Легендарная книга «О вкусной и здоровой пище», выпущенная в конце 30-х годов, ознаменовала новый подход к качеству продуктов питания на государственном уровне. Как 80 лет назад, так и сейчас одним из главных центров пищевой промышленности страны является Москва. Во Всемирный день качества «Лента.ру» рассказывает, как сегодня работают столичные пищевики и какие требования предъявляются к технологиям производства.
Интересно, что многие предприятия существуют еще с царских времен. Например, Микояновский мясокомбинат ведет свою историю с 1798 года. Кстати, как раз в 30-е годы ХХ века технологами комбината были разработаны десятки марок колбас — в частности, «Докторская», «Любительская», «Чайная» и «Брауншвейгская». На основании микояновских разработок создавались ГОСТы на колбасные изделия, деликатесы и полуфабрикаты.
В Москве работает и одно из старейших кондитерских предприятий отрасли — «Красный Октябрь», основанный в 1849 году, когда его продукция эксклюзивно поставлялась к императорскому столу. Известное на всю Россию кондитерское предприятие «Рот Фронт» ведет свою историю с 1826 года, когда в столице появилась маленькая кондитерская мастерская, выпускавшая карамель. Ее леденцы охотно раскупали на городских праздниках и ярмарках.
В столице около 60 только крупных и средних предприятий пищевой промышленности и производителей напитков. Переработкой и консервированием мяса и мясной пищевой продукции занимаются 16 из них, еще два перерабатывают и консервируют рыбу, ракообразных и моллюсков, 15 выпускают хлеб и хлебобулочные изделия, 7 — шоколад и сладости, четыре — молочные продукты, 6 — напитки, остальные производят другие продукты питания.
«За восемь месяцев 2020 года столичные производители пищевых продуктов отгрузили продукции более чем на 300 миллиардов рублей. Производство за этот период выросло на 8,4 процента, в частности, увеличился выпуск мясных полуфабрикатов, консервов и хлебобулочных изделий. К качеству еды всегда предъявлялись большие требования, а в последние десять лет стандарты, в том числе процессов производства, ужесточились еще сильнее в связи с изменениями законодательной базы. Поэтому сегодня большинство наших предприятий — это высокотехнологичные автоматизированные производства. Высокий уровень их оснащения позволяет минимизировать человеческий фактор в производственных процессах, повысить контроль над ними и исключить любые возможности технологических сбоев», — сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.
На производстве ГК «Дымов», выпускающей колбасы, мясные полуфабрикаты, снеки и деликатесы, уверены: сегодня именно потребитель определяет показатели качества. Чтобы соответствовать высоким ожиданиям, на предприятии введен строжайший мониторинг на каждом этапе производства, а специалисты отдела контроля качества ежедневно участвуют в совершенствовании промышленных процессов.
«На предприятии функционирует система прослеживаемости каждой партии сырья, ингредиентов, вспомогательных материалов, готовой продукции. Она осуществляется путем присвоения идентификационного номера, который вносится во внутренние системы учета, интегрированные с ФГИС "Меркурий", на каждом этапе производственного процесса. Это позволяет выстроить цепочку прослеживаемости от входящего сырья и материалов до готовой продукции», — рассказала руководитель направления по качеству отдела контроля качества ГК «Дымов» Наталья Маршалкина.
Предприятия постоянно модернизируют мощности, чтобы соответствовать все возрастающим требованиям и стандартам.
«Эффективная конкуренция без цифровизации и современного оборудования сегодня просто невозможна, поэтому наши промышленники внедряют автоматизированные линии, роботов и другие инновационные решения. И дело не только во внутрироссийский требованиях, но и, например, в зарубежных стандартах, соблюдение которых обязательно для тех, кто планирует выходить на международные рынки. Отмечу, что только с января по август 2020 года экспорт агропромышленного сектора столицы вырос на 21,3 процента до 2,2 миллиарда долларов США, а объемы зарубежных продаж товаров пищевой и перерабатывающей промышленности — почти на 17 процентов, до 0,4 миллиарда долларов США», — рассказал руководитель департамента инвестиционной и промышленной политики Александр Прохоров.
Например, один их экспортеров — столичный кондитерско-булочный комбинат «Черемушки», который выпускает ароматный хлеб и свежую выпечку, еще в 2000 году взял курс на автоматизацию производства с привлечением передовых технологий.
В мае 2020 года на предприятии были запущены две новые технологические линии, в результате чего производительность цехов возросла в 2,5 раза. Инвестиции в проект составили около 750 миллионов рублей.
А еще сегодня на «Черемушках» трудятся роботы: один из них занимается сортировкой продукции, а другой формирует из теста ватрушки и кладет в них начинку. Скоро к ним присоединится еще один, пока он находится в процессе монтажа.
«Производственные процессы, которых мы строго придерживаемся, совершенствовались на нашем предприятии в течение 45 лет, производство сертифицировано на соответствие требованиям международного стандарта FSSC 22000, что в совокупности обеспечивает гарантию качества и безопасности продуктов, которые сходят с наших конвейеров», — рассказал генеральный директор КБК «Черемушки» Юрий Мугандин.
Московские пищевики сумели роботизировать даже выпуск каши. Например, на производстве столичной компании «РУССКИЙ ПРОДУКТ», которая уже более 20 лет выпускает бакалею, недавно была запущена роботизированная линия по изготовлению и фасовке овсяных хлопьев «Геркулес». Она оснащена роботами-упаковщиками европейского производства, которые способны обрабатывать две пачки хлопьев в секунду. Общая мощность линии, позволившей увеличить производительность на 20 процентов, составляет 40 тысяч тонн в год.
«Своей главной целью наша компания видит сохранение и развитие лучших традиций отечественного пищевого производства. Достижение этой цели невозможно без использования современных технологий. С появлением новой линии повысилась эффективность промышленных процессов, что позволило ввести новые варианты упаковки готового продукта, повысить его безопасность, полностью исключив возможность технологических нарушений. Сотрудников предприятия линия избавила от тяжелого монотонного физического труда, сделав их работу более интересной», — рассказал бренд-менеджер компании «РУССКИЙ ПРОДУКТ» Александр Ващук.
В этом году высокая автоматизация пищевиков обрела новые смыслы. В условиях, когда большинство предприятий столкнулось с необходимостью экстренного усиления мер безопасности и санитарно-эпидемиологических стандартов на производстве, производства пищевой отрасли во многом оказались к этому готовы.
На большинстве предприятий человеческий фактор уже был сведен к минимуму: производственные процессы доверили машинам, а значит, в одном цехе присутствует минимальное количество людей, что снизило риск заражения коронавирусом.
Именно так встретило пандемию, например, производство PepsiCo — производитель безалкогольных напитков и других продуктов питания.
«В Москве у нас работают два предприятия по выпуску молочной продукции. Высокие требования к качеству и жесткие стандарты, действующие для пищевых производств, для нас привычны. Мы всегда им соответствовали, и отчасти поэтому адаптация к работе в условиях пандемии оказалась для нас менее трудной. Да, работа сильно поменялась, вопросам безопасности на производстве мы стали уделять еще больше внимания. Между тем и до введения ограничительных мер у нас уже функционировали полностью роботизированные производственные линии, на которых люди были задействованы минимально. На их работу ограничительные меры, естественно, не повлияли», — рассказал директор по коммуникациям PepsiCo Россия Александр Костиков.