Путешествия
00:01, 16 октября 2020

«Как будто вернулся в молодость» Царская ягода, советская тоска и спа-отели: чем заняться туристу в Карелии

Майя Пономаренко
Фото: Дмитрий Лебедев / «Коммерсантъ»

В эпоху пандемии коронавируса туристам ничего не остается, кроме как путешествовать по своей стране, поскольку большинство популярных заграничных направлений все еще закрыты. Это скорее плюс, чем минус, ведь таким образом можно исследовать те части родины, в которых вряд ли когда-то еще побываешь. К примеру, большинство россиян знают о Карелии только то, что это край озер. Оказалось, что в этой республике не только красивая природа, но и множество других достопримечательностей с необычной историей. К тому же сейчас в Карелии стремительно развивается инфраструктура — от дорог до новых отелей и спа-курортов. О том, как изменилась республика, чем в ней можно заняться и что следует посетить помимо знаменитых озер, — в материале «Ленты.ру».

Власть черта

Путешествие в Карелию началось с полета из официальной столицы в столицу культурную. Санкт-Петербург встретил нас нетипичной для себя погодой — палящим солнцем и голубым безоблачным небом. Отсюда нам предстояло преодолеть путь в 320 километров до небольшого старинного города Сортавала с населением всего 15 тысяч человек. Люди проживали в этих краях еще с древности, об этом говорят археологические находки каменного и железного веков, некоторые найденные артефакты ученые относят к эпохе викингов.

При этом первое упоминание города содержится в русско-шведском мирном соглашении 1468 года. Тогда он назывался Сортевала. Точная этимология названия до сих пор неизвестна, поэтому существует множество легенд и преданий о его происхождении. Во многих преобладают религиозные мотивы. Так, согласно одной из версий, монахи изгнали на территорию нынешнего города с острова Валаама злых духов, в связи с чем местные жители стали называть место «сортавала», что переводится как «власть черта» (финское sorta — черт, valta — власть).

Наша дорога до места назначения пролегала по живописной местности между Финским заливом и Ладожским озером. Добираться выпала возможность на новом Volkswagen Polo и первое, что удивило меня в Карелии, — это не красоты природы, а состояние дорог. До поездки мы морально готовились к грунтовке, ямам и серпантину, но ничего из перечисленного я не заметила. Трасса была абсолютно новая, поэтому в Карелию можно смело ехать на личном автомобиле.

Когда становится скучно в дороге, начинаешь обращать внимание на картину за окном. Пейзаж не менялся на протяжении десятков километров — сплошной хвойный лес с изредка выглядывающими березами. Причем деревья голые и тонкие, соответствующие суровой природе Карелии. В той части маршрута практически нет населенных пунктов, поэтому кроме как любоваться лесом и слушать шансон по радио (так как другие радиостанции тут просто не ловят), ничего не остается.

Спустя пару часов мы добрались до промежуточной остановки — отеля, в котором предстояло отведать изыски местной кухни. Смореброды с балтийской сельдью напугали больше всего, но на удивление оказались одним из самых вкусных блюд. Помимо них в меню были домашние грузди, картофельные оладьи с тартаром из лосося, уха со сливками и котлеты из фазана с моченой брусникой.

Вообще, брусника и рыба — главные ингредиенты практически всех карельских блюд. Кроме того, вдоволь здесь можно наесться и местной гастрономической жемчужиной — морошкой, которую неспроста называют царской ягодой, потому что в дореволюционное время без нее не обходилось ни одно застолье, а в каждом известном ресторане в меню всегда встречались квас или морс из морошки. Так что мясоедам в Карелии придется непросто, хотя тем, кто любит деликатесы, повезло: еще одна изюминка здешней кухни — это сосиски из оленины.

Скалы в море

Во время поездки до финальной точки в глаза начали бросаться необычные названия населенных пунктов: Лумиваара, Лахденхопья и даже Ихала заставляли думать, что ты находишься уже не в России. И по радио вместо русской речи стала вдруг звучать финская. Неудивительно, ведь на территории Карелии долгое время проживали финно-угорские племена.

В реальность возвращают пятиэтажки, деревянные покосившееся дома и вывески супермаркетов «Магнит». Все города, которые проезжаешь, будто застыли в СССР, даже автобусы там курсируют еще советских времен. «Как будто вернулся в молодость», — сказал пассажир на соседнем сиденье, фотографируя очередной полуразваленный дом.

Путешествие закончилось быстро — хорошая трасса и двигатель мощностью 110 лошадиных сил позволяли разгоняться до приличных скоростей. Главная особенность Карелии — огромное количество озер. Такого соотношения суши и водной поверхности нет больше нигде в России. Вид на одно из них открывался даже из номера отеля, уже в Сортавале.

Здесь есть программа на любой вкус: экстремалы могут отправиться на водопад Белые мосты на реке Кулисмайоки и прокатиться над ним на zip-line, чтобы полюбоваться природой с высоты птичьего полета. Помимо него активным туристам предлагается посетить горный парк «Рускеала», где путешественники исследуют подземные пещеры и скалы на лодках.

Те же, кто предпочитает не грести веслами, а любоваться красотами природы, рекомендуют отправиться в поездку по Ладожскому озеру на небольших катерах, рассчитанных на десять человек. На катере лучше садиться снаружи, несмотря на холодный ветер, чтобы успеть сделать красивые кадры озера и посмотреть на необычные острова. Национальный парк «Ладожские шхеры» — это архипелаг, на котором сосредоточено около 650 скалистых островов и высоких обрывистых скал.

Шхеры — слово скандинавского происхождения и буквально обозначает «скала в море». Прямо из этих безликих серых каменных глыб растут деревья и цветы, которые будто оживляют их. Рифовые горы уходят глубоко под воду ровно на столько, на сколько возвышаются. Местные обращают наше внимание на расщелины между ними: часто в них селятся бобры. Нам удалось увидеть одного из них.

Не для туристов

После заплыва вокруг скал можно добраться до другой, не менее интересной части архипелага — группы островов с настолько необычным покрытием, что вполне можно спутать их с путешествием на другую планету. Капитан катера искусно прошел между двумя каменными клочками суши и пришвартовался возле одного из них. Он посоветовал погулять по острову, поскольку с разных его сторон открываются совершенно не похожие друг на друга пейзажи.

Он не обманул. С одной стороны каменного островка открывался вид на бескрайнее Ладожское озеро, больше похожее на спокойное море, а с других — на скалы, из которых прорастают деревья и кустарники. При этом остров не круглый и не овальный: у него есть ответвления, поэтому его форма ассоциируется скорее с чернильной кляксой. А ямы разных форм и глубины на его поверхности напоминают кратеры Луны.

Если статичные пейзажи и шхеры Карелии покажутся кому-то безликими, то здесь есть и другое необычное развлечение — зоопарк под открытым небом, в котором туристы встречаются с ламами, альпака, ланями, маралами, козами, пятнистыми оленями, косулями и другими видами редких животных и птиц.

Мне же не хватило дикой и спокойной северной природы, поэтому я не упустила возможности прокатиться на сапборде по озерам. Сап можно арендовать в пунктах проката, а некоторые отели предоставляют их всем проживающим бесплатно. Справиться с сапбордом сможет даже ребенок, это не серфинг и не безумные аттракционы российских югов. Здесь нужно грести одним веслом, а затем просто сесть на доску и наслаждаться.

Чтобы увидеть настоящую, не туристическую Карелию, на пути в Санкт-Петербург нужно уезжать с трассы A121 на серпантин, в сторону поселка Ихала. Здесь расположены деревни — например, Костамоярви и Аккахарью, состоящие из двух-трех деревянных избушек. Возле таких домов старики продают местные продукты — мед, ягоды, грибы и различные настойки, дешевизна которых повергает в шок. Стихийные точки продаж иногда встречаются и вдоль трасс.

Кстати, отказываться от покупки, если у туристов нет наличности, не стоит. Карельские бабушки идут в ногу со временем и всем туристам диктуют свой номер, который привязан к банковской карте. «Мы пенсии уже давно получаем на карточки!» — возмущаются они, когда путешественники удивляются их продвинутости.

Город ангелов

По дороге в аэропорт мы отметили на карте еще одну интересную точку — Яккиманскую кирху в городе Лахденпохья. Путь до нее пролегал через лес и цветочные поля. Оригинальное немецкое значение слова «кирха» — церковь, но обычно оно используется для обозначения лютеранских культовых зданий.

Наша кирха — это обычное кирпичное сооружение, построенное в 1851 году знаменитым архитектором Карлом Энгелем и частично разрушенное пожаром в 1977 году. Особенность Яккимы в том, что с высоты птичьего полета видно, что она имеет форму креста. Церковь вмещает в себя три тысячи человек, поэтому в военное время в ней был лагерь военнопленных, а вокруг храма стоял забор из колючей проволоки. Позже здание кирхи использовали в качестве общежития и склада.

Сегодня же кирха славится своей выставкой «Город ангелов» — трогательные скульптуры из дерева, расположенные внутри постройки, вызывают у посетителей самые теплые эмоции. У каждого монумента своя роль: первый ангел принимает заказ на детей, другой собирает урожай, а третий доставляет его в виде аиста. Многие посетители верят в положительную энергетику места и даже оставляют здесь записки с желаниями.

< Назад в рубрику