовке на площадке перед региональными соревнованиями — мне удалось освоить и этот навык».
Илья хотел работать в поле с детства. И теперь его мечта из романтической стала превращаться во вполне реальную и перспективную: сначала поступил в колледж, теперь завоевал золото и показал, что он лучший агроном среди молодежи, а в будущем планирует организовать собственное хозяйство. Причем ни где-нибудь, а в родном крае в поселке Шушенское Краснодарского края выращивать самые лучшие зерновые.
Финал чемпионата проводился на площадках колледжей в регионах, в специализированных и международных центрах компетенций, а главные эксперты и их заместители в режиме реального времени следили за ходом состязаний, контролируя строгое соответствие регламенту. Система оценки, разделенная на несколько блоков, позволяла экспертам оценивать конкурсные работы участников как в домашнем регионе, так и удаленно с помощью средств визуального контроля. То, что было невозможно оценить дистанционно, отправлялось экспресс-почтой в Новокузнецк, где находился главный центр управления соревнованиями, или во вспомогательные центры в Москве и в Казани.
Объявление победителей проходило поэтапно в формате онлайн-марафона по итогам соревнований по каждой из компетенций. На церемонии закрытия чемпионата были объявлены результаты медального зачета и отмечены регионы, которые провели соревнования на своих площадках лучше остальных. Для посетителей мероприятия организаторы разработали платформу wsr.online и привлекли популярных блогеров, проводивших различные онлайн-челленджи для знакомства со всеми активностями чемпионата.
Специально для финала в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее» был разработан новый продукт — фестиваль профессий в цифровом формате: школьники со всех концов России смогли посмотреть выступления настоящих профессионалов и задуматься о собственном профессиональном выборе, приняв участие в различных профориентационных мероприятиях фестиваля профессий. Подростки могли побывать на уроках профессионального мастерства или попробовать свои силы в формате try-a-skill под руководством опытного наставника. Площадками для уроков профессионального мастерства стали школы в 45 регионах страны, наставники давали уроки удаленно.
В финале соревнований продолжилась апробация таких перспективных компетенций, как «Лазерные технологии», «Машинное обучение и большие данные», «Аддитивное производство», «Проектирование нейроинтерфейсов», «Промышленная робототехника», «Промышленный дизайн», «Технологии композитов», «Геномная инженерия», «Интернет вещей» и других.
«Победа была не целью, а стимулом для получения новых знаний и навыков, — говорит золотой медалист в компетенции «Проектирование нейроинтерфейсов» Никита Силуянов из Москвы. — В этом году на чемпионате я был настроен серьезно, и моя победа показала, что я на верном пути. Передо мной открылось много перспектив! Очень хочу стать лучшим программистом».
Когда Никита учился на третьем курсе Политехнического колледжа имени Н.Н. Годовикова по специальности «Программирование в компьютерных системах», на парах его заинтересовала компетенция «Проектирование нейроинтерфейсов». Стало интересно, и он пришел в лабораторию. «Там было много оборудования и разной техники, начиная от VR и медицинского оборудования и заканчивая нейроинтерфейсами, всякими датчиками, электроэнцефалограммой, электрокардиограммой, — вспоминает студент. — Мне рассказали про компетенцию, про то, что это стык трех наук — программирования, медицины и электротехники, что за этим стоит будущее медицины. В этот момент я понял, что у меня появилась возможность получить те знания, которых почти ни у кого нет». Тогда Никита стал много времени уделять этому направлению: научился программировать на C++, обучился схемотехнике, паять платы, делать датчики, изучил сопутствующие дисциплины и все свободное время проводил в лаборатории за практикой. Чуть позже он присоединился к движению Ворлдскиллс Россия и в этом году стал победителем национального чемпионата.
Надо отметить, что развитие новых компетенций в рамках движения Ворлдскиллс носит осмысленно прикладной характер, а Россия на сегодняшний день — единственная страна, которая предлагает молодым людям обучение по спектру компетенций блоков искусственного интеллекта и машинному обучению в рамках действующей системы среднего профессионального образования. Важнейшие результаты чемпионатов по стандартам Ворлдскиллс — повышение производительности труда и культуры производства, эффективный труд увлеченных профессией людей, а также рост доли на производствах современного отечественного оборудования.
«После победы мне не раз задавали вопрос: что для меня движение WorldSkills? — говорит золотая медалистка в компетенции «Визаж и стилистика» Ксения Казакова из Санкт-Петербурга. — Раньше я не задумывалась об этом, работала и работала. А сейчас могу сказать, что для меня это огромный опыт, опыт не только приобретения профессиональных навыков, опыт личностного структурирования, самоконтроля, характера, выдержки. Я заново влюбилась в дело, которое выбрала». В «Академии индустрии красоты» девушке учиться еще год, но уже сейчас Ксения хочет начать помогать своим наставникам тренировать команду и, конечно, дальше развивать компетенцию «Визаж и стилистика». И у нее появилась новая мечта: чтобы ее ученик, как и она сама, стал чемпионом Ворлдскиллс Россия.