Расследование причин аварии на ТЭЦ-3 в Норильске случай уникальный. По словам главы Ростехнадзора Алексея Алешина, в России еще никогда из-за разрушения фундамента не происходило разгерметизации топливного резервуара. Еще интереснее, что по документам с 2016 года этот гигантский резервуар был выведен в капитальный ремонт и официально не эксплуатировался. Почему произошла катастрофа, теперь должна ответить государственная экспертиза. О том, как в России обстоят дела с защитой от техногенных аварий, — в материале «Ленты.ру».
Экологическая катастрофа в Норильске, где в водоемы и почву попали десятки тысяч тонн топлива, случилась на предприятии одной из крупнейших компаний России, но даже небольшое производство может представлять ничуть не меньшую опасность для человека и окружающей среды. И за любым предприятием должен осуществляться государственный контроль.
Государственный орган по надзору за промышленностью, Берг-Коллегия, появился в России при Петре I. Сегодня эти функции выполняет правопреемник петровской коллегии — Федеральная служба по экологическому технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Это ведомство отвечает за разработки нормативных документов и контроль исполнения требований в области обеспечения безаварийной работы предприятий. Значимость структуры подчеркивается тем, что Ростехнадзор подчиняется напрямую правительству.
Окончательных результатов расследования норильской аварии еще нет, но определенные выводы по итогам уже сделаны. «Та нормативная база, которая сейчас есть, в целом позволяет контролировать объекты, подобные резервуару в Норильске, — отметил руководитель Ростехнадзора в интервью агентству «Интерфакс». — Компаниям необходимо активно внедрять технические средства, которые могли бы помочь отслеживать и предотвращать такого рода события». Также Алешин сообщил, что Ростехнадзор подготовит предложение о запрете использования в экологически значимых регионах резервуаров большого объема.
Изучение причин аварий, выработка после каждого случая рекомендаций и модернизация действующих регламентов — обычная практика для службы. Алексей Алешин постоянно повторяет, что нормы промышленной безопасности «написаны кровью». Не нужно изобретать искусственных ограничений, нельзя ничего игнорировать, по этому принципу совершенствуется нормативная база ведомства.
«Со своими задачами Ростехнадзор в целом справляется успешно, — отмечал на заседании коллегии Ростехнадзора, посвященном итогам 2019 года, зампред правительства РФ Юрий Борисов. — Сегодня под контролем ведомства находятся более миллиона объектов. До образования службы в ее современном виде надзор за ними осуществлялся в четыре раза большим числом сотрудников. Тем не менее ключевые показатели оценки результативности работы демонстрируют высокую эффективность».
Ключевые показатели оценки деятельности Ростехнадзора — это колебания уровня аварийности и смертельного травматизма в промышленности. Борисов в своем выступлении констатировал, что «с 2010 по 2019 год аварийность снизилась на 60 процентов, а количество смертельных случаев — на 63 процента». Показатели для сферы, в которой работает Ростехнадзор, очень и очень значительные.
Алексей Алешин возглавил Ростехнадзор в начале 2014 года, тогда же начались кардинальные перемены в работе ведомства. В основу реформ лег переход на риск-ориентированный подход. Ключевым стал принцип «чем больше потенциальные риски — тем чаще проверки». «До 2014 года надзор был тотальным. За всеми предприятиями смотрели одинаково в независимости, большое оно или маленькое, опасное или нет. Инспекторов явно не хватало, и эффект в итоге был отрицательным — говорит Алексей Алешин. — После выделения наиболее опасных предприятий удалось сосредоточить силы и внимание там, где риск развития аварии наиболее высок».
Было предложено поделить производственные предприятия по классам, выделив наиболее опасные. Причем учитывались все факторы, предприятия разделялись не только по содержанию процессов, но и по количеству аварий и несчастных случаев. Так появились четыре класса опасности. Класс влияет на требования, предъявляемые к производственным объектам. Например, для объектов IV класса установлены минимальные требования: в отношении них не проводятся плановые проверки и с них не требуются планы по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. Объекты же I класса контролируются очень строго и постоянно.
Внедрение риск-ориентированного подхода в сфере промышленной безопасности позволило резко снизить количество объектов постоянного надзора до 9 тысяч. Количество плановых проверок в первый год внедрения нового принципа сократилось сразу на 58 процентов, а уровень аварийности при этом показал значительное снижение. Тренд на снижение остается неизменным все последующие годы.
Риск-ориентированный подход позволяет более рационально использовать инспекторский состав и без надобности не беспокоить те предприятия, где внимательно относятся к соблюдению обязательных норм и требований в области промышленной безопасности. «Если мы говорим, что проверяем объект раз в три года, это не значит — не более чем раз в три года. Можно и раз в пять лет прийти, — говорит Алексей Алешин. — Если предприятие нормально работает, тем более если там есть технические средства, которые позволяют нам дистанционно смотреть, что там происходит, зачем туда вообще приходить?» Риск-ориентированная модель в надзорной сфере используется в большинстве развитых стран мира, Ростехнадзор на практике доказал ее эффективность и в России.
Еще одним революционным проектом Ростехнадзора стала цифровизация надзорной сферы. Выходец из «Ростеха», Алешин, оказавшись на государственной службе, сразу поручил начать разработку высокотехнологичных решений. Началась разработка системы дистанционного контроля промышленной безопасности на базе ротстеховской программной платформы «Зодиак» и облачного сервиса «Электронный помощник».
Система дистанционного мониторинга подразумевает под собой подключение специального программного обеспечения к действующим автоматическим системам управления предприятий, установку недостающих датчиков и осуществление постоянного удаленного контроля. На протяжении нескольких лет Ростехнадзор изучал технические возможности и эффективность тестируемых цифровых решений. «Мы получили хорошие результаты и поняли, что с их помощью можно располагать всей необходимой нам информацией о состоянии опасного производственного объекта, — отметил Алексей Алешин в своем последнем интервью. — Теперь мы планируем сделать систему дистанционного контроля составной частью надзорной деятельности. Нам бы очень хотелось, чтобы результаты, которые можно получить благодаря ей, стали юридически значимыми».
Несколько пилотных проектов дистанционного мониторинга уже запущено на предприятиях «Лукойла», СУЭК, «Газпрома», и «Газпром нефти». Система позволяет в онлайн-режиме получать информацию о состоянии объекта, выявлять отклонения, которые связаны с нарушением технологических процессов, на самой ранней стадии прогнозировать возможные инциденты, предаварийные ситуации и, главное, оперативно принимать превентивные меры для предотвращения аварии.
Еще одно цифровое решение Ростехнадзора — «Электронный инспектор». Это не менее интересная и значимая вещь. На практике 70 процентов времени любой проверки тратится на изучение бумаг эксплуатирующей организации. Изначально был предложен вариант сканирования бумажных документов и их закладку в некую виртуальную базу. Но в начале 2018 года от этой идеи отказались. У руководителя Ростехнадзора появился «цифровой» заместитель, которому Алешин поручил реализовать несколько иную идею.
«Мы хотим, чтобы с помощью этой программы документы сразу создавались в личном кабинете в электронном виде, а система могла их проверять и указывать на ошибки, бумага вообще не нужна, — поясняет Алексей Алешин. — Запуск системы освободит наших инспекторов от машинальной деятельности и поможет сосредоточиться на работе, которая действительно требует непосредственного участия человека. Поднадзорные организации, в свою очередь, получат возможность осуществлять самопроверку в постоянном режиме, и "забыть" что-то технически будет невозможно».
Сегодня надзорное ведомство готово к полномасштабному внедрению цифровых решений и во многом задает тон в реализации новых векторов, обозначенных руководством страны. «Проектирование государственной системы "Цифровая платформа Ростехнадзора" завершено», — подчеркнул 1 октября Алексей Алешин в интервью «Интерфаксу». Сроки запуска первого этапа «боевого решения» — середина 2021 года. По словам главы ведомства, внедрение цифровых инструментов в перспективе позволит полностью отказаться от необходимости плановых проверок, а приходить на предприятия только тогда, когда появится для этого повод. Это выгодно государству и отвечает интересам бизнеса. Кроме того, как подчеркивают в ведомстве, серьезно сужает поле для совершения коррупционных преступлений.
Немаловажная часть деятельности Ростехнадзора — законотворческая. И для внедрения той же цифровой платформы необходимо создать новую нормативную базу. Ростехнадзор подготовил проект изменений в ФЗ «О промышленной безопасности», в разработке которого участвовали 18 федеральных органов исполнительной власти, в частности он получил одобрение в ЦБ РФ и «Росатоме». Из-за «регуляторной гильотины» его необходимо привести в соответствие с двумя уже принятыми в конце июля отраслевыми законами. Обновленный вариант ведомство будет готово внести в Госдуму уже в середине октября. «Мы его разрабатывали еще до начала реформы, поэтому было принято решение еще раз посмотреть, насколько законопроект соответствует ей и что возможно поправить», — говорит Алексей Алешин. — Концептуальных изменений в новой версии законопроекта не будет. Речь идет о технических деталях, которые затрагивают порядок реализации полномочий».
За последние шесть лет нормативно-правовая база по вопросам промышленной безопасности и без того обновлена на 90 процентов. Требования, которые содержатся в нормативных актах, современные. Но в рамках «регуляторной гильотины» Ростехнадзор нашел возможность исключить из нормативно-правовой базы еще 16 постановлений правительства и 175 ведомственных актов. «Цифры достаточно большие. Взамен отменяемых предусмотрена разработка Ростехнадзором новых постановлений и приказов, — отметил Алексей Алешин. — Проекты мы уже отработали с рабочей группой, прошли рассмотрение на подкомиссии в правительстве и внесли в кабмин — общее количество нормативных актов снизится в три раза».
Реформы, начатые в Ростехнадзоре пять лет назад, полностью себя оправдали. В 2020 году фиксируется самое значительное снижение уровня аварийности и травматизма за все годы работы ведомства. Чтобы быть уверенными в том, что успехи не связаны с ограничениями в работе предприятий, ведомство проверило, сколько поднадзорных объектов было остановлено, и оказалось, что их количество составляет чуть более 1 процента. Уже после снятия ограничений, в конце августа, было зафиксировано снижение аварийности на 33 процента и на 24 процента — уровня травматизма. Руководитель Ростехнадзора Алексей Алешин считает, что решающим стал фактор накопленной положительной инерции последних лет. Это помогло не только нивелировать негативный эффект в условиях моратория на проверки, но и способствовало привычному для службы ежегодному улучшению ситуации.
Что касается норильской аварии, то в настоящий момент по поручению президента Ростехнадзор проверят 426 опасных производственных объектов в Арктической зоне, связанных с хранением и транспортировкой нефти и нефтепродуктов. На сегодняшний день выявлено почти 2,6 тысячи нарушений, привлечено к ответственности 54 собственника, сумма наложенных штрафов составила 6,5 миллионов рублей. По словам Алексея Алешина, основная часть проверок завершится к декабрю этого года.