С каждым новым днем все больше и больше пользователей сталкиваются с деструктивным контентом, который, так или иначе, встречается в свободном доступе. Сегодня, для того чтобы ознакомиться с экстремистскими материалами или, например, узнать топ-5 способов изготовления тех или иных наркотиков, совершенно не обязательно обращаться за советом в даркнет. Рядовому пользователю достаточно грамотно сформировать запрос в поисковой строке YouTube и полистать новостную ленту в социальной сети, где с большой долей вероятности он встретит запрещенный законодательством контент. Несмотря на это, крупные IT-компании, такие как Facebook и Twitter, не торопятся сотрудничать с властями и не всегда запрещают или удаляют противоправные данные из открытого доступа. Проблема актуальна для множества стран, в том числе и для России. Как российские власти планируют бороться с засильем противоправного контента в сети и чем это может обернуться для западных IT-компаний — в материале «Ленты.ру».
Государства по-разному подходят к модерированию информации в сети. Пока в Китае «Великий фаервол» отрезает пользователей Поднебесной от остального мира, жители Исландии наслаждаются полной свободой в интернете (в 2019 году страна заняла первое место по уровню свободы в сети). Однако борьба с противоправным контентом начинает превращаться в глобальный тренд, который подхватывают многие развитые государства. Как утверждает политолог и член Общественной палаты Никита Данюк, таким образом страны вовсе не пытаются определить правила распространения информации в сети. Они хотят заставить всевозможные платформы соблюдать, в первую очередь, внутреннее законодательство и удалять запрещенную информацию в соответствии с решением надзорных органов. «Никто не формирует пространство, в рамках которого распространение информации будет находиться под контролем государства. Ни в коем случае», — говорит он.
За последние пару лет сразу несколько государств приняли меры по регулированию деструктивной информации в соцсетях или начали двигаться в этом направлении. Так, в 2019 году правительство Великобритании, крупнейшего после США потребителя порнографического контента, представило меры, которые, по мнению властей, должны будут сделать британский интернет «самым безопасным в мире». По сути, они обяжут иностранные IT-компании защищать своих пользователей от информации, связанной с насилием, детской порнографией, терроризмом и распространением дезинформации. Если же та или иная онлайн-платформа вдруг откажется от выполнения новых правил, ей будет грозить крупный штраф или блокировка на территории всего государства. «Для интернет-компаний эпоха самостоятельного регулирования подошла к концу», — прокомментировал ситуацию британский министр цифровых технологий Джереми Райт. Он выразил надежду на то, что к борьбе с деструктивным контентом вскоре примкнут и другие страны.
Так и случилось. Уже этой весной регулированием информации в соцсетях занялись США и Турция. Причем Стамбул занял достаточно жесткую позицию и решил без суда и следствия удалять абсолютно весь контент, который турецкие власти сочтут клеветническим или оскорбительным. Платформе, на которой была обнаружена подобная информация, дается всего лишь 48 часов на ее удаление. В противном случае компанию ждут значительные сокращения трафика и крупные штрафы, которые придется заплатить. Ведь, помимо всего прочего, Турция обязала все соцсети с аудиторией более миллиона пользователей открыть офисы на территории страны и поставить в их главе турецких граждан.
В свою очередь, президент США Дональд Трамп также подписал исполнительный указ, который позволит американским властям привлекать IT-гигантов к ответственности за действия, нарушающие свободу слова. Например, за удаление постов или блокировку аккаунтов в соцсетях. Вполне возможно, причиной стала маркировка сообщений Трампа в Twitter, администрация которого пометила сразу несколько его публикаций как недостоверные.
По словам первого заместителя председателя комиссии по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты России Александра Малькевича, проблема цензурирования со стороны крупных онлайн-компаний сегодня актуальна и для России. «Наши СМИ регулярно цензурируются глобальными площадками. Такими как, например, YouTube и Twitter. Но первый шаг был сделан. Московская прокуратура уже обратилась в Таганский суд с иском против Google, связанным с ограничением доступа к документальному фильму Александра Рогаткина про Беслан», — заявил Малькевич «Ленте.ру».
Он добавил, что поддерживает законопроект, принятый Госдумой в первом чтении 13 октября. Владельцев сайтов предложили штрафовать на сумму до 15 миллионов рублей за отказ удалять запрещенную информацию, включающую экстремистские материалы и детскую порнографию, а также сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотиков. Как рассказал один из разработчиков документа, депутат Александр Хинштейн, сегодня у Роскомнадзора есть право требовать удаления противоправного контента, но ответственность за неисполнение его предписаний законом не предусмотрена.
«В Европе такие законы появились несколько лет назад и продолжают разрабатываться до сих пор», — объясняет Малькевич. В пример он приводит свой «любимый закон», который вступил в силу в Германии в 2017 году. Там компаниям-нарушителям грозит до 50 миллионов евро за разжигание ненависти, клевету, оскорбление религии, распространение деструктивного контента и публикацию постов, подрывающих демократические устои общества.
Примеру Германии в 2020 году решила последовать и Австрия, правительство которой готовит законопроект, направленный на борьбу с неприемлемым контентом в социальных сетях. Его несоблюдение обойдется IT-компаниям, имеющим более 100 тысяч пользователей и годовой доход более полумиллиона евро, штрафами до 12 миллионов долларов. «Мы здесь не велосипед изобретаем, нам достаточно брать то, что работает в Европе, и немножко обрамлять под российскую почву», — прокомментировал Малькевич отечественный законопроект.
Несмотря на своевременность мер, в России они могут пока не дать эффекта сродни европейскому, отмечают эксперты. Западные компании попросту игнорируют решения российских судов. К примеру, Facebook был дважды оштрафован за отказ предоставить сведения о локализации данных российских пользователей, но до сих пор так и не исполнил предписание суда. И, похоже, не собирается этого делать.
По его мнению, в первую очередь такие действия направлены на защиту обычных пользователей, несовершеннолетних и даже детей, которые в последнее время все чаще и чаще сталкиваются с жестоким контентом в сети. «А все мы прекрасно понимаем, что с помощью фейковой информации и провокаций можно легко манипулировать общественным мнением и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в той или иной стране», — заключил политолог.
Однако далеко не все считают, что увеличение штрафов благоприятно скажется на ситуации. Ведь множество западных компаний вообще не имеет физического представительства в России. «Санкции к иностранным компаниям, которые не имеют юридического представительства на территории России, бессмысленны, — пояснил председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев. — В отношении них этот законопроект работать не будет. Ведь принудительного исполнения быть не может. Потому как у таких компаний, как Twitter или Facebook, на территории России нет имущества, на которое приставы могли бы обратить взыскание».
Журавлев считает, что единственный выход в этой ситуации — стимулировать западных игроков открывать официальное представительно в РФ. «Нужно упростить процедуру регистрации представительства и предоставить крупным IT-компаниям налоговые льготы при создании дочерних и зависимых компаний с российскими партнерами», — заявил председатель.
Несмотря на чрезвычайно выгодные условия, наверняка найдутся платформы, которые ответят отказом и продолжат игнорировать закон, предупреждает Журавлев. «В законодательстве следует прописать возможности, которые позволят в принудительном порядке обращать взыскания на доходы, которые западные онлайн-гиганты получают от деятельности на территории России. От той же рекламы, например. Если это не сработает, то тут уже стоит рассматривать меры технического характера. Такие как запрет на размещение приложения, его обновления, усовершенствования и проведение трафика. Если и это не даст результата, то придется применять особо строгие меры — замедление трафика в отношении ресурсов, которые злостно не исполняют закон», — добавил Журавлев.
Он подчеркнул, что к таким методам нужно прибегать, только если другие способы не сработали, и только с соответствующим судебным актом на руках. «Только тогда проект, который был принят Госдумой в первом чтении, действительно будет иметь смысл», — заключил он.
Тем не менее пока эти меры приняты не были. Фактически сегодня штрафные санкции можно применять только по отношению к российским компаниям, нарушающим закон о распространении деструктивной информации. К иностранным — нет, вне зависимости от их действий, и даже если они ущемляют права и интересы российских пользователей и СМИ.