Экономика
16:11, 30 ноября 2020

Провинциальная альтернатива Онлайн-продавцы нацелились на регионы

Константин Ляпунов (Редактор отдела «Бизнес»)
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Для e-commerce коронавирус создал машину времени: уже в апреле-мае 2020 года продовольственный онлайн-ретейл перепрыгнул минимум на пять лет вперед. Отрасль ставит рекорды, и даже прекращение локдауна и открытие офлайн-магазинов не привело к откату на прежние позиции, но такие риски есть. К такому выводу пришли участники шестого международного бизнес-форума «Неделя ретейла». По мнению сооснователя Fix Price Сергея Ломакина, территорией роста для интернет-торговли становятся регионы, куда сервис еще не дошел. О том, что драйвер роста для интернет-торговли находится вне столиц, — в материале «Ленты.ру».

За молоком — на почту

К концу третьего квартала рынок прибавил 10 процентов на фоне стагнации экономики. В ближайшей перспективе может быть и 20 процентов, если игроки рынка поймают тренд.

«Доля онлайн-заказов в России за время пандемии подросла чуть более чем на десять процентов. Цифры не очень большие, но они говорят о том, что этот канал продаж становится все заметнее, — отмечает Сергей Ломакин. — Гораздо важнее другой показатель: около 80 процентов россиян стали смотреть на онлайн-торговлю как на альтернативу реальному походу в магазин, и при необходимости — например, в условиях нового карантина — готовы пользоваться услугами e-commerce».

По словам Сергея Ломакина, коронавирус сломал гендерные границы: теперь не только молодежь, но и люди старшего возраста умеют «шопиться» в интернете. Пандемия привлекала в онлайн покупателей в возрасте 55+ и жителей небольших населенных пунктов, где проживает менее тысячи человек.

Пандемия стала катализатором для развития интернет-торговли в России, подтверждает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. По его оценке, доля проникновения онлайн-продаж растет повсеместно, что приближает нашу страну к развитым рынкам, но пока не позволяет выйти из разряда догоняющих. Для сравнения: в КНР доля онлайна — чуть менее 30 процентов.

В России лидер на сегодняшний день — Санкт-Петербург с долей в 19 процентов; это на 1,5 процента больше, чем в Москве. В топ-5 попали Краснодарский край (10,7 процента), Новосибирская (10,4 процента) и Самарская (9,7 процента) области.

АКИТ прогнозирует дальнейшее увеличение показателей, но указывает на то, что счет все еще сильно в пользу офлайна. Популярность онлайн-шопинга будет возрастать в тех населенных пунктах, где есть интернет и возможности доставки. По данным АКИТ, 2019 год интернет-продавцы продуктов питания закончили с выручкой почти 125 миллиардов рублей, что в масштабах всего продовольственного рынка составляет менее 1 процента.

Директор по инновационному развитию и партнерству торговой сети «Магнит» Павел Орлов уверен, что цифры могли быть намного больше, но ретейлеры пока не готовы предоставить такой сервис жителям регионов, где таится основной потенциал отечественного рынка онлайн-торговли.

«Онлайн-торговля идет по следам традиционного ретейла: закрепившись в одной из столиц и городах-миллионниках, начинает экспансию в регионы, — отмечает Сергей Ломакин. — Тормозом на этом пути может стать стремление крупных игроков выстраивать свои системы доставки. Несмотря на то что за основу были взяты созданные для офлайн-торговли пути товара, логистика для онлайна требует перенастройки».

Свою помощь по работе в регионах предлагает интернет-продавцам «Почта России». По словам заместителя гендиректора госкомпании Алексея Скатина, кооперации ретейлеров и госкомпании не избежать, иначе в перспективе трех-пяти лет первые начнут терять темпы роста. «Почта России» предлагает сэкономить на эффекте масштаба: ведомство завершает разработку собственной IT-платформы для доставки товаров, которая будет доступна всем участникам рынка.

Привычка ходить в магазин

За время самоизоляции люди успели оценить все достоинства и недостатки этого вида покупок. Доцент кафедры финансов и цен РЭУ имени Плеханова Мария Долгова перечисляет эти достоинства: экономия времени, безопасность (не нужно находиться в местах скопления людей), удобство, возможность выбора и сравнения товаров и цен в различных магазинах, не выходя из дома. Кроме того, можно заказать доставку подарков родственникам и друзьям, с которыми нет возможности встретиться лично, и приобрести товары в зарубежных магазинах.

«С недостатками успели познакомиться, наверное, все на старте пандемии: в ряде случаев приходится ждать доставки; возможны случаи отсутствия необходимых товаров на складе в момент сбора заказа. В этом случае некоторые службы доставки созваниваются с покупателями и подбирают замену, но ряд магазинов просто удаляют данные позиции из заказа и корректируют сумму к оплате», — говорит Мария Долгова.

Развивая онлайн-канал, бизнесу важно создавать элементы удобного сервиса, уверен Сергей Ломакин. «У потребителя есть запрос на скорость, но онлайн-продавец, как бы он ни старался, никогда не будет быстрее магазинчика у дома. Соревноваться надо в другом: в ассортименте, ценах, промоусловиях и гибкости, — подчеркивает Сергей Ломакин. — Нужны определенные “окна” для доставки, так как человек не готов ждать целый день».

Предприниматель указывает на еще один «пандемийный» тренд — легкость, с которой покупатели переключаются между разными каналами покупки. Человек может заказать бакалейные товары, консервы, бытовую химию онлайн с доставкой домой — это экономит время и избавляет от необходимости ехать в торговый центра на автомобиле. А свежие продукты и ситуативные вещи он покупает несколько раз в неделю в магазине рядом с домом.

Так что в дальнейшем мы, скорее всего, будем наблюдать параллельное развитие традиционной и онлайн-торговли. Причем обоим форматам придется постоянно искать новые пути для привлечения покупателей. В условиях, когда сотни тысяч россиян находятся в домашнем офисе или на карантине, когда многие скрываются от вируса вдали от цивилизации и магазинов шаговой доступности, найти желающих сделать заказ в интернете будет несложно. Но покупатель может выйти из онлайн-магазина, как только минует угроза для жизни.

Все-таки для большинства людей возможность рассмотреть товар перед покупкой, пощупать его имеет первостепенное значение. Эксперты призывают не забывать про эмоциональную составляющую шопинга, которой онлайн-продавцы пока дать не могут, и про то, что для многих россиян поход в магазин — это важный элемент социализации. По прогнозам Data Insight, 2021 год еще поддержит восходящий тренд в онлайн-шопинге, но потом время сведет его на нет.

Как подчеркивает Сергей Ломакин, для ретейлеров офлайн тоже пока более привлекателен: этот канал маржинальнее и уже давно достиг порога безубыточности, чего нельзя сказать об онлайне, где традиционные игроки пока считают только расходы.

< Назад в рубрику