Почти три миллиарда человек регулярно играет в видеоигры, в России геймеров — больше 65 миллионов. Хотя многие думают, что игры только для школьников, средний возраст геймеров — 34 года. «Лента.ру» в связи с выходом PlayStation 5 рассказывает, зачем вообще людям нужны видеоигры, насколько большие деньги крутятся в этой индустрии и чего стоит ожидать от нее в ближайшем будущем.
1958 год, октябрь, штат Нью-Йорк. В Брукхейвенской национальной лаборатории — день открытых дверей. Что интересного может происходить в одной из 16 национальных лабораторий, подведомственных Министерству энергетики США? Но люди, побывавшие там в тот день, вошли в историю. Именно тогда любой желающий смог сыграть в первую видеоигру — Tennis for Two.
Ее создатель, Уильям Хигинботем, потратил на создание игры всего лишь пару часов и один осциллограф (прибор для исследования электрических сигналов). Хигинботем намеревался просто развлечь посетителей лаборатории, но сделал большой подарок всему человечеству. Спустя 60 лет почти половина населения Земли играет в видеоигры — на компьютерах, мобильных устройствах и консолях.
Есть мнение, что Хигинботем занялся разработкой видеоигры для того, чтобы показать, что наука предназначена не только для войн и разрушений. Таким образом ученый хотел искупить свое участие в разработке ядерных бомб — тех самых, которые за 13 лет до дебюта Tennis for Two, были сброшены на Японию. Так, вся игровая индустрия родилась из ядерного пепла.
Илон Маск обожает видеоигры. Среди его любимых — Fallout, Warcraft, Overwatch, Bioshock, MassEffect. Любил играть и актер десятка культовых фильмов — Робин Уильямс. Он даже назвал своих детей в честь героев одной из игр. А Снуп Дог предпочитает играть на PlayStation в спортивные игры: NBA Live 16 и Madden NFL 16. Как видно, самые разные люди увлекаются видеоиграми. И неслучайно — индустрия набрала такие обороты, что может предложить самые разнообразные развлечения трем миллиардам геймеров.
Кино, важнейшее из искусств, — уже не важнейшее. По крайней мере, куда менее прибыльное, чем индустрия видеоигр. По итогам 2019 года кинопрокат принес студиям почти 42 миллиарда долларов, в то время как видеоигры почти в три раза больше — 119 миллиардов. Одни только россияне потратили на игры в прошлом году более двух миллиардов долларов или 120 миллиардов рублей.
По итогам 2020 года ожидается рост индустрии благодаря... коронавирусу. Пандемия простимулировала развитие не только сервисов для удаленной работы и онлайн-торговли, но и индустрии видеоигр. Во время карантина люди стали и чаще играть в компьютерные игры сами, и чаще смотреть киберспортивные соревнования.
Оценить сколько времени люди потратили на видеоигры сложно, зато можно уверенно сказать, сколько часов было потрачено на просмотр прохождений игр. Игровая платформа Twitch, на которой блогеры ведут стримы того, как они играют, привлекает в среднем по 17 миллионов пользователей в сутки. За 2019 год они посмотрели 600 миллиардов минут игрового процесса — или 10 миллиардов часов.
Удивительно, но до сих пор популярно мнение, что видеоигры — это бесполезно (а многие даже называют их вредными). Казалось бы, ведь эти 10 миллиардов человеко-часов можно было потратить на благо всей планеты или хотя бы своего родного двора. Но не нужно спешить с выводами.
Китайские нейрофизиологи и психологи провели исследование и выяснили, как увлечение компьютерными играми влияет на работу мозга. Ученые собрали группу из 38 студентов, половина из которых профессионально играла в ролевую игру с элементами стратегии League of Legends, где участники в команде разрушают башни врагов. Она требует от участника умения стратегически мыслить, быстро следить за происходящим на экране и оперативно реагировать.
Участников исследования попросили в течение двух часов сидеть за компьютером с прикрепленными к голове электродами. При появлении на экране определенных символов нужно было нажать кнопку. Оказалось, что, во-первых, профессиональные игроки быстрее реагировали на символы, а во-вторых, они правильно нажимали кнопку в 96-98 процентах случаев. Обычные игроки справились с заданием в 86 процентах случаев. Результаты электроэнцефалограммы показали, что мозг профессиональных игроков также реагировал на сигналы активнее и анализировал их на 50-100 миллисекунд быстрее, чем у обычных игроков. Казалось бы — не так уж много, и тем не менее.
Вероятнее всего, заядлые геймеры руководствуются не повышенной скоростью реакции, делая выбор вновь погрузиться в ту или иную игру. Так почему же людям так нравятся видеоигры? Причин здесь несколько.
Британский исследователь искусственного интеллекта и геймдизайнер Ричард Бартл многие годы изучал, как личность и интересы игрока влияют на игровой процесс. В 1996 году он опубликовал статью, в которой выделил четыре основных типа игроков — Убийцы, Охотники за достижениями, Исследователи и Общительные. «Я рассказал о своих находках не для того, чтобы просто сказать, что все игроки делятся на четыре типа, — прокомментировал Бартл. — Мне хотелось показать другим геймдизайнерам, что в их игры играют по-разному».
Согласно исследованию Бартла, у всех игроков есть свои предпочтения в плане игрового процесса. «Общительные» игроки стараются во всех играх завязать отношения с другими игроками — они чаще всего предпочитают MMORPG. «Охотники за достижениями» в основном занимаются накоплением очков статуса (опыта, валюты, различных редких предметов и других внутриигровых достижений).
Авторы еще одного исследования развивают идеи Бартла. Они считают, что компьютерные игры дают игрокам три возможности, которые и привлекают к видеоиграм — «действовать по принципам собственного понимания», «испытать собственные силы» и «взаимодействовать с другими представителями сообщества». Исследователи утверждают, что удовольствие от видеоигр не появляется само по себе — оно результат удовлетворения определенных потребностей. Любители соревнований состязаются с другими игроками. Одинокие люди ищут общения. Каждый делает то, что ему хочется. Ну а в ролевых играх игрок ищет себя, как говорил Бартл.
Учитывая популярность видеоигр, не удивительно, что новое поколение консолей ждут по всему миру. Например, компания Sony, создавшая новую консоль, собирается удивить игроков не только эксклюзивными играми, но и рядом выдающихся технических характеристик консоли. Но обо всем по порядку.
В начале ноября вышла «MARVEL Человек-Паук: Майлз Моралес» (доступна на PlayStation 4 и PlayStation 5). Она отлично смотрится и играется и на текущем, четвертом поколении, но пятое должно подарить совершенно новый опыт. Предыдущая часть задала высокую планку. Можно было буквально ощутить себя в красно-синем костюме — в частности игровые журналисты рьяно нахваливали одну из главных фишек супергероя, передвижение по прекрасному Нью-Йорку с помощью паутины; динамичную боевую систему; продуманный сценарий, вызывающий сопереживание главным героям.
История Майлза Моралеса сохраняет лучшее, что подарил игрокам оригинал, однако добавляет ко всему этому лоска. Стоит хоть раз увидеть разницу между тем как игра выглядит на PlayStation 4, и тем, что предлагает пятая консоль — и становится ясно, что это действительно новое поколение.
К счастью для тех, кто уже пользуется PlayStation, большинство игр с четвертого поколения буду работать и на пятом.
Это позволит уже известным историям раскрыться новыми гранями. С выходом консоли, для подписчиков PS Plus станет доступна коллекция культовых игр определивших нынешнее поколение консолей: Batman ™ Arkham Knight, Bloodborne, Fallout 4, God of War, Monster Hunter: World, Persona 5 и другие.
В полноте же своей новые технологии PlayStation 5 раскроются в новых играх, релиз которых состоится в 2021 году: God of War. Ragnarok, Horizon Forbidden West, Ratchet & Clank: Сквозь миры, Gran Turismo 7, Resident Evil Village.
PlayStation 5 вышла в России 19 ноября, она стоит 37 999 рублей за Digital издание и 46 999 — за Ultra HD Blue-Ray. Разницы в мощности нет, только в наличии дисковода. Если вам негде хранить коробки с дисками, то Digital издание — хороший выбор, особенно учитывая простоту покупки игр в PS Store. В консоль встроен сверхскоростной SSD (игры будут загружаться молниеносно), она поддерживает режим трехмерного звука с технологией Tempest 3D AudioTech, а также позволяет выводить изображение в 8K. Видеоигры и 20 лет назад были искусством, а теперь это искусство — высокотехнологично.
Оценить мощность нового поколения консолей PlayStation можно уже сейчас.