Силовые структуры
00:02, 18 ноября 2020

Гражданин Икс 30 лет назад арестовали Чикатило. История главного маньяка СССР в документах из закрытых архивов

Игорь Надеждин (Специальный корреспондент отдела «Силовые структуры»)
Фото: Wojtek Laski / East News

«Лента.ру» начинает серию публикаций к 30-летию ареста Андрея Чикатило — самого известного советского маньяка, убившего по меньшей мере 44 человека. 20 ноября 1990 года его задержали в Ростовской области и отправили в следственный изолятор КГБ СССР. Имя Чикатило стало нарицательным, его преступления вошли во все учебники по криминалистике, а образ маньяка оставил заметный след в массовой культуре. Уникальные материалы дела советского маньяка №1 из судебного и других архивов изучил корреспондент «Ленты.ру» Игорь Надеждин.

Кровавая жатва

6 сентября 1983 года — дата на первом листе уголовного дела Андрея Чикатило. Как установит следствие, маньяк причастен к серийным убийствам, изнасилованиям и надругательствам над десятками жертв, большая часть из которых — дети. На суд следователи выйдут c 223 томами уголовного дела.

При этом процесс над маньяком будет проходить без гособвинителя: это станет по-настоящему беспрецедентным случаем в истории не только советского, но и российского права. Впрочем, в истории с Чикатило материалы дела, что называется, говорили сами за себя...

Все началось 27 июня 1982 года. Тогда в лесополосе возле поселка Донской нашли тело 13-летней Любы Бирюк. Три месяца спустя, 21 сентября 1982 года, в лесополосе города Шахты было обнаружено тело неизвестной молодой женщины (несколько лет спустя выяснится: погибшая — 19-летняя Ирина Карабельникова, убитая 8 сентября 1982 года).

27 октября 1982 года. В лесополосе рядом с перегоном Каменоломни — Персиановка нашли кости молодой женщины с признаками насильственной смерти. Кто она — до сих пор неизвестно. На этом страшные находки в Ростовской области прекратились — но лишь до весны.

10 апреля 1983 года на поле совхоза №6 города Новошахтинск нашли тело девятилетней Оли Стальмаченок. 8 августа 1983 года в роще Авиаторов, прилегающей к Российской улице в Ростове-на-Дону, было обнаружено тело 13-летней Иры Дуненковой, воспитанницы школы-интерната для умственно отсталых детей.

А 28 августа 1983 года в той же роще Авиаторов, прилегающей к Можайской улице, был найден мертвым семилетний Игорь Гудков. При этом все жертвы были убиты схожим образом.

Только после этого следователи поняли, что, по всей видимости, столкнулись с серией убийств. 6 сентября 1983 года уголовные дела всех погибших соединили вместе — и по распоряжению заместителя прокурора Ростовской области была создана следственно-оперативная группа для поимки загадочного ростовского маньяка.

Дело дураков

Уже на следующий день оперативники областного уголовного розыска по подозрению в причастности к угону машины задержали 20-летнего Валерия Шабурова — умственно неполноценного пациента психоневрологического интерната с диагнозом «Олигофрения в степени имбецильности».

Почему Шабурова задержали именно оперативники областного угрозыска, а не сотрудники территориального отдела милиции, так и осталось загадкой. Но на допросе у матерых сыщиков молодой человек сразу признался, что совершил изнасилование и убийство мальчика и девочки — именно так было указано в рапорте на имя следователя прокуратуры. Впрочем, на допросах у прокуроров Шабуров быстро стал менять показания.

О каждом случае убийства несовершеннолетнего, к тому же связанного с изнасилованием, и тогда и сейчас немедленно докладывают в Генпрокуратуру. За следствием устанавливается повышенный контроль, а регион, где оно проходит, начинают упоминать в высоких кабинетах. Быстрому раскрытию таких дел всегда придается особое значение.

Вот и в случае с Ростовской областью следователи и милиционеры поспешили рапортовать о задержании подозреваемых, но убийства продолжались. 28 октября на окраине Новошахтинска нашли убитой неизвестную женщину, причем травмы на ее теле были очень похожи на те, что эксперты фиксировали раньше.

Два дня спустя, 30 октября 1983 года, в лесополосе у хлопчатобумажного комбината города Шахты нашли мертвой еще одну женщину, причем убийца отсек ей обе молочные железы и унес их с собой. А 1 января неподалеку от станции Персиановка обнаружили убитого и изнасилованного 14-летнего мальчика.

На все это из Ростова в Москву, в прокуратуру РСФСР, сообщали: мол, разобрались — убийства совершили друзья арестованного Каленика специально для того, чтобы отвести от него подозрения. Исполнители уже установлены, с ними работаем.

Но такая постановка вопроса не могла не насторожить столицу.

«Он быстро понял: арестованы невиновные»

Одним из тех, кто по долгу службы следил за ростовскими убийствами, был Исса Костоев, в 80-е годы — заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры РСФСР. Он вспоминает, что из Москвы в Ростовскую область для контроля расследования серийных убийств был направлен очень опытный сотрудник прокуратуры Владимир Казаков.

В материалах уголовного дела Андрея Чикатило действительно содержатся очень убедительные данные о причастности Юрия Каленика ко всем убийствам: и в протоколах допросов, и во время проверки показаний на местности он подробно и правдоподобно сообщал о совершенных преступлениях.

Каленик рассказывал, как гулял, как нападал и как убивал, много раз ударяя жертв ножом в глаза и в грудь. Более того, он указывал на своих подельников — в частности, на Леонида Турова.

За это время выяснилось, что ни на одежде, ни на вещах Турова не нашли следов крови, о которых рассказывал Каленик. А уже через месяц после задержания Леонида выяснилось: во все дни убийств он «находился на рабочем месте, что подтверждается табелем учета рабочего времени и показаниями свидетелей».

Тем не менее подозреваемым он был до 10 июля 1985 года — милиционеры, как вспоминают следователи, «спинным мозгом чувствовали, что он причастен и вот-вот себя выдаст».

Тогда же Каленик указал на еще одного своего приятеля по детскому дому по фамилии Величко. Тот категорически отрицал свою причастность к убийствам, но указывал на других людей, которые рассказывали ему подробности этих преступлений. Величко утверждал: именно они, рассказчики, совершают изнасилования в Ростовской области.

Бой бульдогов под ковром

20 сентября 1984 года Каленика приговорили к 2,5 года за угон машины, но он продолжал оставаться в СИЗО-1 УВД Ростоблисполкома. Однако любому мало-мальски грамотному юристу было ясно: Каленик к убийствам не причастен — его постоянно консультирует кто-то, знакомый не только с материалами уголовного дела, но и с оперативными данными.

Причем признательные показания Каленика «под протокол» чередовались с его заявлениями о том, что он оговорил себя и своих друзей под давлением сокамерников, которые сообщали, что нужно рассказать следователям прокуратуры. А уже 11 ноября Каленик написал новую явку с повинной, в которой перечислил другие совершенные им убийства.

Между тем прокурор-криминалист Владимир Казаков продолжал утверждать: показания Каленика ложные, а материалы успешно расследованного уголовного дела фальсифицированы. Возник межведомственный конфликт.

2 октября 1984 года совместным приказом прокурора Ростовской области и начальника УВД Ростоблисполкома была создана следственно-оперативная группа, руководителями которой назначили прокурора-криминалиста прокуратуры РСФСР Владимира Казакова и начальника уголовного розыска области Михаила Фетисова.

При этом на показания Каленика внимание больше не обращали: всем было ясно, что он играет роль, написанную сотрудниками милиции, желавшими рапортовать об успешном раскрытии.

А общее руководство группой поручили заместителю прокурора области Николаю Сухорукову и заместителю начальника УВД Ростоблисполкома, полковнику милиции Павлу Чернышеву. В будущем полковник Чернышев сыграет огромную роль в деле Чикатило.

Ход Горбачева

Только 15 февраля 1985 года в материалах уголовного дела появилась первая бесспорная зацепка: на телах четырех из 21 жертв нашли сперму мужчины с четвертой группой крови (у Юрия Каленика она была первой).

А к 18 июня того же года число убийств в серии возросло до 23. Тщательно проверяя отказные материалы и приостановленные уголовные дела, сотрудники следственно-оперативной группы нашли еще два тела женщин, о которых местные правоохранительные органы ранее не сообщали.

Кроме того, судебные медики и криминалисты, повторно исследовав вещдоки, нашли сперму мужчины с четвертой группой крови еще на пяти телах.

В итоге 26 мая 1985 года Владимир Казаков написал большую докладную записку на имя заместителя прокурора РСФСР Наместникова, курировавшего следствие по особо важным делам. Автор записки привел все свои аргументы и приложил 26 листов из материалов уголовного дела.

К слову, поскольку они состояли на учете в психиатрических диспансерах, расследование дела Чикатило до 1985 года до сих пор называют «делом дураков». Но ситуация к определенному моменту стала выглядеть слишком неприглядной: на уровне Генеральной прокуратуры СССР и ЦК КПСС разразился грандиозный скандал.

«Проверяются лица, имеющие власть»

Как вспоминает Исса Костоев, в Москве собрали всех руководителей правоохранительных органов Ростовской области, посадили их за стол и стали слушать. Товарищи из УВД и областной прокуратуры стояли на своем, а Владимир Казаков опровергал их доводы. Но за спором наблюдали люди опытные: они быстро поняли, что происходит на самом деле.

Впрочем, дело в отношении силовиков в итоге спустили на тормозах: уже в октябре следствие из Москвы передали прокурору Ростовской области Янюшкину. А 25 ноября 1985 года дело против милиционеров и вовсе прекратили за недоказанностью.

На том же самом совещании генпрокурор СССР Александр Рекунков назвал фамилию следователя, которому предстояло разобраться в серии убийств: им стал Исса Костоев. Выбор был не случайным: с 1982 по 1984 год Костоев в обстановке секретности расследовал в Ростовской области серию коррупционных преступлений.

Он отправил под суд 18 прокуроров, десять адвокатов, несколько судей (в том числе председателя районного суда) и получил данные о причастности к взяточничеству первого заместителя министра сельскохозяйственного машиностроения СССР Вишнякова — он был арестован во время заседания комитета партийного контроля.

К тому моменту Костоев хорошо изучил и правоохранительные органы Ростовской области, и особенности региона. 10 ноября 1985 года старший советник юстиции Костоев принял к своему производству дело о серийных убийствах.

Фоторобот Андрея Чикатило

В тот же день он полностью изменил состав следственной группы. Вторым руководителем был назначен Владимир Колесников, тогда — заместитель начальника управления уголовного розыска (УУР) УВД Ростоблисполкома. В группу сразу включили 44 человека, в том числе 16 следователей и 22 оперативников.

Именно с того дня, по сути, и началось полноценное расследование дела Андрея Чикатило. Уже позже, после анализа всего наработанного материала, будут списаны более 100 томов с информацией, не имеющей никакого отношения к делу.

Следственная группа подняла очень много дел, проверила всех судимых за изнасилования и психически больных. Были запрошены данные во всех республиках, краях и областях СССР — и получена информация о людях, пропавших без вести, а также об убийствах, похожих на ростовские.

Следователи поняли, что загадочный маньяк наносит жертвам множественные удары в глаза, вырезает внутренние и наружные половые органы, а одежду жертв уносит с собой и выкидывает на небольшом расстоянии от мест преступлений. Кроме того, первые полученные описания серийного убийцы позже помогли составить его фоторобот.

Но время было сильно упущено. А до задержания настоящего убийцы пройдет еще пять долгих лет.

Продолжение следует.

< Назад в рубрику