Силовые структуры
00:01, 5 декабря 2020

«Самый подлый и кровожадный из всех» Доку Умаров взрывал поезда и казнил россиян. За его голову обещали миллионы долларов

Анна Комиссарова
Фото: Specnaz.ru

«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о самых известных контртеррористических операциях российских спецслужб. В предыдущей статье речь шла о том, как в России охотились на Салмана Радуева, одного из самых опасных чеченских полевых командиров. Сегодняшний рассказ о Доку Умарове — самопровозглашенном амире запрещенного в России «Имарата Кавказ». Он пустил под откос «Невский экспресс», устроил взрывы в аэропорту Домодедово и московском метро и организовал еще несколько терактов, в результате которых погибли более 200 человек. Умаров входил в топ-10 самых разыскиваемых преступников мира, а Минюст США обещал за его поимку награду в пять миллионов долларов. За ним охотились несколько лет, но амир каждый раз ускользал от преследователей. Чтобы уничтожить Умарова, спецслужбам пришлось внедрить в его отряд своего агента.

«В личном плане Умаров был очень жесток»

Доку Умаров родился 13 апреля 1963 года в селении Харсеной Чечено-Ингушской АССР. Окончив среднюю школу, он отправился получать высшее образование в Грозненский государственный нефтяной университет имени академика Миллионщикова, где освоил профессию инженера-строителя.

Впрочем, судимость не помешала ему после освобождения переехать в Тюменскую область, устроиться на работу и вскоре стать руководителем одного из местных предприятий.

Руслан Гелаев

В начале 90-х Умаров занялся рэкетом, а в июле 1992 года вновь попал под уголовное преследование за убийства. Он крепко поссорился с двумя жителями поселка Патрушево (Тюменская область) и на следующий день вместе с приятелем ворвался в дом одного из них.

Оппонента дома не оказалось, но преступников это не остановило. Они застрелили его мать и друга семьи, а также тяжело ранили отца. Забрав из дома все ценности, бандиты пустились в бега — на этот раз Умарову удалось уйти от правосудия, скрывшись в Чечне.

Оказавшись на родине, рэкетир тут же примкнул к батальону «Волк» (Борз), которым командовал Руслан Гелаев. С самого начала первой чеченской войны Умаров вел боевые действия против федеральных войск — сначала как рядовой гранатометчик. Но уже к концу 1994 года он возглавил собственный отряд.

Похититель жизней

В начале 1996 года первый президент непризнанной республики Ичкерия Джохар Дудаев присвоил Умарову звание бригадного генерала. Стремительной карьере последнего способствовала удачная женитьба на дочери приближенного к Дудаеву полевого командира Дауда Ахмадова.

Летом 1996 года Умаров вместе со своими боевиками напал на Грозный и лично участвовал в казни 30 милиционеров и солдат, оборонявших город. А уже к концу того же года полевой командир стал секретарем Совета нацбезопасности Ичкерии и главой республиканского штаба по борьбе с преступностью. Впрочем, это ничуть не мешало Умарову похищать людей ради выкупа.

Если родственники похищенных не могли собрать требуемую сумму или отказывались идти на сделку, пленников ждала неминуемая казнь. Кроме того, Умаров не стеснялся нападать на мешавших ему сотрудников прокуратуры Ичкерии. Но беспредел, который творил «борец с преступностью», не ускользнул от внимания преемника Дудаева — президента Аслана Масхадова.

Он не мог позволить Умарову так портить репутацию властей Ичкерии и в 1998 году освободил полевого командира от всех должностей. Тот, впрочем, в долгу не остался и прилюдно пообещал расстрелять Масхадова, если он решит начать переговоры с федеральными властями.

По некоторым данным, именно он в марте 1999 года организовал в аэропорту Грозного похищение генерал-майора милиции Геннадия Шпигуна. За его жизнь боевики вначале потребовали 15 миллионов долларов, но позже снизили сумму до трех. Когда руководство Шпигуна отказалось платить выкуп, он был казнен.

«Какой президент из Умарова?»

В начале 2000 года, уже во время второй чеченской войны, Доку Умаров участвовал в очередном нападении на Грозный, и, отступая из города, получил контузию при взрыве снаряда. Осколками ему пробило голову и повредило челюсть — лечиться полевой командир отправился сначала в Грузию, а затем в Турцию, где жил его брат.

Вернувшись в Чечню, Умаров вновь отправился воевать — на этот раз в качестве командира отряда из 300 боевиков. Его конфликт с Масхадовым закончился к августу 2002 года, когда президент Ичкерии назначил полевого командира руководителем «западного фронта».

Стремясь оправдать доверие руководства, Умаров в том же месяце захватил часть населенных пунктов Веденского и Урус-Мартановского районов. Два года спустя он получил новое назначение — возглавил Службу национальной безопасности Ичкерии.

А в 2005 году полевой командир вплотную приблизился к столь желанному для него президентскому креслу, став вице-президентом при новом главе Ичкерии Абдул-Халиме Садулаеве. Но летом 2006 года Садулаев был ликвидирован российскими спецслужбами на окраине города Аргун: его преемником на посту президента непризнанной Ичкерии стал Доку Умаров.

Амир моджахедов

В ноябре 2007 года с подачи парламента Ичкерии Умаров сложил с себя президентские полномочия и объявил о создании «Имарата Кавказ» — запрещенной в России террористической организации.

В их число попали Ингушетия, Дагестан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Ставрополье. При этом врагами «Имарата» Умаров провозгласил не только Россию, но и другие страны, в том числе США, Великобританию и Израиль, которые якобы «вели войну против ислама и мусульман».

После уничтожения Басаева место чеченского террориста №1 оказалось свободным — и «амир моджахедов Кавказа» решил его занять.

К тому моменту Умаров уже был причастен к серии терактов. В их числе — взрывы в здании Федеральной службы безопасности (ФСБ) России в Магасе (Ингушетия) и электрички в Кисловодске в 2003 году, а также нападения на Ингушетию и Грозный в 2004 году. Жертвами всех атак стали около 150 человек.

13 августа 2007 года фирменный поезд «Невский экспресс» сошел с рельсов на участке Бурга — Малая Вишера. К счастью, обошлось без жертв, но в больницы с травмами разной степени тяжести попали 60 человек. Следователи установили, что причиной катастрофы стал подрыв путей, в котором заподозрили Доку Умарова.

Но полевой командир в тот раз не спешил брать на себя ответственность за произошедшее. Все изменилось в 2009 году, когда террористы вновь атаковали «Невский экспресс», что привело к страшной трагедии.

«Вдоль забора в ряд лежали тела»

Непосредственными исполнителями подрыва «Невского экспресса» стали четверо боевиков. Самодельное взрывное устройство (СВУ) мощностью семь килограммов в тротиловом эквиваленте сработало 27 ноября 2009 года на перегоне Угловка — Алешинка на границе Тверской и Новгородской областей.

Время и участок железнодорожных путей, где произошел взрыв, были выбраны не случайно: сверившись с расписанием, террористы знали, что там должны были встретиться два поезда. Но по счастливой случайности следовавший в Москву состав опоздал на три минуты.

Жертвами теракта стали 30 человек (в том числе две беременные женщины), травмы получили около 130 пассажиров. Часть раненых пришлось разместить в доме жительницы деревни Лыкошино, который находился в 20 метрах от места трагедии.

Ответственность за теракт быстро взял на себя Доку Умаров, но у следствия возникли сомнения в правдивости его слов. Летом того же 2009 года полевой командир уже блефовал, назвав себя организатором теракта на Саяно-Шушенской ГЭС. На самом же деле авария, которая произошла на гидроэлектростанции 17 августа, носила техногенный характер.

Позже виновным в организации крушения «Невского экспресса» был объявлен ликвидированный спецслужбами боевик Александр Тихомиров, более известный как Саид Бурятский.

«Человеку просто оторвало лицо»

Меньше года спустя, в марте 2010 года, Доку Умаров взял на себя ответственность за теракты на станциях московского метро «Лубянка» и «Парк культуры». В результате самоподрывов, которые осуществили две террористки-смертницы, погиб 41 человек.

А 24 января 2011 года около 16:30 грянул взрыв в зоне международного прилета аэропорта Домодедово. СВУ мощностью семь килограммов в тротиловом эквиваленте привел в действие 20-летний смертник Магомед Евлоев.

В результате теракта погибли 37 и пострадали 117 человек. Среди жертв, помимо россиян, оказались граждане Австрии, Великобритании, Германии, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана. В организации взрыва следствие сразу же заподозрило Доку Умарова: вскоре он сам взял на себя ответственность за произошедшее.

В том же заявлении Умаров объявил 2011 год для России «годом крови и слез», но затем на время ушел в тень. А в 2013 году он сделал новое заявление — пообещал сорвать предстоящие Олимпийские игры в Сочи. Этим Умаров фактически подписал себе смертный приговор: спецслужбам была дана команда в кратчайшие сроки найти и ликвидировать полевого командира.

Ускользающая цель

Слухи о смерти Доку Умарова появлялись с 2000 года с завидной периодичностью: в этом плане он обошел таких террористов, как Басаев, Хаттаб и Салман Радуев. СМИ хоронили «амира моджахедов Кавказа» 12 раз, но сообщения о ликвидации постоянно оказывались ложными.

К слову, за ним охотились не только в России: в 2011 году Умаров попал в десятку самых разыскиваемых международных преступников, а Минюст США за помощь в его поимке объявил награду в пять миллионов долларов.

В мае 2009 года отряд полевого командира из 60 человек расположился неподалеку от селения Даттых (Сунженский район Ингушетии), о чем вскоре стало известно спецслужбам. Боевиков разгромили, но их лидеру удалось уйти.

В ноябре того же года до Умарова почти добрались: оперативникам через своих агентов удалось доставить ему отравленные продукты. После ядовитой пищи состояние полевого командира и его приближенных резко ухудшилось.

Но позже на месте удара нашли лишь тела охранников террориста: он сам вновь сбежал. Однако отравление не прошло для него бесследно: Умаров получил серьезные осложнения — в том числе, по некоторым данным, заболел сахарным диабетом. После этого случая он приказал своим подручным покупать продукты (в основном копченое и вяленое мясо) только в небольших селениях, выбранных случайным образом.

Неуловимый Доку

Проблемы со здоровьем отразились и на деятельности Доку Умарова: в августе 2010 года в сети появилось его видеообращение, в котором он сложил с себя полномочия амира. Но уже несколько дней спустя полевой командир подготовил новую речь, в которой опроверг свою «отставку».

Однако это не спасло «Имарат Кавказ» от раскола — трое полевых командиров объявили о выходе из подчинения Умарову. Чтобы доказать свою самостоятельность, они совершили нападение на чеченское село Центорой, в ходе которого погибли шесть милиционеров.

Тем временем попытки ликвидировать Умарова продолжались: в 2011 году авиаударами был уничтожен его лагерь вблизи села Верхний Алкун (Сунженский района Ингушетии). Тогда погибли 19 человек, в том числе гражданская жена и личный врач Умарова. Фрагменты тел направили на экспертизу в лабораторию, но полевого командира среди убитых не оказалось.

А в апреле 2013 года на задержание Умарова отправились чеченские полицейские — им стало известно, что он скрывается около ингушского села Аршты.

Пока люди в погонах разбирались между собой, полевой командир успел покинуть окрестности Аршты. К слову, многочисленные попытки ликвидировать Умарова раз за разом срывали его агенты в силовых структурах. Они сообщали своему боссу о планах спецслужб и рассекречивали внедренных в его окружение оперативников. Даже собственных сторонников Умаров казнил без колебаний при малейших подозрениях в измене.

Чужой среди своих

Несмотря на параноидальную подозрительность Умарова, в 2013 году в его окружение был успешно внедрен агент спецслужб. Биографию новобранца тщательно проверила служба безопасности Умарова, а в качестве главного испытания на верность он должен был убить высокопоставленного российского полицейского.

«Раненого» доставили в больницу Гудермеса, где врачи, по легенде, сумели спасти ему жизнь. Через некоторое время полицейского отправили на «реабилитацию» в Ростов-на-Дону — подальше от Чечни.

Боевики не заподозрили подвоха и приняли прошедшего испытание агента в свою команду. А тот осенью 2013 года раскрыл спецслужбам позицию отряда Доку Умарова вблизи одного из селений на чечено-ингушской границе.

Но Умарову удалось выжить и на этот раз: получивший осколочное ранение полевой командир сумел уйти через подземный ход. Правда, на этом его везение закончилось: необработанная вовремя рана стала гноиться, что привело к гангрене. Подручные Умарова попытались доставить его в Нальчик, но быстро поняли: из-за усиленного контроля на всех окрестных блокпостах сделать это не удастся.

Лекарство от жизни

Бойцы спецслужб шли за полевым командиром по пятам, появляясь во всех населенных пунктах, через которые лежал путь его отряда. Не стало исключением и ингушское селение Шалажи, где специально доставленный по такому случаю врач готовился провести Умарову операцию.

Прибытие спецназа перечеркнуло все планы боевиков — их главаря пришлось срочно увозить. Единственное, что сумели захватить с собой ваххабиты — лекарство, которое привез медик. Правда, они не знали, что препарат был предварительно отравлен: вскоре после его введения «амир моджахедов Кавказа» скончался.

Охранников Умарова охватила паника: они стали спешно искать предателя в своих рядах. В итоге один из телохранителей полевого командира расстрелял двух «коллег», похоронил их вместе с главарем и скрылся в Сирии. О смерти Умарова беглец поспешил сообщить другим боевикам: он отправил фото тела Умарова по всем подпольным каналам.

В этом помог сбежавший охранник Умарова, который попал в руки сирийского правосудия в 2017 году. Он не только рассказал подробности гибели своего босса, но и указал на карте точное место его захоронения.

Останки полевого командира из-за их токсичности после отравления перевезли в лабораторию с особыми мерами предосторожности. Проведенная генетическая экспертиза останков подтвердила — они принадлежат именно Доку Умарову. После гибели последнего из ключевых чеченских террористов созданный им «Имарат Кавказ» фактически прекратил свое существование.

< Назад в рубрику