За последние двое суток в Москве выпало 15-20 процентов месячной нормы осадков. Жители не успевали привыкнуть к переменам погоды: сначала ледяной дождь, затем обильный снегопад. Традиционно такие осадки в большинстве городов приводят к транспортным коллапсам, и речь не только о России. Достаточно вспомнить, например, прошлогодний снегопад, который парализовал дорожное движение в Европе и даже привел к человеческим жертвам. Московские власти же работают на опережение. Это позволяет городу не замирать в десятибалльных пробках.
В России непогода и снег всегда начинаются внезапно. Несмотря на то что метеорологи предупреждают о них заранее, многие регионы оказываются не готовы к этому. Недавно в сложном положении оказался Владивосток, где после ледяного дождя без воды, света и связи остался ряд районов. Местным властям даже пришлось ввести режим чрезвычайной ситуации. Критическая ситуация сложилась в Центральной России — несколько десятков деревень оказались обесточены, линии электропередач рвались под весом сосулек, образовавшихся в результате ледяного шторма. И практически везде из-за гололеда увеличилось число аварий на дорогах.
На Москву тоже обрушился серьезный удар стихии — один за другим сюда пришли ледяной дождь и сильный многодневный снегопад. По подсчетам метеорологов, в столице выпало до 10 миллиметров осадков: это 15-20 процентов месячной нормы, или 6-8 сантиметров снежного покрова. Столичные коммунальные службы сработали по системе «предупрежден — значит вооружен».
План борьбы со стихией расписан в деталях. К работе на улицах города готова целая армия дворников и дорожных рабочих. С началом снегопада они приступают к сплошному подметанию транспортных магистралей и противогололедной обработке автомобильных дорог и пешеходных зон. Согласно утвержденному регламенту, противогололедными материалами, которые ускоряют таяние снега и препятствуют образованию наледи, обрабатываются мосты, тоннели, набережные, эстакады, путепроводы, крутые подъемы и спуски, подходы к остановкам общественного транспорта, станций метро и МЦК, железнодорожным станциям и платформам, ТПУ, объектам социальной сферы. Особое внимание уделяется пешеходным зонам.
На наиболее сложных участках автодорог поставили на круглосуточное дежурство тягачи. На случай обрыва проводов были подготовлены дизельные генераторы для своевременной подачи электроэнергии.
«Глобальная перестройка климата, о которой ученые предупреждали уже давно, сегодня заметна любому жителю Москвы. Она проявляется и в безморозных зимах, и в ледяных дождях, ранее считавшихся особенностью приморских регионов, например, Восточного побережья США, — рассказал доцент факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова Руслан Габдуллин. — Нужно признать, что Москва с этими погодными процессами справляется в целом успешно. В последние дни мы стали свидетелями ледяного дождя и сразу после него — обильных снегопадов. Но на городском ритме это практически не отразилось. Мы не видим ни транспортного коллапса, знакомого по 2000-м годам, ни экстремальных пробок. Очевидно, московские коммунальные службы смогли найти оперативные и адекватные пути решения этих природных проблем. И это особенно хорошо заметно на фоне других крупных европейских столиц, в которых неожиданное выпадение даже нескольких сантиметров снега способно почти полностью парализовать дорожное движение».
Снегопад и ледяной дождь не смогли создать москвичам особых проблем. К борьбе с вызовами природы в городе готовы: 50 тысяч дворников и дорожных рабочих, 1,5 тысячи аварийных бригад и 4,5 тысячи бригад для очистки кровель, а также 18,3 тысячи дорожно-уборочных машин и 30 тысяч средств малой механизации.
Сегодня в столице установлены одни из наиболее высоких стандартов по уборке снега в мире. В государственном стандарте зимней уборки по РФ указано, что все последствия снегопада должны устраняться в течение семи дней. В Москве это время официально сократили более чем вдвое — до трех дней, а на деле убирают снег еще быстрее. Предупреждение о начале снегопада должно поступить городским властям не позже, чем за четыре часа до начала осадков, и только три часа дается коммунальщикам на подготовку к уборке дорог. Во время осадков уборочная техника выходит на дороги каждые четыре часа, а во дворах и на тротуарах снег убирают каждые три часа.
Многие страны Европы со схожими погодными условиями имеют гораздо более низкие стандарты и предпочитают вводить ограничения для самих жителей.
«В европейских городах очистка дорог, проездов и крыш осуществляется не специализированными городскими службами, а пожарными, военными и волонтерами. Отсутствие масштабных программ по ликвидации последствий непогоды и минимальные обязательства властей привели к тому, что снегопад или ледяной дождь становятся серьезным испытанием для жителей европейских мегаполисов и часто приводят к коллапсу», — рассказывает член комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты Российской Федерации Артем Кирьянов.
Во Франции, например, власти могут сократить рабочий день, чтобы горожане успели добраться домой до начала снегопада. В Германии снегоуборочная техника работает только на территориях общего пользования, а уборка придомовых территорий лежит на собственниках жилых домов. Схожая ситуация в Канаде, где жители обязаны самостоятельно, в течение пары часов по завершении снегопада, очищать улицу перед своими домами.
В Польше дороги от снега начинают убирать только после окончания снегопада, что вызывает большие затруднения у автомобилистов, вынужденных часами ездить по снегу. В Норвегии и Швеции большую часть дорог, где нет интенсивного движения, толком не убирают, оставляя снежный накат. На всю Швецию насчитывается 4,5 тысячи единиц спецтехники: в Москве таких машин в четыре раза больше.
В борьбе с зимней стихией столица уверенно удерживает лидерство по России и превосходит многие зарубежные города: как за счет использования целой армии снегоуборочной техники и специалистов, так и за счет отработанных технологий и высокого стандарта.