19 ноября в России начинаются продажи PlayStation 5, консоли нового поколения от Sony. Противостояние компаний в прошлом поколении закончилось, даже не начавшись, и Sony смогла продать в разы больше приставок, чем Microsoft. В этот раз расклад сил гораздо интереснее, потому что у PlayStation с Xbox совершенно разное позиционирование. «Лента.ру» рассказывает о том, как Sony заходит в «некст-ген», во что играть и стоит ли обновляться.
В новое поколение консолей Sony приходит с двумя версиями PlayStation 5: c дисководом и без. Эти версии отличаются лишь наличием привода и ценой (версия с дисководом на девять тысяч дороже), а все остальные характеристики у них абсолютно идентичны, как и внешний вид. И как раз внешний вид — одна из самых впечатляющих частей PS5 во всех смыслах. Компания полностью переосмыслила дизайн приставки и отошла от функциональности в пользу эмоциональности, сделав немало «рюшечек» просто для красоты. Такой подход сейчас редко встретишь, чаще производители пытаются, наоборот, «скрыть» свой продукт. Консоль будет выделяться на фоне остальной бытовой техники в любом интерьере и органично вписать ее, чтобы она осталась незаметной, не получится. Но оно и не нужно.
Еще она будет выделяться на общем фоне за счет размеров. Уже сотню раз говорено, какая PS5 большая и тяжелая даже в сравнении с Xbox Series X, который сопоставим по характеристикам, и вот это уже может стать проблемой, потому что найти подходящее место для нее не всегда получится. Да, Sony дала возможность поставить консоль и вертикально, и горизонтально — с помощью специальной ножки, но консоль высокая, поэтому лежа она влезет не в каждую нишу под телевизором. Так что ситуация, когда ради PS5 придется менять тумбу под телевизор, вполне реальна.
Сама консоль выглядит по меньшей мере вызывающе и привлекает внимание. Белые матовые пластины по бокам, в центре — черная глянцевая вставка, все это с подсветкой и кучей мелких деталей, вроде шагрени на внутренних сторонах панелей. Пока она доступна лишь в одном цветовом варианте. Проблема лишь в черном глянцевом пластике, который Sony старается вставить в каждую консоль. Эта панель покрывается царапинами и пылью в первые дни использования, а все попытки ее протереть приводят к появлению еще большего количества царапин.
Sony активно делилась характеристиками PS5 на протяжении всего года, и те, кому реально было интересно, что же там осталось от RDNA 2 и как реализована система охлаждения процессора, уже и так все знают. Если совсем кратко: здесь установлен кастомный восьмиядерный чип от AMD на архитектуре Zen 2 частотой до 3,4 гигагерц, видеокарта от AMD на архитектуре RDNA 2 с производительностью 10,3 терафлопса, оперативной памятью 16 гигабайт GDDR6 и пропускной способностью 448 гигабайт в секунду.
В теории игры могут работать в 4К при 120 кадрах в секунду, но в реальности таких значений не встретить: либо одно, либо другое. Чаще всего удается получить динамическое 4К при 30 кадрах в секунду с трассировкой лучей (технология, отслеживающая взаимодействие отдельных лучей света с поверхностью, позволяющая построить достоверные отражения и тени), либо 60 fps без подобных визуальных украшательств. Если еще снизить планку качества картинки, можно и 120 кадров получить, что уже демонстрируют новая Call of Duty и улучшенная версия Devil May Cry.
Вместе с PS5 Sony выдала для тестов один из своих телевизоров с пометкой Ready for PlayStation 5 — Sony XH90, что указывает на полную совместимость с консолями следующего поколения. Так, два из четырех портов могут выдавать контент в 4K при 120 fps, а также, после обновления прошивки, появилась поддержка VRR (переменная частота кадров, аналог G-Sync и Freesync, устраняющая вертикальные разрывы кадра и делающая картинку более плавной), ALLM (автоматический переход в режим с пониженной задержкой, у Sony XH90 она составляет 7,2 миллисекунды), динамический HDR и другие технологии, появившиеся с новым стандартом HDMI.
В сравнении с моделями 2018 и 2019 годов по схожей цене, разница в картинке не такая серьезная, даже если у телевизора нет HDMI 2.1. Со стороны Sony это одновременно и способ продвинуть свои панели, и упростить жизнь покупателям, потому что вопросы о том, какой телевизор подойдет к PS5, будут звучать еще долго. Разумеется, для работы консоли и всех названных выше технологий не нужен конкретный телевизор с припиской «готов к PlayStation 5», подойдет что угодно с HDMI 2.1. К тому же у стандарта есть обратная совместимость, так что устройство прекрасно заработает с более старым оборудованием. Однако новое поколение консолей станет для многих поводом обновить свои телевизоры, купленные пять, а то и больше лет назад, потому что даже поддержка HDR полностью меняет ощущения от картинки.
Но качество графики и количество кадров — лишь верхушка айсберга в случае с консолями нового поколения. Более мощное впечатление от использования PS5 оставляет SSD-накопитель со скоростью чтения 5,5 гигабайта в секунду. Сравнивать с PS4 тут вообще нет смысла, потому что там скорость была 50-100 мегабайт в секунду, из-за чего игры могли грузиться по несколько минут. Здесь же запуск консоли происходит за 20 секунд (именно запуск, а не вывод из спящего режима), запуск игры занимает еще 15, а загрузок внутри самой игры будто и нет вовсе.
Использование такого накопителя открыло возможность и для других, более любопытных решений. Так, для многих игр есть отдельная вкладка «Активности», которая позволяет моментально запустить игру с определенной точки. Например, можно перепройти отдельную миссию для получения достижения или допройти незаконченный уровень. Однако пока слишком мало примеров, чтобы в полной мере оценить влияние, которое окажет переход на быстрый SSD в этом поколении консолей. Можно лишь рассуждать о том, что игры избавятся от всех тех узких коридоров и затяжных поездок в лифтах, которые создавались исключительно для подгрузки локации, быстрое перемещение будет по-настоящему быстрым, а перед разработчиками откроется больше способов разнообразить геймплей, как в Ratchet & Clank: Rift Apart с моментальным перемещением между параллельными мирами.
Но SSD в PS5 всего на 825 гигабайт, чего катастрофически мало в условиях, когда большая игра с открытым миром может весить 100 гигабайт, а Call of Duty со всеми обновлениями — вообще под 250. А если учесть место, которое занимают системные файлы, игроку доступно около 660 гигабайт, чего с трудом хватит и на десяток игр. На данный момент это пространство можно расширить лишь внешним USB-накопителем, с которого позволят запускать исключительно игры для PlayStation 4. Еще в консоли предусмотрено место для классического M.2 NVMe SSD от сторонних производителей, однако сейчас порт отключен, и даже если туда поставить накопитель, ничего не произойдет.
Ощущение следующего поколения дает и новый геймпад DualSense. У него два ключевых отличия от прошлых геймпадов Sony: адаптивные курки и тактильная обратная связь. Первая создает усиление на триггерах, имитирующих взаимодействие с предметами. Здесь проще описать на примерах: в Horizon Forbidden West игрок будет чувствовать натяжение тетивы лука, в Gran Turismo 7 будет имитация нажатия педали газа, в Call of Duty триггер дергается в такт стрельбе из винтовки, а в NBA 2K21 нажатие становится более тугим по мере усталости баскетболиста. Для каких-то одиночных проектов и казуальных игр эта технология работает отлично и реально добавляет новый способ взаимодействия с игрой, но в соревновательных режимах это только мешает, так что в той же Call of Duty это лучше отключить.
Вторая особенность — тактильная обратная связь — тоже направлена на включение тактильных ощущений при игре. Чем-то это напоминает HD-rumble в джойконах Nintendo Switch и Taptic Engine в iPhone. Так, геймпад будет по-разному вибрировать в зависимости от поверхности, по которой двигается главный герой, определить направление, с которого по нему стреляют, или понять, по какой поверхности бьет сам герой.
Из других мелочей — акселерометр и гироскоп стали точнее, динамик чуть качественнее, но еще в геймпад встроено два микрофона. Благодаря системе шумоподавления он неплохо передает голос и его достаточно для общения с другими игроками, но это еще и новый способ управления. Пока есть один пример — Astroʼs Playroom, где в микрофон надо дуть, но этот случай скорее исключение, чем то, что будет встречаться в каждой второй игре.
Несмотря на все это есть большие сомнения, что в мультиплатформенных проектах будут поддерживать все функции DualSense. Даже в эксклюзивной для PlayStation Marvelʼs Spider-Man: Miles Morales никак не задействованы адаптивные курки, хотя вариантов найти им применение была масса.
В остальном же геймпад вполне комфортный в использовании. По фотографиям кажется, что он гигантский, под стать самой PlayStation 5, но в реальности это не так — он немного больше DualShock 4. Форма теперь больше напоминает геймпад от Xbox, но с симметричным расположением стиков и кнопкой Create вместо Share (хотя ее назначение не изменилось). По сравнению с DualShock 4 вес немного увеличился, а время работы, несмотря на включение новых сенсоров и датчиков, осталось таким же: около восьми часов непрерывной игры. Интересно, появятся ли на рынке «профессиональные» версии геймпадов и сколько они будут стоить? И станет ли Sony выпускать накладку с дополнительными кнопками, как для DualShock 4?
Запуск PlayStation 5 можно назвать самым успешным в истории Sony по количеству доступных на старте игр. Тут есть и достойные эксклюзивы, которые не выглядят как технодемки, и несколько интересных проектов от сторонних издателей, адаптировавших свои игры под новое поколение, и почти вся библиотека PlayStation 4 по обратной совместимости.
Во что конкретно можно играть на старте?
Astro’s PlayRoom
С этой игры лучше начать свое знакомство с PS5. Она не отличается какой-то запредельной графикой или сюжетом, зато это интерактивная инструкция для новых обладатели консоли с тем, что умеет DualSense и как им пользоваться. Здесь демонстрируются возможности системы адаптивной отдачи, адаптивных курков, возможности микрофона и гироскопа для управления героем. Пока это одна из самых любопытных игр, если оценивать ее по уровню выдумки разработчиков и тому, какое количество неожиданных решений можно встретить в одном проекте на пару часов.
Marvelʼs Spider-Man: Miles Morales
Дальше идет уже полноценная игра, демонстрирующая не возможности отдельных аксессуаров, а всю мощь PlayStation 5 — Marvelʼs Spider-Man: Miles Morales. Это спин-офф к игре 2018 года, который не сильно связан с историей оригинала и дает лишь небольшую затравку перед сиквелом, который когда-то должен выйти. Соответственно, и проходится он недолго — на сюжетную кампанию с редкими переключениями на сторонние квесты она займет всего шесть часов. Но это все равно одна из лучших игр, когда-либо выходивших на старте поколения, и уж точно лучше всего того, что было на запуске PS4.
Игра рассказывает о новом Человеке-пауке, которым стал Майлз Моралес, пока главный — Питер Паркер — в отпуске в Европе. Она дает немного иной взгляд на жизнь супергероя, который не так давно получил способности, но уже должен спасать город от суперзлодеев. Впрочем, история гораздо компактнее, чем в оригинале, и в первую очередь Майлз хочет защитить свой родной Гарлем, а уже потом заботится о судьбе всего Нью-Йорка. Тут нет такого эпика, как в первой игре, но некоторые эпизоды поставлены даже лучше и зрелищнее.
Впрочем, при разговоре о новом поколении это все волнует в меньшей степени, гораздо интереснее, какую картинку можно получить на PS5. И тут игра повергает в шок. Во-первых, есть два режима работы: «красивый» — с трассировкой лучей и повышенным разрешением, но 30 fps, и «производительный» — с упрощенным светом и отражениями, зато с 60 fps. И лучше всего играть в первом режиме, потому что с ним становится понятно, зачем вообще нужна новая консоль. В стеклах небоскребов отражается все, что есть в кадре и чего нет, в том числе и сам герой, в линзах Человека-паука можно увидеть отражения объектов перед ними, а осколки стекол достоверно преломляют свет. Свет при этом гораздо мягче и правильно заполняет пространство. В процессе игры консоль не шумит совсем, а из вентиляционных отверстий выходит еле теплый воздух.
Но здесь никак не задействованы функции DualSense. Курки не становятся туже по мере натяжения паутины, вибрация геймпада не меняется в зависимости от поверхности, по которой идет Майлз. Речи об использовании гироскопа и микрофона тут вообще не идет. К тому же Marvelʼs Spider-Man: Miles Morales вышла и на PS4, так что оценить ее можно и на прошлом поколении. Хотя смысла в этом мало, потому что игра создавалась с прицелом на PS5, и в отрыве от нее она выглядит как небольшой отрезок полноценного проекта.
Demon’s Souls
На старте новой консоли Sony решила воскресить культовый проект с PS3, который стал основой для всего жанра «Souls-like игр». Изначально в Demon’s Souls никто не верил, потому что уж слишком нишевой была игра, а теперь это игра, которая должна продавать новое поколение консолей.
Знакомые с серией люди уже понимают, о чем речь, а для других это будет очень необычное приключение. Во-первых, она невероятно сложная, требующая от игрока заучивания таймингов атак противников и продумывания каждого своего действия. Следом за этим идет жестокое наказание за ошибки — в случае смерти герой теряет весь заработанный опыт и имеет всего один шанс вернуть его, добравшись до места смерти. Добавляется к этому необычная система мультиплеера, где формально игрок путешествует один, но видит оставленные другими игроками записки, а также рискует наткнуться на других игроков в виде фантомов, которые пришли вовсе не поздороваться. С другой стороны, тут еще нет той массы усложнений из прошлых частей, поэтому играется она сравнительно проще, чем последующие игры.
Стоит оговориться, что ремастером занималась не FromSoftware, а студия Sony Bluepoint Games, которая до этого работала над новыми версиями Shadow of the Colossus, Gravity Rush и коллекцией Uncharted. Поэтому никакого переосмысления оригинала здесь нет, лишь вытянули графику на уровень, достойный PS5. Здесь тоже работает рейтрейсинг, и само качество картинки и дальность прорисовки гораздо выше всего того, что было в прошлых частях серии Souls. А еще тут активно используют адаптивную отдачу, с которой геймпад вибрирует практически по любому поводу, начиная от удара мечом по стене и заканчивая событиями в кат-сценах.
Sackboy: A Big Adventure
Платформер Sackboy: A Big Adventure полная противоположность Demon’s Souls. Это отдельная игры про героя из LittleBigPlanet — Сэкбоя. В целом о нем нечего сказать, кроме того, что игра получилась яркой и очень цветастой. Показать всю мощь из PS5 она не в состоянии, но все равно выглядит достаточно симпатично. Какого-то второго дна и сложности, как в Crash Bandicoot или Rayman Origins/Legends, здесь нет. Это игра для всей семьи, в которую смогут без проблем играть и дети, и взрослые.
Мультиплатформа
Большую часть библиотеки PS5 на старте составляют игры от сторонних разработчиков. Речь именно об оптимизированных под новую консоль играх, а не просто о том, что доступно по обратной совместимости. Однако здесь уместнее всего будет просто перечислить самые интересные игры, потому что описание того, кто из разработчиков и как подошел к оптимизации игр, — тема для отдельного материала
Ubisoft на старте выпустила патчи для Assassin’s Creed Valhalla и Watch Dogs Legion, оптимизирующие работу игр под новое поколение. Также доступна новая Call of Duty: Black Ops Cold War, способная работать либо в режиме повышенной производительности, либо с повышенной «красотой». Вышли обновленные версии Devil May Cry 5, Borderlands 3, Mortal Kombat 11, Overcooked, WRC 9, Fortnite, Observer, Dead by Daylight и еще нескольких менее любопытных игр, типа Poker Club.
Обратная совместимость и PlayStation Plus Collection
Sony заявляет, что на PS5 можно запустить 99 процентов игр с PS4 и даже назвала те 10 игр, которые еще не поддерживают обратную совместимость. Однако это не значит, что все остальные работают идеально. Да, в некоторых случаях, чаще всего с играми от Sony, все нормально и никаких проблем нет, но в большинстве случаев это похоже на русскую рулетку. Какие-то игры просто не запускаются, где-то слишком высокий инпут лаг, в-третьих — стоит фиксированное разрешение и частота кадров, из-за чего нет никаких отличий по сравнению с игрой на PS4.
Уверенным можно быть лишь в играх, попавших в PlayStation Plus Collection. Это специальная подборка из 20 проектов, так или иначе выстреливших во времена PS4, доступная лишь подписчикам PlayStation Plus, которые приобрели PS5. Тут есть как эксклюзивы Sony, в том числе God of War, Uncharted 4 и Days Gone, так и игры от сторонних издателей вроде Batman: Arkham Knight, Final Fantasy XV, Persona 5 и Mortal Kombat X. Это отличная подборка игр для тех, кто пропустил прошлое поколение консолей или вообще впервые покупает приставку, хотя на фоне Xbox Game Pass смотрится не так масштабно. Остается лишь вопрос, будет ли PlayStation Plus Collection пополняться новыми играми наподобие The Last of Us Part II или Marvel’s Spider-Man.
Sony делает основной упор именно на эмоции от игры, а не на их производительность. Это полная противоположность стратегии Microsoft, которая сделала максимально незаметную консоль, которую ставишь где-то неподалеку от телевизора, она скрывается в общем интерьере и просто работает как Xbox One X, но мощнее и тише. Sony же хочет, чтобы пользователь с первого запуска ощущал, что играет именно на PlayStation 5 с новым геймпадом, с быстрым SSD, с новым интерфейсом прошивки, работающим в 4К с HDR, с новым вызывающим дизайном.
Вопрос лишь в том, стоит ли брать консоль нового поколения (неважно, Xbox или PlayStation — это вопрос предпочтений) на старте или спустя несколько месяцев. И здесь есть несколько «но». Во-первых, сейчас, скорее всего, и не получится купить новую консоль, потому что первые партии распроданы по предзаказам. Во-вторых, в ближайшие полгода (а то и целый год) практически все крупные игры будут выходить и на новом, и на старом поколении, о чем говорят Sony и Microsoft, поэтому PS4 с Xbox One не превратятся в тыкву по щелчку пальцев. Так что сейчас есть время на подумать о том, нужно ли обновляться при первой же возможности или можно пересидеть на прошлом поколении, пока не начнут появляться эксклюзивы под следующее.