Пандемия, локдаун и самоизоляция — временные явления, рано или поздно коронавирус будет остановлен, а крупному мегаполису необходимо постоянно развиваться. Поэтому правительством Москвы финансируется и такая «точка роста», как благоустройство жилых районов и общественных пространств — например, в 2021 году в столице планируют потратить на развитие городской среды почти 100 миллиардов рублей. О комплексном эффекте, который возникает после благоустройства столицы, — в материале «Ленты.ру».
Почти все свои средства — 93 процента — Москва собирается вложить в реализацию городских программ, в частности — в развитие здравоохранения и социальную поддержку жителей. Значительная часть этих денег пойдет на программы строительства и модернизации городской инфраструктуры. В ближайшие три года в столице планируют построить 91 здание для школ и детских садов, 30 поликлиник, 18 больничных корпусов и 29 спортивных сооружений. Метрополитен прирастет 58,1 километра линий и 25 новыми станциями, продолжится обновление парка поездов подземки.
В проекте городского бюджета предусмотрены расходы на благоустройство города. По сравнению с показателями предыдущего периода в 2021 году расходы оптимизированы на 37 процентов. Комплексное благоустройство города — это не только дорожные покрытия, но еще и инженерные сети, ремонт ливневой канализации, устройство видеонаблюдения, освещения. Благоустройство имеет мультипликативный эффект, улучшает облик города, обеспечивает рабочими местами 50 тысяч человек и дает развитие малому и среднему бизнесу.
Модернизация городского хозяйства тоже в списке, хотя и не на первых местах. Такому крупному финансовому и административному центру, как Москва, сегодня останавливаться в развитии непозволительно. Транспорт и связь, благоустройство и озеленение, жилищное строительство и комплексное развитие общественных пространств — мелочей здесь быть не может.
Член комиссии по экономике и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты РФ Вадим Ковалев считает, что у Москвы есть исторические проблемы: «На протяжении последних десятилетий застройка города велась в первую очередь на окраинах, что стало причиной территориального неравенства и пробок на дорогах. Вложения в инфраструктуру способствуют выравниванию качества городской среды и окраинные районы перестают быть "спальными" — то есть теми, где нечего делать. Новые районы формируются по принципу "город в городе", а в уже сформированных принимаются меры по выравниванию качества городской среды — прежде всего в таких ключевых с точки зрения качества жизни сферах, как работа, образование и досуг». По мнению Вадима Ковалева, «еще одна альтернатива постоянному росту нагрузки на городскую периферию — использование территориальных резервов ближе к центральной части города». Таким резервом являются бывшие промзоны. Урбанисты используют термин «ржавый пояс», который красноречиво говорит об их нынешнем статусе. Сегодня эти территории, занимающие 17 процентов площади города, из «груза» превращаются в ресурс: они активно застраиваются. «Приоритетом является коммерческая недвижимость, то есть будущие рабочие места. Жилье составляет только 30 процентов застройки, причем на некоторых территориях жилье вообще не планируется», — сообщил член комиссии по экономике и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты РФ.
В планах на 2021 год — новые маршруты городского трафика, зоны отдыха, торговые площадки и туристические кластеры. Все они должны стать точками роста московской экономики, создав дополнительно новые рабочие места и принося ощутимые средства в городской бюджет.
В этом году успешно завершены работы по благоустройству парка Северного речного вокзала, территорий возле стадиона «Динамо», Большого Старомарковского пруда в усадьбе Архангельское-Тюриково, скоро закончится благоустройство Даева и Ананьевского переулков. В Новой Москве к концу года откроют экопарк «Летова тропа» площадью в 40 гектаров. Там жители Сосенского и других ближайших районов смогут не только отдохнуть на природе, но и заняться спортом: в парке появится пятикилометровая лыжно-беговая трасса.
Все эти проекты смогли поддержать темпы развития города и стимулировали его экономическую активность, в том числе занятость населения. Так, постоянный спрос на материалы и конструкции, востребованные при оформлении городских пространств, привел к запуску новых предприятий по их производству.
Еще лучше экономический эффект от благоустройства виден на примере торговли. Оборот торговых точек на обновленных пространствах увеличивается в разы благодаря притяжению горожан к благоустроенным территориям. Растущие обороты сферы торговли и услуг приводят к увеличению налоговых поступлений в городской бюджет. Так, за последние годы обороты магазинов и кафе увеличились на 20-30 процентов, а стабильно увеличивавшийся до пандемии туристический трафик привел к росту налоговых поступлений от разнообразных фестивалей. После завершения пандемии окупаемость капитальных затрат на московское благоустройство будет занимать один-два года.
Сооснователь федерального портала о недвижимости Move.ru Александр Дужников отметил, что «в Москве и Санкт-Петербурге выделяются большие бюджеты на озеленение улиц, содержание парков, организацию городских общественных пространств и арт-объектов, то есть фактор туристической привлекательности является очевидным». Он обратил внимание на скрытую выгоду такого вложения средств. «Важнейшим фактором развития малого бизнеса в городе становится внутренняя миграция жителей, — объясняет Дужников. — Мотивация выходить из дома помимо основной занятости — работы или учебы — связана с удобством передвижения между районами и городской инфраструктурой. Когда человек много перемещается, он пользуется услугами транспорта, а это прибыль от налога на авто, бензин, такси и от платы за проезд в метро, или питается вне дома — соответственно, налоги от фуд-кортов, кафе и ресторанов». По словам Александра Дужникова, развитие городской инфраструктуры существенно улучшает рекреационные ресурсы агломераций. «Постсоветское мнение о том, что человек должен много работать, на долгое время лишило инвестиций эту часть городской среды, — уверен Дужников. — Но отдохнувший человек более продуктивен, он больше зарабатывает и больше тратит, что становится бесспорным катализатором деловых и экономических процессов».
Вадим Ковалев тоже считает, что «все эти инвестиции влияют на качество жизни москвичей, например, способствуя снижению уровню преступности». Еще один пример — программа развития технопарков, которая охватывает почти всю территорию города. Это та самая поддержка малого бизнеса, о которой принято говорить, и создание рабочих мест для москвичей.
Создание комфортной городской среды — самый окупаемый из всех инвестиционных проектов, которые реализуются в Москве. В этом случае каждый вложенный в развитие города рубль возвращается в экономику.