У Sony одна из самых богатых историй на рынке мобильных устройств. Будучи крайне успешной в начале нулевых, она была одной из немногих, кто в наступившую эру смартфонов смог быстро перестроиться и даже навязать конкуренцию Apple и другим гигантам. Но сейчас о них мало что слышно, хотя компания продолжает выпускать телефоны и даже как-то подстраиваться под ситуацию на рынке. «Лента.ру» рассказывает о новом Xperia 5 II и как Sony оказалась в такой ситуации.
На рынке смартфонов Sony всегда искала собственный путь. Пока одни упражнялись в поиске необычных форм и решений, японская компания уповала на сдержанный, но узнаваемый дизайн и полезные фишки, которых не было ни у кого другого. Она одной из первых начала делать массовые телефоны с защитой от воды, выпускала компактные версии своих флагманов без сильных ухудшений, в отличие от Samsung и других производителей. Поэтому у смартфонов компании появилось сообщество преданных фанатов, которые даже в сложные для компании времена оставались верны Xperia.
До недавнего времени никто, кроме Sony, не мог предложить вменяемый компактный телефон, так что компания до сих пор сохраняет эту историю, выпустив вместе с Xperia 1 II (читается как «один mark два») его уменьшенный вариант Xperia 5 II. Однако удалось ли компании сохранить то, за что ее любят фанаты?
При использовании Xperia 5 II вообще не возникает ощущения, что это должен был быть компактный телефон. Да, диагональ экрана 6,1 дюйма вроде бы говорит о его небольших размерах, но он имеет необычное соотношение сторон 21:9. Из-за этого дисплей получился вытянутым — узким и очень длинным. По высоте телефон практически такой же, как iPhone 12 Pro Max, а по ширине — такой же, как iPhone 12 mini, что вызывает некий диссонанс: вроде у тебя и небольшой телефон, но ты не в состоянии дотянуться пальцем даже до середины экрана.
Sony объясняет, что такой экран идеально подходит для просмотра фильмов, но кто вообще станет смотреть кино на 6,1-дюймовом экране? С таким соотношением сторон гораздо удобнее листать ленты Twitter или Instagram, читать новости и переписываться, но уж точно не смотреть ролики. Даже если видео сделано в соотношении 2:1 под современные безрамочные телефоны, на 21:9 обрезается слишком много контента сверху и снизу.
Другой плюс — работа в режиме многооконности, где можно расположить на одном экране два приложения. И для этого Sony сделала один из самых удобных интерфейсов, при котором ты за пару секунд можешь выбрать, какие программы открыть, как они будут делить экран, после чего сохранить эти настройки и в один клик возвращаться к нужной паре приложений.
Но, опять же, это далеко не компактный телефон, и если вспомнить устройства серии Compact прошлых поколений, это становится еще заметнее. В остальном он тоже как бы следует против трендов: сверху и снизу здесь заметная рамка, но разблокировки по лицу нет ни в каком виде, в модельном ряду нет кричащих цветов, как нет и беспроводной зарядки (задняя крышка сделана из стекла, и ничего не мешало реализовать поддержку QI), даже разъем для наушников сохранили, чего не встретишь ни у одного флагмана последних лет. Вместе с тем на передней панели расположены полноценные стереодинамики, направленные на пользователя.
На корпусе находится аж пять кнопок. Первые две — качелька громкости, ниже — кнопка включения с совмещенным сканером отпечатков пальцев, далее идут многофункциональная клавиша для запуска Google Ассистента и кнопка затвора камеры. Причем кнопка Ассистента утоплена в корпус, и ее не получится нажать случайно — если не знать о ней, можно и не догадаться о ее наличии. А вот кнопка затвора — давняя фишка Sony, которая существует еще со времен кнопочных Cyber-Shot. Причем работает она ровно так же, как и 14 лет назад: легкое нажатие фокусирует изображение, усиленное делает снимок. С ее же помощью запускается приложение камеры.
С точки зрения железа Xperia 5 II — самый типичный из типичных представителей Android-смартфонов. Процессор Snapdragon 865, 8 гигабайт оперативной памяти, 128 встроенной. Имеется поддержка карт памяти до одного терабайта, причем слот для них и SIM-карт можно достать без скрепок и прочих иголок, что в некоторых ситуациях довольно удобно. Наконец, телефон не перезагружается, когда из него достаются слот для карт. И все это установлено в условно компактный телефон, чего себе не позволяет ни один из производителей Android-смартфонов.
В отличие от более старшего Xperia 1 II, OLED-экран у Xperia 5 II имеет частоту 120 герц и сенсорный слой с частотой 240 герц, поэтому вкупе с его характеристиками все работает очень плавно и быстро. При этом время работы никак не пострадало, его хватает на семь часов работы экрана при максимальной частоте. В нагрузку к этому можно запустить режим Stamina, который может дать еще один день работы телефона.
Работает телефон на Android 10 с предустановленной собственной оболочкой с минимумом отличий от «стока». Sony добавила несколько режимов работы, вроде того же Stamina и «Игровой усилитель», по минимуму предустановила приложений, нужных в основном для «профессиональной» съемки, и пару локальных сервисов типа «Яндекса». Все остальное здесь от обычного «голого» Android.
Отдельно Sony упирает на звук в Xperia 5 II. Кроме стереодинамиков, расположенных правильно, и разъема для наушников, здесь есть несколько программных средств улучшения качества звука. Во-первых, 360 Reality Audio, имитирующая объемное звучание. Во-вторых, апскейлинг DSEE, восстанавливающий и очищающий сжатый звук. Да, это все еще не Hi-Fi-плеер, но все равно качество звука в Xperia значительно выше, чем на остальных смартфонах.
Sony производит сенсоры для большинства смартфонов на рынке, при этом оставаясь аутсайдером по части фотовозможностей. Это уникальная ситуация, которая преследует Sony очень давно. В данном случае речь о трех модулях по 12 мегапикселей: основной, ультраширокоугольный и телевик с трехкратным зумом. Никаких изощрений вроде ToF-камеры или перископических телевиков здесь нет. Компания всерьез упирает на профессиональность своих устройств — якобы с их помощью можно максимально тонко настроить камеру и выдать снимок. Возможно, это так, и кто-то действительно захочет копаться в том ворохе настроек, которые предлагает Sony в режиме Pro.
В автоматическом режиме смартфон пытается применять как можно меньше постобработки, из-за чего снимки хоть и кажутся «натуральными», но не впечатляют. Даже днем фотографии получаются слишком ровными и скучными, а это совсем не то, чего ищет обычный пользователь. Зато в ночное время такой подход явно выигрышнее, потому что остается и ночная атмосфера, и детали удается сохранить без шумов. От камер серии Alpha здесь можно найти автофокусировку по глазам, которая работает в том числе и с животными. А вот фронтальная камера просто отвратительная и мылит кадры даже при идеальном свете.
С видео тоже не все просто. В обычном режиме телефон может снимать либо в 1080p при 60 fps, либо 4К при 30. Но вот если перейти в CinemaPro, там уже открывается и 4K@60fps и даже 4K@120fps с HDR. Но чтобы получить хоть сколько-нибудь удовлетворительный результат, нужно понимать смысл всех настроек, потому что в ином случае получится мусор. А вот переключаться между модулями в процессе съемки камера не может, поэтому если в кадре нужно что-то приблизить, придется довольствоваться цифровым зумом.
***
Ситуацию с мобильными телефонами Sony объяснить очень сложно. Вроде бы по сухим цифрам и общим впечатлениям они во многом соответствуют тому, что хочет получить пользователь от смартфона за 70-100 тысяч рублей: качественный экран, высокая скорость работы, внушительная автономность, и лишь камера подводит, но это исправляется ручным режимом. При этом компания осталась одной из немногих, кто пытается привнести что-то новое на рынок и хранит заложенные много лет назад традиции. Но продажи все равно не идут. По итогам 2019 года доля компании на рынке смартфонов равнялась практически нулю процентов, и она смогла продать всего 1,5 миллиона смартфонов за год (для сравнения: за 24 часа Apple продала по предзаказам два миллиона iPhone 12).
Xperia 5 II — продукт, рожденный в этом кризисе, — может стать надеждой на спасение компании. Возможно, причина в том, что в компании не могут внятно объяснить, зачем вообще нужны Xperia. В данном случае не нужно цепляться за какие-то уникальные настройки камеры или специальный цветовой профиль экрана «Режим создателя» для «визуального воспроизведения замысла автора». Если отбросить всю эту мишуру, то это просто один из лучших телефонов с характеристиками «лопат» в относительно компактном корпусе. Но и цена у него соответствующая — от 70 тысяч рублей, что многих отпугнет.