На Таймыре прошел десятый по счету этнофестиваль «Большой Аргиш», за годы своего существования ставший одним из главных праздников для жителей Заполярья, и не только русского. В условиях эпидемии коронавируса большинство мероприятий, рассчитанных на гостей из разных стран и регионов, а также народные гулянья пришлось отменить. Однако «Аргиш» уже перешагнул границы нескольких ноябрьских дней, когда люди прощаются с заходящим до следующего года солнцем. Связанные с этнофестивалем мероприятия проходят круглый год, образуя все новые культурные и личные связи между коренными кочевниками и современными номадами с юга. Подробнее — в материале «Ленты.ру».
Таймыр — самый северный полуостров Евразии, но живет как остров. Доехать сюда можно только на самолете или судне, причалив в порту Дудинки. Однако и на полуостров добрался коронавирус, эпидемия которого поразила весь мир.
Заболевших среди северян немного, но они относятся к необходимости соблюдать карантин со всей ответственностью и стараются всячески поддержать борющихся с заразой врачей. Так, в дни «Большого Аргиша» улицы Норильска украсили ледяными скульптурами, и одной из них стал огромный букет с надписью «Спасибо врачам».
Надо отметить, что «Аргиш» — это не просто повод для хорошего застолья, а особое событие для северян. В эти дни солнце в последний раз поднимается над горизонтом, и людям нужно собраться с силами, чтобы пережить полярную ночь. Это готовность встретить трудности глаза в глаза.
Недаром, видимо, в парке отдыха на озере Долгом построили большой снежный лабиринт. Аттракцион могли могли посетить те, кто хотел отметить праздник хотя бы небольшой прогулкой.
А на площади перед Норильским заполярным драматическим театром имени Маяковского поставили проекторы, чтобы транслировать на стену театра, так похожую на огромный немного свернутый киноэкран, ролик, специально подготовленный к фестивалю. Сюда также приходили горожане, стараясь не слишком приближаться друг к другу.
«Люблю световые штучки, которые наполняют нашу начинающуюся полярную ночь космическим светом и создают атмосферу. Лабиринт прошла, в чуме зачекинилась, мультик посмотрела, осталось аргишное меню отведать», — поделилась впечатлениями норильчанка Светлана Баринова.
Однако вся эта вынужденная дистанционка, конечно, совсем не в традициях «Большого Аргиша».
«Естественно, на таких праздниках, где присутствует ярко выраженный национальный колорит, можно познакомиться с культурой и самобытностью этого народа. Есть возможность задавать интересующие нас вопросы и получать на них ответы из уст самих представителей этого народа, — отмечает в Instagram один из летописцев норильский жизни Магомед Исмаилов. — Также можно увидеть своими глазами жилища, потрогать и погладить руками домашних животных, примерить на себя национальную одежду, послушать песни, посмотреть хореографические таланты и попробовать на вкус разные блюда».
У людей накопилось много впечатлений и снимков с прошлых фестивалей. Воспоминания о них образовали так называемый виртуальный «Большой Аргиш», заполнивший соцсети.
«Я решил как-то внести свою совсем малюсенькую лепту в знак поддержки коренных жителей за этот несостоявшийся праздник и посвятить одну неделю на своей странице северным народам», — пишет Исмаилов.
Аргиш — это не просто олений обоз, как обозначено в словаре Даля, а куда более важное и глубоко символичное понятие для коренных жителей Крайнего Севера, представителей разных этносов со своей историей и культурой. Так, только на Таймыре проживает пять народов: нганасаны, энцы, ненцы, эвенки и долганы. Об этом знают не только ученые, но даже и простые люди, приезжающие трудиться в эти суровые края.
«У эвенков есть такое понятие — "аргиш", что в приблизительном переводе означает "путь". Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского "дао". Аргиш — это весь жизненный путь эвенка, прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жизни, — рассказывает буровик Роман Тойб. — Это целый цикл действий: от сбора в дорогу в длительное кочевье до прибытия на очередное зимовье. Это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом — опять в бесконечный аргиш».
Конечно, разговоры про «уютное место» в заполярной тундре для детей современной технологической цивилизации звучат дико. Люди в оленьих шкурах, выживающие в условиях 50-градусных морозов, воспринимаются как инопланетяне, и тем важнее становится найти с ними общий язык, понять, чем можно им помочь и чему от них научиться самим.
На Таймыре у кочевников уже довольно тесные связи с теми, кто живет в Дудинке и Норильске. Это заметно, к примеру, на этностойбище Тыяха. «Уникальное место, где человек один на один с природой живет так, как жили его предки сотни, а может, и тысячи лет назад, — описывает один из гостей оленеводов Артур Андреев. — Конечно, блага современного мира добрались и сюда — в виде электричества, снегоходов и даже местами интернета, но эти изменения гармонично вошли и немного облегчили нелегкую жизнь в этих суровых краях».
Гармония достигается трудом. Иначе в тундре человеку вообще ничего не добиться. Вот и минувшим летом члены очередной этнологической экспедиции провели более ста интервью с кочевниками, на основе которых была сформирована новая программа их взаимодействия, условно говоря, с промышленниками. Если конкретно, то «Норникель» собирается создавать цеха по переработке оленины и рыбы, построить этнокомплекс с мастерскими для производства изделий из меха, субсидировать вертолетные перевозки.
«В разработанную программу вошли более 40 мероприятий, направленных на развитие экономической деятельности коренных малочисленных народов Севера и воспроизводство возобновляемых ресурсов, которые являются материальной базой традиционного хозяйствования и основой сохранения коренных этносов», — отметил вице-президент «Норникеля» по федеральным и региональным программам Андрей Грачев. Тем же, кто хочет сменить кочевой образ жизни на городской, компания предложит целевое обучение по востребованным специальностям.
Дудинка и Норильск — это города для коренных северян особые. Здесь они находят поддержку, пристанище, которое не требует от них обязательных внутренних, культурных перемен. «Есть те, кто купил квартиру в городе или поселке, но продолжает кочевать, — рассказывала «Ленте.ру» ненка Анна Яроцкая. — А мы, осевшие здесь, регулярно ездим навещать родственников в тундру».
Яроцкая работает в уникальном Таймырском доме народного творчества в Дудинке, где бережно аккумулируется все самое ценное и редкое в культуре исчезающих малочисленных народов Севера. Ненцы, по ее словам, научились неплохо зарабатывать традиционным оленеводством и ценить все новые удобства, которые продолжают появляться в Норильске и Дудинке стараниями «Норникеля».
Так, в Дудинке реконструировали плавательный бассейн, детский дом и спортивный комплекс. В поселке Хета — новый Дом культуры. За последние два года компания потратила 277 миллионов рублей на все эти объекты. «Сейчас помощь более обдуманная с учетом того, что местные жители нам говорят, какие улучшения они хотели бы видеть в первую очередь», — подчеркивает Грачев.
Но, как водится на Севере, все самое главное происходит внутри. И, по словам вице-президента «Норникеля», для компании крайне важно помочь сохранить культуру малочисленных народов, рассказывать о ней на международном уровне. И здесь едва ли не центральная роль у «Большого Аргиша», который становится все более интернациональным праздником.
«Аргиш» — это не только про древние традиции и какие-то артефакты типа полного шаманского облачения, хранящегося в дудинском музее. Здесь часто происходит художественное осмысление того, что еще не было оценено по достоинству раньше.
Для этого круглый год в Норильске действует уникальная полярная Art-резиденция. Сегодня среди ее резидентов финны Александра и Павел Ротц — дует SASHAPASHA, а также француженка Татьяна Эфрусси. Первые изучают вышивку, которую использовали узники ГУЛАГ — настоящие «строители коммунизма» — для передачи сообщений на волю. Эти вещи нередко находили при реконструкции объектов периода больших сталинских строек. Эфрусси же исследует закавказские корни норильской архитектуры, которые угадываются в декоративных элементах зданий, построенных по проектам Микаэла Мазманяна и Геворга Кочара.
Все это тоже часть «Большого Аргиша», как и театральная жизнь Норильска, которая в трудный период нынешней эпидемии продолжает бить ключом. Премьеры идут одна за другой, причем порой на весьма непростые темы. Так, месяц назад состоялась премьера спектакля «Колчак Полярный» по пьесе Михаила Дурненкова.
Как известно, Колчак, будучи еще молодым лейтенантом, был нерядовым участником Первой полярной экспедиции 1900-1902 годов барона Толля. Будущий адмирал занимался топографией, проводил теплофизические, магнитные и другие исследования. «Это был человек большого таланта и мужества, высокой судьбы и трагедии», — отмечают в норильском театре.
А сейчас ожидается премьера комедии «Игроки» Николая Гоголя. Для работы над этим проектом на Таймыр впервые прилетели один из самых востребованных сценографов Дмитрий Разумов и художник по свету Иван Виноградов, работавший над «Сном в летнюю ночь», представленным в Королевском Шекспировском театре восемь лет назад.
На Таймыре сейчас свободно можно купить мандарины и клубнику, выйти в интернет и не отказывать себе в других дарах современной цивилизации, но это действительно остров, где, несмотря на гигантские безлюдные пространства, один человек живет с другим человеком в тесной связи, практически родственной. Вне зависимости от его национальности, уклада жизни и места работы.
Сейчас Норильск все больше стремится стать для своих жителей родным домом, а не местом, откуда потом лучше уехать «на материк». Это не просто слова, но и конкретные вложения. Один только пятилетний план по развитию Таймыра, составленный «Норникелем» вместе с организациями, которые представляют интересы более 90 процентов коренных северян, предполагает вложения на общую сумму в два миллиарда рублей.
«Соглашение может служить примером для других компаний, поскольку оно подчеркивает, как важно сохранять среду обитания коренных народов и защищать наши ценности и традиции», — подчеркивает Григорий Ледков, президент Общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».
Интересный факт: Таймыр не догоняет, а иногда даже опережает развитие «материка». Так, предприятия «Норникеля» — это не какой-нибудь пережиток индустриального советского прошлого. Здесь буквально куется будущее: производятся запчасти для электроавтомобилей, которые потихоньку захватывают мир и, вероятно, однажды вовсе вытеснят обычные машины с двигателями внутреннего сгорания.
А год назад в полярной Art-резиденции представили проект, который особенно востребован теперь в период глобальной самоизоляции.
Художница Анна Толкачева из Нижнего Новгорода со своей командой сняли первый в своем роде VR-фильм о жизни современных жителей тундры. Сейчас любой может погрузиться в эту особую атмосферу, надев шлем виртуальной реальности, не покидая своего дома. Для Толкачевой, к слову, «аргиш» — это тоже не фестиваль, а образ жизни. «Мы, современные номады, вдохновляемся от северных кочевников», — призналась художница.