Мир
00:02, 23 ноября 2020

Антивирус Конфуция Вторая волна пандемии захлестнула мир, но обошла стороной азиатские страны. В чем секрет их успеха?

Владимир Кулагин
Фото: Adnan Abidi / Reuters

Западный мир все глубже погружается в пучину второй волны коронавируса — число заболевших постоянно растет и бьет новые рекорды. Европейцы и американцы, уставшие от бесконечных ограничений, выходят на митинги, а россияне, глядя на постоянно растущее число заражений, с обреченностью готовятся к очередному локдауну. Но есть на планете уголок, где не только успешно справились с первой волной, но и не допустили вторую. Это Юго-Восточная Азия — регион, где началась пандемия и где она, судя по всему, закончилась. Но если о героических усилиях Китая знает весь мир, то успехи его более слабых в экономическом плане соседей для многих остаются загадкой. «Лента.ру» разобралась, как азиаты смогли сделать то, о чем европейцы до сих пор только мечтают.

Думай как Конфуций

В разгар пандемии Китай и его ближайшие соседи (Япония, Южная Корея, Вьетнам и Тайвань) удивительным образом смогли избежать коллапса в здравоохранении. И в первую, и во вторую волну новости оттуда приходили менее тревожные, чем из той же Европы или США. Да и сам Китай, известный теперь как родина коронавируса, едва пересек черту в 90 тысяч зараженных, хотя давно избавился от строгих карантинных мер. Все это наводит на мысль, что успехи азиатских стран в борьбе с пандемией нельзя объяснить одним лишь везением.

Культурные особенности Восточной Азии действительно помогли легче справиться с вирусом, который до сих пор пугает весь остальной мир. И свою роль в этом сыграла традиция строгого почитания не только старших, но и начальников любого рода.

Традиционный тип мышления и отношение к указаниям «сверху» сформировались в регионе благодаря конфуцианству. При этом своеобразная триада — исполнительность, ответственность, законопослушность — никуда не делись даже и после демократической трансформации некоторых стран, в частности, Японии, Южной Кореи и Тайваня. В результате их население четко выполняет требования властей, и новостей о масштабных митингах против карантинных мер оттуда предсказуемо не поступало.

В то же время в авторитарных Китае, Сингапуре или Вьетнаме у граждан просто не остается выбора в вопросах борьбы с коронавирусом. Меры, которые необходимо соблюдать, чтобы остановить распространение вируса, обязательны для всех. За несоблюдение правил следует строгая ответственность.

В Японии, кстати, обошлись не только без жесткого карантина, но и не проводили большого количества тестов. Однако массовое ношение масок и соблюдение социальной дистанции позволило остановиться на низких показателях распространения вируса и смертности: COVID-19 обнаружили у 131 тысячи человек из 120 миллионов, а умерли менее двух тысяч человек.

Отдельно стоит отметить, что азиаты и до пандемии имели обыкновение носить маски в общественных местах. Где-то из-за плохой экологии, но чаще — из-за чувства ответственности и желания обезопасить себя и окружающих от заражения гриппом и ОРВИ.

По мнению критиков, отсутствие массового тестирования в Японии может говорить о ложных итоговых данных. Но японцы рано заметили кластерный характер распространения коронавируса, в связи с чем активно выявляли именно первораспространителей и ограничили массовые мероприятия в плохо вентилируемых помещениях.

При этом в Сингапуре контроля и запретов было значительно больше, чем в той же Японии, а итог по числу заражений оказался довольно неожиданным: на 6 миллионов жителей там выявлено более 58 тысяч случаев коронавируса. В то же время умерли всего 28 человек (что в целом подтверждает гипотезу о попросту малом охвате тестированием в Японии). Вероятно, сказалось именно массовое выявление заболевших, а также проверка соблюдения правил в общественных местах при помощи робособак и штрафы за приближение к другим людям в общественных местах. Теперь в Сингапуре считают COVID-19 историей и думают, какие правила нужны в постпандемийный период.

Не впервой

Однако эксперты сходятся во мнении, что сам по себе тип мышления все-таки не панацея в случае пандемии. Готовиться к пандемии заранее азиатские страны заставил их опыт и понимание того, что в плане эпидемий от Китая можно ожидать чего угодно.

КНР уже не раз становилась очагом вирусных эпидемий, в том числе птичьего гриппа в 1997 году, тяжелого острого респираторного синдрома (SARS, или атипичной пневмонии) в 2003-м и острой лихорадки с тромбоцитопеническим синдромом (SFTS) в 2010-м. При этом возбудителем тяжелого респираторного синдрома, как и в случае с COVID-19, был коронавирус, который вызывал нарушение функций дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта и нервной системы.

Вьетнам смог избежать трагических последствий первой волны коронавируса при помощи решительных карантинных мер. Первое исследование по оценке рисков в этой стране было проведено еще в начале января — вскоре после того, как начали поступать сообщения о неизвестном заболевании в Китае. Во вторую волну медиапространство всколыхнул мутировавший вирус в Дананге, но жесткий карантин помог сдержать и его.

Успех Вьетнама можно объяснить и социальной сплоченностью его граждан. Премьер-министр страны Нгуен Суан Фук сравнил действия страны по сдерживанию вируса с Тетским наступлением — первым широкомасштабным наступлением коммунистических сил во время войны с США в 1968 году. Пожилые вьетнамцы подтверждают, что не видели такого уровня дисциплины и солидарности со времен войны.

Опыт Тайваня, который с точки зрения международного права вообще одно государство с Китаем, тоже показателен. Регион, который от КНР отделяет лишь пролив, на данный момент имеет всего 611 заражений и 7 смертей. В конце октября сообщалось, что острову удалось продержаться более 200 дней без единого случая заражения коронавирусом. Добиться такого результата властям также помогло оперативное реагирование и использование технологий в обеспечении карантина.

«Мы закрыли границы и объявили домашний карантин. Был у нас и мониторинг того, как распространяется ложная информация о вирусе», — рассказал «Ленте.ру» глава тайваньского представительства в Москве Кэн Чжун Юн. И это тоже показательно: недавний случай в Австралии наглядно показал, что недостоверные данные могут привести к ненужному карантину целого района и трате лишних сил.

Верные акценты

Немалую роль в борьбе Азии с коронавирусом сыграла и готовность систем здравоохранения к повышенной нагрузке. Это получилось сразу по нескольким причинам.

Модель восточноазиатских стран выгодно отличает централизация в управлении (большинство из рассматриваемых примеров — маленькие страны), необходимое количество коек с быстрой возможностью развернуть резервные и даже обращение сразу к профильному специалисту. Стоит отметить, что мобилизационные возможности и вместимость больниц похожи на то, как система здравоохранения действовала в СССР — а вот в постсоветской России число стационарных коек еще долгое время неосмотрительно сокращали.

Кроме того, для победы над пандемией важна гарантия, что медицинские услуги получит каждый — вне зависимости от места жительства и работы (так называемая солидарная система). На этом фоне особенно понятен провал США, где для самой незначительной помощи необходимо иметь дорогостоящую страховку. В такой системе за работающих обычно платят работодатели, а вот какой будет ситуация в малообеспеченных семьях зависит от экономики каждого конкретного штата.

Максимальное внимание, уделяемое здравоохранению в азиатских странах, связано в том числе с военными угрозами. О войне постоянно не могут не думать правительства Японии, Тайваня и Южной Кореи. Готовиться к худшему их заставили ядерные испытания Северной Кореи, периодическая эскалация конфликта с ней, а также постоянно наращивающий свою силу Китай и территориальные споры с ним. В таких условиях иметь на всякий случай широкие резервы в здравоохранении — необходимость. В этой связи жалеть денег на медицину ответственные правительства не стали, и, как показало время, это помогло при борьбе с другим врагом — коронавирусом.

Без боязни Большого брата

Отдельным фактором стоит выделить технологические разработки, которые позволили быстро взять эпидемию под контроль. Страны региона без скепсиса, традиционно присущего европейцам, относятся к новым технологиям отслеживания.

Пример в этой сфере подал Китай, где еще в феврале были введены специальные QR-коды здоровья. С их помощью проверяют перемещения владельца телефона за последние 14 дней, а затем определяется их «зеленый», «желтый» или «красный» статус опасности. И уже на основании этого статуса граждане могли свободно передвигаться или должны были оставаться на карантине.

Специальные QR-коды вводили и в Японии, но использовали их немного по-другому. Граждане с их помощью отмечались в заведении, а затем власти оповещали их об угрозе заболевания, если коронавирус находили у кого-то из посещавших эти места в то же время. Аналогичную систему значительно позже ввели и в России.

В Китае же после QR-кодов запустили еще и дроны с тепловизорами, которые способны измерять температуру на расстоянии. А максимальное число расставленных в городах камер помогло не только превратить страну в антиутопию, но и наказывать нарушителей карантина.

Многое из этого существует и в Сингапуре: там, помимо уже упоминавшихся роботов, также работает мобильное приложение Trace Together, отслеживающее контакты людей с инфекцией. За нарушение карантина следовали штраф, соразмерный полумиллиону рублей, или лишение свободы.

В Южной Корее с весны успешно показало себя приложение Corona 100 m, где пользователи видят места, которые посещали больные COVID-19. Оно же сообщает, когда больные нарушают карантин. С помощью технологий местные власти также прибегали к бэктрекингу — эффективному способу выявлять изначального виновника локальной вспышки коронавируса. Самым показательным случаем оказался кластер заражений в секте под названием «Церковь Иисуса Синчонджи»: 5 тысяч человек заболели всего из-за одной женщины, посетившей службы.

Впрочем, последние новости из Южной Кореи не самые радостные. Представитель Министерства здравоохранения и социального обеспечения Юн Тхэ Хо объявил о начале третьей волны коронавируса в Сеуле: к середине ноября показатели там вернулись на уровень августовских. Это лишь подтверждает: несмотря на успешное сдерживание, окончательно побороть вирус пока не смог никто.

***

Далеко не все соседи Китая, ставшего в очередной раз родиной нового вируса, последовали его жесткому примеру, отправляя целые города на карантин. При этом комплекс мер и именно заблаговременная подготовка к угрозам здоровью нации стали главным ключом стран Азии к успеху. Получается, что на Востоке в XXI веке не теряли время зря, пока США и страны Западной Европы боролись прежде всего с терроризмом, который за многие годы унес гораздо меньше жизней, чем COVID-19 — за один. И, кажется, только опыт 2020 года заставит остальной мир пересмотреть свои приоритеты.

< Назад в рубрику