Россия
00:02, 30 ноября 2020

«Открутил карбюратор, продул его — все на ощупь» Российский байкер потерял зрение, но не сдался и нашел способ сделать мир лучше

Сергей Лютых (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Фото: страница Blind Race Team на Facebook

В правительстве всерьез задумались о доступности современной цифровой среды для незрячих и других людей с ограниченными возможностями здоровья. Институту развития интернета было поручено провести исследование Рунета на данный счет и, в первую очередь, государственных ресурсов. «Лента.ру» опубликовала серию материалов, с разных сторон раскрывающих данную тему. Герои этих историй — незрячие программисты, музыканты, общественные деятели — подробно рассказали, что людям с инвалидностью нужна не отдельная, а просто качественная инфраструктура, с отсутствием которой остальные привыкли мириться. Они так же работают, голосуют на выборах и сидят в соцсетях, а порой создают уникальные вещи: боты, навигаторы, бизнес-тренинги. Некоторые, будучи слепыми, занимаются правозащитой, ведут компьютерные курсы для зрячих, а еще есть Борис Вишняков — незрячий гонщик и инструктор, обучающий вождению в экстремальных условиях. Подробнее о нем — в статье «Ленты.ру».

«Вправо два, влево один»

Руки на руле, ноги на педалях. Ехать вслепую по гоночному треку — это реально. Главное, держать музыку, которая доносится из карта, движущегося впереди, точно посередине. А повороты помогает проходить голос штурмана: «вправо два, влево один». Все это, конечно, трудно, но движение, рев двигателя, вибрация, еще куча разных прикольных ощущений и, конечно, адреналин доставляют удовольствие.

И вот на финише ты уже улыбаешься, жаждешь поделиться пережитым с друзьями, чувствуешь себя по-настоящему живым.

Выбраться из карта и отойти с трека в безопасное место помогает Борис Вишняков. Его уверенный голос и движения передаются пилоту.

«Неплохо для первого раза. Аккуратно, эту ногу сюда, а рукой хватайся здесь и поднимайся. Молодец», – говорит он.

Несколько минут назад именно Борис, его слова, помогли водителю преодолеть природный страх, погрузиться в гоночное кресло и нажать на газ, не видя ничего впереди.

Борис ведет пилота под руку к гаражу. Здесь уже можно снять шлем и… повязку с глаз.

Вишняков стоит рядом и гладит своего пса-поводыря. И вот уже больше удивляет не то, что можно вслепую ездить за рулем, а то, что Борис сейчас, получается, сам был поводырем у зрячего человека.

Все это необычное мероприятие происходит поздним осенним воскресным вечером на треке мытищинского клуба «Солярис», когда здесь уже нет обычных клиентов.

Фонари освещают только сам трек, а вокруг и у въезда в боксы, где ночуют карты и ждут своей очереди гонщики, темно настолько, что у фотоаппарата не срабатывает автофокус.

Стартует следующая пара, вернее, штурман остался тот же — красивая девушка по имени Лилия, а место пилота во втором карте занял Павел Дремин.

Он сподвижник Вишнякова и его заместитель, заместитель руководителя проекта «Слепые гонки». Дремин тотально слеп, но едет по треку так уверено и быстро, что в это не верится. Карты Лилии и Павла едут вплотную друг за другом, будто бы в жесткой сцепке, наворачивая круги по большой и непростой трассе с эстакадой, тоннелем, шпилькой на 360 градусов и еще десятком поворотов разной сложности. Наконец они финишируют, уступая место следующей паре незрячего гонщика и штурмана.

Это дебют Руслана Айгинина. Он не рассказал родителям, что поедет на гоночный трек, — не хотел, чтобы те волновались. Парень дрожит от холода, так как оделся не по погоде. Костяшки на пальцах побелели от напряжения, но Руслан газует с места, как только слышит команду штурмана на старт.

Он несколько раз врезается в ограждения и даже вылетает с трассы, но, возвращаясь на нее вновь и вновь, жмет педаль в пол.

— Смелости тебе не занимать! А не боишься встретиться со стеной?

— Нет, не боюсь. Я уже ничего не боюсь, — улыбается Айгинин после финиша. — Я работал курьером в Москве. Трудно было вообще пробиться на эту работу, а потом я реально ездил по всему городу и вроде бы успевал все доставить в срок.

«Нас сбил КамАЗ»

Большую часть времени все эти слепые гонщики, участвующие в проекте Бориса Вишнякова, включая его самого, проводят, сидя за компьютером. В цифровой среде незрячий человек может максимально приблизиться по своим возможностям к человеку зрячему и зарабатывать деньги на равных — при должном старании.

Павел и Руслан работают в сфере IT, Борис — специалист в области информационной безопасности, но сейчас целиком посвятил себя проекту «Слепые гонки», учится на профессионального тренера в РГУФКе.

Вишняков всегда был человеком очень активным, с юности увлекался молодежными субкультурными и патриотическими движениями. Когда-то он был толкинистом, играл в хардбол, увлекался фотографией и даже связывал с этим свое профессиональное будущее. И, конечно же, Борис был и остается байкером, хотя именно ДТП с участием мотоцикла, на котором он ехал вместе с другом, привело к потере зрения и другим тяжелым травмам.

«Это было в мае 2011 года. Мы ехали с Рязанского проспекта в сторону Сокольников. Нас сбил КамАЗ», — вспоминает Вишняков. Байк вел его друг Николай Никифоров. У Бориса был на голове шлем, но не застегнутый.

Шлем сорвало, и он ударился головой, а еще получил двойной перелом таза.

Два месяца Вишняков провел с аппаратом Илизарова, но ослеп не сразу, а постепенно — к октябрю.

Друзья дежурили у постели Бориса. Он не терял уверенности, что не только вернется к самостоятельной жизни, но обязательно сядет в седло своего байка.

«Это было на Новый год. Мы с Борей зашли в гараж, где стоял его мотоцикл. Он завел аппарат, к которому не прикасался полтора года. Открутил карбюратор, продул его — все на ощупь. Я только подавал инструменты. Этот момент запомнился мне на всю жизнь», — говорит Никифоров.

Постепенно у Вишнякова созрела главная идея проекта «Слепых гонок»: глазами незрячего пилота может стать штурман. Изначально предполагалось, что это будет картинг. Однако хозяева треков, к которым Борис и Николай обращались, отказывались от подобных экспериментов на их территории.

Тогда решено было использовать квадроцикл. Придумали систему SOS, предполагающую передачу картинки с камеры на шлеме незрячего пилота штурману-оператору, чтобы тот в режиме реального времени помогал ориентироваться в пространстве. Ее разработал Алдан Дагейшиев.

Однако беспроводная передача информации через интернет шла с задержкой, и от этой идеи пришлось отказаться. Тренировки проводились с обычной рацией: пилот двигался в десятках метров от штурмана. На что-то другое у Бориса и Николая просто не было средств.

Осенью 2016-го Вишняков на старом мотоцикле Днепр «К-750» с коляской, вместе с Никифоровым, победил в гонке «Слепая ярость», по условиям которой пилоты должны были ехать вслепую.

После этого они познакомились с руководителем Музея индустриальной культуры Львом Железняковым, и тот помог им осуществить давнюю мечту — получить доступ к треку детской школы картинга Karting Evolution. А в 2018 году Вишнякову удалось заработать на три карта, один из которых он сразу же подарил гостеприимной гоночной школе.

Вокруг Бориса уже собиралась команда — как незрячих пилотов, так и штурманов. Однако с трека пришлось уйти на другой, а затем «Слепые гонки» и вовсе на некоторое время остались без места для проведения заездов.

Но энергия Вишнякова, его участие в экстремальных медиапроектах неизменно давали результат. К проекту проявляли внимание, и у него открывалось новое дыхание. И сейчас родным домом для слепых гонщиков стал подмосковный «Солярис».

«Чтобы на ресурсе госуслуг был помощник»

Борис технарь до мозга костей и прирожденный лидер. У него всегда полно идей, но он старается просчитывать все от и до, особенно в вопросах безопасности. Как гонщик он скорее похож на расчетливого и циничного Ники Лауда, чем на бесшабашного Джеймса Ханта.

Он критично относится ко всем инструментам, с которыми работает, и не готов мириться с недостатками. Так во всем. К примеру, незрячие обычно тепло отзываются о программах экранного доступа, которые, в принципе, позволяют им пользоваться компьютерами, а Вишняков говорит о проблемах в обеспечении защиты персональных данных.

«Мы должны понимать, что все программы, которые, грубо говоря, не встроены в операционку — уязвимы, — отмечает Вишняков. — Да и в целом у аудио-интерфейса есть серьезный недостаток: если вы не используете наушники, то пароли и другие важные персональные данные могут подслушать и, к примеру, совершить банковскую операцию от вашего имени».

К экспериментальным навигаторам для слепых пешеходов, о которых «Лента.ру» рассказывала в материале о слепом программисте Максиме Спиридонове, Вишняков также относится с недоверием, предпочитая испытанное средство: собаку-поводыря.

«Вот он — мой навигатор, и он никогда не подведет», — отмечает Борис. К слову, пса зовут Джос, как и одну из наиболее популярных программ экранного доступа для слепых.

Не доверяет Вишняков и технике Apple, которая, по словам одного из главных незрячих IT-экспертов страны Анатолия Попко, на многие годы обошла конкурентов по качеству интерфейса для незрячих.

«В случае c Apple вы просто должны забыть о защите ваших персональных данных. И в случае обострения конфликта США с Россией наши пользователи этой техники тоже могут пострадать», — говорит слепой гонщик.

О доступности цифрой среды в стране, по словам Вишнякова, говорить пока рано. Найти и оформить, к примеру, какую-нибудь госуслугу через интернет незрячему человеку реально, но вопрос в затрачиваемом труде.

«Я как руководитель НКО должен отчитываться перед налоговой и делаю это путем очных визитов, как и в другие государственные организации. Так проще, и не я один такой», — объясняет собеседник «Ленты.ру».

Среди редких от начала и до конца продуманных решений Борис назвал приложение «Сбербанк онлайн» и соответствующий веб-ресурс.

«В отличие, к примеру, от сайта госуслуг, там нет каких-то избыточных пунктов меню, которые приходится выслушать, прежде чем доберешься до нужного функционала. Там опять же есть помощник. Хотелось бы, чтобы на ресурсе госуслуг был помощник такой же», — рассказывает Вишняков.

Многие другие ресурсы и приложения доступны, но проблемы могут возникать с их обновлениями, когда удобство пользования пропадает в угоду свежему дизайну. О причинах этой проблемы прежде «Ленте.ру» рассказал преподаватель Школы дизайна ВШЭ Сергей Логвин.

* * *

Борис, как и все, активно пользуется соцсетями. С их помощью в «Слепые гонки» приходят все новые люди — как слепые, так и зрячие. Каждый получает здесь уникальный опыт, да и просто кайф.

На окутанной тьмой трассе в Мытищах между участниками проекта стираются границы, определенные их физическими возможностями. Там просто собираются люди, которых объединяет страсть к гонкам, жажда скорости.

Безусловно, два старых карта, к одному из которых примотана аудиоколонка с проводным микрофоном — это не предел мечтаний, а ровно то, на что этим энтузиастам хватает средств.

В идеале же «Слепые гонки» могут стать настоящим ралли, на котором незрячие пилоты со штурманами будут соревноваться на машинах, оборудованных современными парктрониками и маячкам на трассе, позволяющими ориентироваться при приближении к ним.

Как и Евгений Арнапольский, незрячий бизнес-тренер в международном проекте «Диалог в темноте», научивший журналиста «Ленты.ру» жарить шашлык, чтобы тот не пригорал, Борис считает, что слепые не должны ставить себя в позицию людей, которым нужны какие-то подачки.

Они могут создавать проекты, которые будут захватывать всех, делать мир лучше и двигать прогресс вперед. Герои сюжета «Новый взгляд» даже без нормальной инфраструктуры и по-настоящему доступной среды уже делают это: участвуют в музыкальных фестивалях, обучают зрячих пользоваться компьютерами, создают телеграмм-боты, проводят бизнес-тренинги, устраивают гонки, разрабатывают и внедряют новые ГОСТы.

Теперь слово за чиновниками, разработчиками, дизайнерами и инвесторами. Хотят ли они, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями имели меньше барьеров для самореализации и готовы ли работать над этим изо дня в день?

< Назад в рубрику