Преимущество и уникальность Республики Башкортостан — это климат, наличие большого числа целебных источников, лекарственных трав, рек, пещер и сохранившиеся до сегодняшних дней традиции бортничества и производства качественного кумыса. Многие природные объекты Башкирии имеют мировую известность, но далеко не все отечественные туристы знакомы с гостеприимством и красотой этого края. Корреспондентка «Ленты.ру» отправилась в республику и рассказала о ее главных преимуществах.
По бокам твоим, Урал,
Встали темные леса,
А у ног твоих, Урал,
Степь — зеленая краса.
Белоснежные цветы
На лугах твоих цветут,
И цветы, и соловьи
Честь аллаху воздают.
В строках башкирского национального героя и поэта-сказителя Салавата Юлаева передается точный облик одной из самых зеленых республик России.
«Рахим итегез! Добро пожаловать на башкирскую землю!» — этими словами нас встретил гид. Прием был теплый, но какой-то размытый: по прибытии в Уфу не было ощущения, что оказался где-то на Урале. Сюда попадаешь без каких-либо ожиданий на вау-эффект: плывешь по течению и наблюдаешь.
Столица республики на то и является столицей, чтобы представлять собою место с хорошо развитой инфраструктурой, музеями и другими культурно-развлекательными локациями. В центре города — Монумент Дружбы — памятник, посвященный 400-летию присоединения Башкортостана к России, а в других его частях — скульптуры, возведенные башкирским поэтам, артистам и другим выдающимся личностям. Сейчас на улицах стоят монументы Мустаю Кариму, Сергею Аксакову, Федору Шаляпину, а лет через 20, возможно, к их рядам примкнут каменные версии Земфиры, Юрия Шевчука, а также рэперов Boulevard Depo и Face.
Городские пейзажи на первый взгляд показались блеклыми, но выяснилось, что нужно было всего лишь дождаться солнца. Оно озарило не только скалистую местность, но и улыбчивые лица гостеприимных жителей, всецело преданных родному краю.
Республика не является популярным туристическим направлением, как, например, Крым, Сочи или Калининград. Однако всемирная ситуация с коронавирусной пандемией стала толчком к тому, чтобы искушенные путешественники принялись открывать для себя ранее неизведанные края. Собственно, поэтому Ростуризм провел пресс-тур, в рамках которого мы здесь оказались.
Итак, местные жители относятся к своей республике с особой любовью: берегут природу, прошлое и культуру. Населяют это место преимущественно русские, татары и башкиры. Особое значение тут придают религии: в столице строится масштабная мечеть, которая в скором времени откроет свои двери. Однако, по словам жителей, мусульмане здесь довольно прогрессивные: нравы народа не такие строгие и консервативные, как в других странах.
Вне зависимости от того, живут ли башкиры в городе или в селе, они чтут и соблюдают традиции. Городские жители чуть более современные, у них все цивильно, а вот в глуши — попроще. У народа сложная культура, которая со временем перемешалась. Если коротко и о главном: мусульманские праздники отмечают и те, и другие, а свадьбы усовременены.
Наше знакомство с традициями и культурой края началось в 130 километрах от Уфы — в геологическом заповеднике Торатау, который находится у подножия одноименной горы. Геопарк располагается на стыке южной части Уральских гор.
Преодолев многокилометровые подсолнуховые поля, оказываешься в месте, благодаря которому постепенно попадаешь под влияние чар республики. Юрты, расположенные поодаль друг от друга, встречающие гостей башкиры в национальных костюмах, традиционные кумыс и чак-чак на подносе, которым угощают прибывших в знак гостеприимства.
Дует теплый ветер, кругом все зелено, а в нескольких метрах от людей пощипывает траву конь, и солнце припекает сквозь головные уборы. Вдруг мужчина в красивых одеяниях начинает играть на курае — башкирском духовом инструменте. Мягкий тембр и нетипичное звучание кажутся очень загадочными и сразу погружают в забвение. Мир на миг останавливается, и ты чувствуешь себя совершенно в другой реальности, оторванной от столичной суеты. Именно из-за этого ощущения в первую очередь хочется возвращаться в Башкирию снова и снова.
На следующий день нас ожидал выезд в Белорецкий район. Дороги оставляли желать лучшего, но это неудобство компенсировала красота вокруг. Чем больше отдаляешься от Уфы, тем глубже дышишь — аромат еловой хвои окутывает целиком. Спустя пару часов меж густых деревьев начала мелькать вода — мы добрались до самого глубокого озера республики, вокруг которого расположилось множество санаториев, баз отдыха и гостиниц.
Озеро Банное или Якты-Куль в переводе с башкирского означает «светлое озеро». Устоявшееся же в народе название связывают с именем Емельяна Пугачева: легенда гласит, что в 1774 году пугачевское войско останавливалось в этом месте на банный день, после чего водоем и получил свое название.
Это место и его окрестности напомнили о чем-то теплом и советском. Кислородные коктейли, полотенце подмышкой, панама, отдаленные звуки импровизированной дискотеки, которую взрослые устроили на берегу, дедушки с удочками и бабушки, болтающие на лавочках. А главное, никакой спешки.
По словам местных, здешние санатории пользуются популярностью среди космонавтов: они приезжают сюда на длительный срок, чтобы восстановиться после полетов. Но и активный отдых в республике тоже развит хорошо — например, зимние развлечения. Часто в погоне за красотой и приключениями россияне отправляются за тысячи километров, не замечая, что «уральская Швейцария», как ее называют многие, находится совсем рядом.
Так, в республике есть два широко известных горнолыжных курорта — «Абзаково», который расположен в 60 километрах от Магнитогорска и «Металлург-Магнитогорск», возведенный на хребте Яманкай высотой 942 метра. Добраться до вершины второго можно по канатной дороге и заодно посмотреть из кабинки на озеро Банное с высоты птичьего полета.
А у подножия горы у нас случилось знакомство с настоящим башкирским кумысом на локальной ферме. Перед глазами предстали: небольшой трактир, поляна и пасущиеся на ней кони, — и все это на фоне колоритного пейзажа. Башкиры преданы не только своей земле, но и своему делу. Об этом мы узнали со слов Айтугана — улыбчивого владельца кумысного производства. Он и его семья разводят чистопородных башкирских лошадей и занимаются продуктивным коневодством: изготавливают мясо-молочную продукцию. За сезон (с июня по сентябрь) ежедневно выходит от 500 литров до тонны кумыса.
Для его производства на крупных фермах используют специальные доильные аппараты, но есть и локальные фермы, где изготовлением кумыса занимаются вручную. Как рассказал Айтуган, для него это дело семейное и является продолжением традиций предков.
Перед тем как изготавливать кумыс, жидкость коптят. Это делается в первую очередь для дезинфекции, а также — ради ольхового привкуса. Затем в эту же подкопченную бочку наливаются молоко и закваска, которые взбиваются на протяжении целого дня. Под вечер масса отстаивается и «созревает», а на выходе получается газированный, несильно кислый напиток.
Как поговаривают местные, хороший кумыс должен шипеть. Айтуган отметил, что если не будет ковыля — травы, которой питаются лошади, — кумыс не получится. Но плодородная башкирская земля имеет все, что нужно для развития сельского хозяйства и животноводства.
Кони пасутся в лесостепи — там, где зимой выдувается снег. На вопрос о том, хочет ли он заниматься этим всю жизнь, Айтуган дал положительный ответ. У него в планах расширить производство и сделать его одним из самых крупных в республике. Конина и кумыс полезны и востребованы, а также являются основой крепкого здоровья башкиров. Местные уверяют, что хоть раз эти визитные карточки республики попробовать необходимо. И если конину еще можно увезти с собой, то с кумысом дела обстоят сложнее — на борт его не пустят из-за давления и взыровоопасности.
Вишенкой на торте стала поездка до самой известной пещеры Урала Шульган-Таш. Добираться до нее нужно почти четыре часа, то и дело подпрыгивая на сиденьях из-за неровных дорог. Толчки во время поездки обычно до такой степени сильные, что приложение на телефоне ошибочно насчитывает к концу дня больше 50 тысяч шагов. Попав туда в самый дождливый день, мы долго пережидали ливень под крышей беседки на территории заповедника.
Это место известно обнаруженными тут древними наскальными рисунками времен палеолита. С годами пещера стала слишком людным местом, поскольку сюда стекались исследователи и туристы со всего мира, поэтому власти решили закрыть доступ к оригинальным рисункам. Для осмотра доступен лишь небольшой участок, а копия наскальных изображений воспроизведена практически у самого входа в пещеру.
Даже несмотря на это обстоятельство — место поистине завораживающее. Чего стоят истории об изучении данного объекта ценой жизней. В наши дни во время исследования Каповой пещеры погибли два человека. Первый случай произошел в 1964 году при освоении водной части пещеры. Второй несчастный случай датирован 2019 годом: во время погружения в Голубое озеро у водолаза случились проблемы с сердцем.
К концу путешествия наш экскурсовод Марина Всеволодовна Игнатьева с некой грустью в глазах отметила, что в Башкирию нужно приезжать минимум на неделю — уж слишком много здесь необычайно красивых мест. В том, что она говорила искренне, не было никаких сомнений: объездив почти всю республику вдоль и поперек, женщина рассказывает о ней с большой любовью.
Из мест, которые обязательно стоит посетить в Башкирии, трудно выделить лишь несколько: их очень много. Но самые любимые пункты для меня — это сплав по реке Зилим, во время которого открываются необыкновенные картины природы — пещера Киндерлинская, восхождение на гору Иремель и сопутствующие познание красоты и победа над собой. Это трудно, но стоит того. Также поход на квадроциклах или снегоходах на водопад Атыш. Впечатления такие, что даже не с чем сравнить.
В ходе одного из моих путешествий по Башкирии произошел запомнившийся на всю жизнь случай. Это был поход на самую высокую гору — Ямантау (1648 метров) в начале лета вместе с группой из 15 человек. Название горы переводится как «злая гора». На полпути к нам вышел голодный после зимней спячки медведь. Мы застыли в оцепенении и не знали, что делать. Руководитель группы скомандовал, чтобы мы начали шуметь. Достали все, что было с собой: кружки, миски и другие звенящие предметы. Мы стали стучать и кричать. Нет, орать!
Все мужчины из группы встали перед медведем, чтобы загородить девушек. Все происходило очень быстро: медведь отошел, обернулся, еще раз посмотрел на нас и убежал. Мы были в растерянности, поскольку не знали, продолжать нам маршрут или возвращаться. В результате мы все же решили покорить эту вершину и были так счастливы, когда поднялись на гору! Мы снова кричали, но уже от радости.